Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Коррекционно-развивающего воспитания и обучения



В игровой деятельности

Необходимыми условиями коррекционно-развивающего обучения и воспи-' тания детей со сложными нарушениями являются комплексное изучение, ин­дивидуализация воспитания и обучения, использование специальных методи­ческих, игровых приемов, различного наглядного материала в процессе инди­видуальных занятий. Педагогический аспект индивидуального сопровождения ученика включает следующие взаимосвязанные направления: педагогическое изучение учащегося с учетом данных психологического и клинического обсле­дования; совершенствование педагогической технологии и форм организации коррекционного обучения и воспитания в образовательном и воспитательном процессе; организация консультативно-педагогической помощи родителям для участия в коррекционной работе с детьми.

Особенно сложным, как показывает практика, является подготовительное обучение первого года. Трудность этого этапа определяется особенностями дошкольного воспитания и обучения. Иногда очень трудно включить ребенка в любую деятельность, организовать целенаправленные действия с помощью сурдопедагога. У большинства детей отмечаются признаки незрелого регули­рования собственной деятельности, непонимания сути игровых ситуаций, вза­имоотношения с окружающими, ограниченная ориентировка в ближайшем окружении. На начальном этапе обучения большое коррекционное значение имеют различные игры и игровые приемы, использование игрового материала и наглядности. Игры способствуют формированию и развитию психической деятельности. Для коррекционной направленности игр, игровых упражнений необходим специальный подбор различных игр и наглядно-дидактических ма­териалов в соответствии с возрастом. Коррекционные игры подбираются в со­ответствии с особенностями психофизического состояния ребенка и задачами педагогической коррекции на данный момент: игры, направленные на уста­новление контакта педагога с ребенком и на активизацию его общения; игры с предметами для развития основных видов чувствительности; игровые упраж­нения для развития зрительного и осязательного ощущения (игра «Волшебная шкатулка», «Узнай, кто это или что это», «Игры забавляющие», «В мире сказ-; ки»). Игры с натуральными предметами обогащают детей сенсорными впечат-1 лениями, развивают наблюдательность, внимание и др. Знакомство с окружа­ющим миром в игровой деятельности, в общении со взрослым формируют у, детей представления об объектах и их свойствах. Для развития сенсорных впе­чатлений используется драматизация в играх с натуральными предметами, при этом развивается осязание, зрительнослуходвигательная координация. На ос­нове предметной и предметно-игровой деятельности формируются познава­тельные действия и ориентировка в пространстве. Постепенно вводятся игро­вые упражнения по развитию слухового, зрительного внимания, памяти, мыс­лительных операций. Наблюдения показывают, что у учащихся первого года обучения не сформировано ролевое исполнение при участии в сюжетно-роле-вых играх, отмечается плохое понимание сути игровых ситуаций. Сюжетно-ролевая, театрализованная игра рассматривается как коррекционно-развиваю-щая деятельность по формированию биосоциальных отношений. В театрали­зованных играх имеется разнообразный игровой, творческий, речевой, двигательный потенциал, который способствует личностно-ориентированно-му воспитанию неслышащих и слабослышащих школьников со сложной струк­турой нарушений. Во внеклассное время в целях развития детей во внеуроч­ной деятельности целесообразно проводить театрализованные сюжетно-роле-вые игры на темы сказок. Организуются развивающие подготовительные занятия с использованием ярких картин, игрушек, атрибутов, отражающих ска­зочные события. При знакомстве со сказочным сюжетом детей с комплексны­ми нарушениями включают совместно со взрослым, а далее самостоятельно в разные виды изобразительной деятельности, в игровые действия с использова­нием набора игрушек, костюмов, картин-декораций, соответствующих содер­жанию сказки. Далее школьники на занятиях побуждаются к изобразительной деятельности с помощью взрослого, затем самостоятельно. Создаются фигуры героев сказок из картона, которые раскрашиваются, вырезаются. Дети стиму­лируются к созданию декораций из природного материала (ветки, листья, кам­ни и др.), бросового материала (катушки, дощечки, куски бумаги и т. п.). Для формирования ориентировочных действий, сенсомоторного развития органи­зуются сюжетно-отобразительные игры с элементами театрализации. Дети включаются в ролевое общение друг с другом и со взрослыми, формируется интерес к творческой деятельности, к сверстникам как участникам по совмест­ной деятельности.

Постепенно, кроме театрализации сказочных сюжетов, используются сюжет-но-ролевые игры для знакомства с окружающим миром, для формирования пред­ставлений об объектах, их свойствах. В играх с натуральными предметами у детей конкретизируются сенсорные впечатления. Далее в играх развиваются познавательные действия и ориентировка в окружающем на основе предмет­но-игровой, практической, изобразительной деятельности.

С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская определяют предметно-прак­тическую деятельность как развивающую ребенка, в чем и состоит ее важное дидактическое значение: развитие познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления, воображения), формирование круга житейских понятий речи как средства общения. Важным условием для развития речевой деятель­ности у неслышащих и слабослышащих с комбинированными недостатками развития является вовлечение ребенка в совместную со взрослым практиче-! скую деятельность и создание в ближайшем окружении речевой среды. В по­знавательной деятельности ведущая ролб принадлежит развитию анализатор­ной системы: зрению, остаточному слуху с использованием индивидуального слухового аппарата, осязанию, обонянию и вкусовой чувствительности, кине­стетическим ощущениям. Поэтому необходимо осуществление сенсорного развития ребенка в предметно-практической деятельности. Такой подход спо­собствует развитию психических функций восприятия, памяти, мышления, речи в условиях овладения оречевлением своих действий с предметами и игрушка­ми. Для формирования практических жизненных умений и развития разных видов чувствительности педагоги используют игры и упражнения, которые направлены на целостное восприятие предметов, их свойств, качеств, на про­странственные отношения, на овладения способами обследования предметов; их сравнения. Используются определение формы предмета с помощью обво­дящих движений, накладывания, по образцу с помощью осязания; сравнение предметов по различным признакам (цвет, форма, величина, назначение), оп­ределение сходства и различия, группировка предметов с помощью взрослого и самостоятельно и т. п. Используются различные игры с водой (переливание, окрашивание, измерение и т. д.); с сыпучими веществами (перекладывание ложками, насыпание в емкости, взвешивание и т. п.); различные действия с бумагой и картоном (вырезание, наклеивание, обведение, штриховка, раскра­шивание контурных фигур). Для развития ручных умений и пользования быто­выми предметами включаются упражнения на открывание, закрывание, заби­вание, закручивание, включение, выключение и т. п. Через занимательность упражнений, красочность материалов у ребенка формируется интерес к пред­метам и действиям. Любопытство и интерес к общению с материалом способ­ствует возникновению у ученика внутренней мотивации для познания окружа­ющего мира. В процессе практической деятельности дети начинают уверенно оперировать игровым оборудованием, улучшается координация движений рук. Ученики овладевают навыками в работе с карандашом, кистью, резинкой, нож­ницами и др. В деятельности развивается речь: дети читают и пишут слова с табличек печатными буквами, расширяется словарь, в разной мере общаются речью со взрослыми и другими детьми, во время игр, занимательных упражне­ний и в быту проговаривают знакомые слова и короткие фразы, обращаются с просьбой.

Коррекционная направленность обучения и воспитания требует тесной вза­имосвязи этих процессов, в то же время и индивидуального подхода, осуще­ствления систематического наблюдения за развитием ученика. Усвоение в процессе учебной и внеурочной деятельности знаний, умений и навыков зависит от особенностей высшей нервной деятельности учащихся, характера протека­ния мыслительных процессов, сформированности интересов, работоспособ­ности ребенка и уровня его познавательной активности и т. п. Индивидуаль­ные особенности ребенка постоянно находятся в поле зрения учителя; кроме тгого, в процессе педагогического сопровождения учитываются и специфичес­кие различия в состоянии слуха, уровне развития речи, особенности сформи­рованности речевого слуха, навыки чтения с губ и др., обусловленные време­нем, степенью нарушения слуха, условиями развития ребенка после возникно­вения слухового дефекта, особенностями обучения. Учителя видят основную шдачу в систематическом изучении ученика, в наблюдении за ходом его учеб­ной деятельности, в выявлении степени трудности заданий, систем упражне­ний. Постоянно ведется поиск новых педагогических технологий, методиче­ских приемов, путей широкого использования наглядных, технических средств обучения для индивидуальной помощи ученику и усиления коррекционной направленности обучения и воспитания.

Выявление динамики развития ученика помогает выяснению не только до­стижений в приобретении знаний, умений, но и раскрывает сформированность у учащихся необходимых жизненных умений, ориентировки в окружающем. В русле психологической концепции Л.С. Выготского о двухуровневом умствен­ном развитии ребенка учителя определяют первоначальный уровень развития, когда школьник справляется с заданиями только с помощью учителя, по подра­жанию, с использованием наглядного, игрового материала или вопросов и т. п. Опытные учителя учитывают и возможности ученика, постепенно переводят его индивидуальное развитие на реально достижимый более высокий уровень.

С каждым новым учеником работа начинается с изучения его анамнеза. Далее учитель должен познакомиться с родителями ученика и поддерживать с ними тесную связь на протяжении всего времени обучения. Очень важно учителю знать жилищно-бытовые условия ребенка, наблюдать его в домашней обста­новке, где ребенок проявляет себя более естественно. Из беседы с родителями и собственных наблюдений учитель узнает о своем будущем ученике много нового, что порой бывает не отражено в документах, с которыми ребенок при­ходит в школу.

Первые две-три недели идет процесс адаптации, когда ученик привыкает к учителю, знакомится с распорядком школы, а учитель изучает состояние его речи, слуха, уровень бытовых умений и навыков, поведение.

Особенность индивидуального воспитания и обучения детей с комплекс­ными нарушенными состоит в том, что учитель является воспитателем ребен­ка и руководителем его семейного воспитания. Часть учащихся, обучающаяся индивидуально в домашних условиях, постоянно находится с родителями, которые продолжают коррекционно-развивающую работу с ребенком. Вам родителей и детей привлекать к внеклассным занятиям в школе во внеурочк время, к участию в праздниках, экскурсиях и т. п.

В школах существует различная организация обучения и воспитания детей | сложными нарушениями в условиях индивидуального и дифференцирован ь подхода. В условиях обучения в специальном классе или индивидуально зна«| тельная роль принадлежит родителям, нуждающимся в специальной помощи, | ководстве специалиста. В то же время необходимо при возможности всех де привлекать в разные доступные виды внеурочной деятельности в школе совмео но с другими школьниками, родителями и слышащими братьями и сестрами.



Просмотров 992

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!