Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Взаимосвязь обучения и воспитания



Воспитание личности школьника с недостатками слуха, возможность его самовыражения и самореализации в полной мере зависит от качественной, си­стематически проводимой коррекционно-развивающей работы.

Детская тугоухость, особенно глухота, крайне неблагоприятно отражаются на психосоматическом развитии. У большинства детей (более 85%) нарушение функции органа слуха наступает на первом — втором году жизни, т. е. до раз­вития или в период формирования психоречевого развития. Поэтому слуховое нарушение не только ограничивает возможности речевого общения школьника с окружающей средой и тем самым обедняет диапазон его чувственных вос­приятий, но и вызывает гораздо более тяжелые последствия — своеобразное развитие мышления и связанные с последним ограничения жизнедеятельнос­ти, трудности общения и социализации.

Несмотря на достигнутые в мире значительные успехи в преодолении нару­шений слуха, число детей, страдающих тугоухостью и глухотой, практически не снижается. Более того, статистика последних лет свидетельствует об увели­чении числа детей с врожденной тугоухостью и глухотой и с малозаметным снижением числа детей с приобретенными нарушениями слуха.

Дети, имеющие нарушение слуха и, как следствие, недоразвитие речи, не-сформированность словесного мышления и познавательной деятельности, не имеют достаточного социального опыта из-за ограниченности общения с ок­ружающими; их житейские и образовательные знания обеднены, процесс ов­ладения знаниями и умениями протекает своеобразно и требует помощи со •стороны специалистов. Все это приводит к трудностям социализации и даль­нейшей интеграции слабослышащих и неслышащих в общество. Жизненные ценности плохослышащих и глухих ограничиваются материальным благопо­лучием, низок интерес к культуре, науке, образованию, политике.

У учащихся, помимо основного диагноза — снижение слуха (I, II, III и IV степени тугоухости), имеется, по заключению врачей, большое количество со­путствующих заболеваний: остаточные проявления энцефалопатии, последствия родовых травм, акушерских параличей, ДЦП, патологический неврологический статус, минимальная мозговая дисфункция и перенесенные менингиты, а такжеповышенная нервная возбудимость, простудные заболевания, ЛОР-патологии (отиты, гаймориты, фронтиты, синуситы). Снижение или отсутствие слуха (а неслышащих детей, подготовленных к обучению во 2-м отделении в результате ранней помощи, в школе 15%) и имеющиеся у учащихся мозговые нарушения являются причиной недоразвития отдельных психических процессов. Кроме это­го, в школе обучаются и воспитываются дети с ЗПР, с нарушением слуха и ин­теллекта или с множественными недостатками развития.

Цель педагогической коррекционной работы заключается в преодолении, исправлении и профилактике нарушений психических и физических функций ребенка с недостатками слуха в процессе его воспитания, образования, социа­лизации и интеграции в общество.

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание направлено на усвое­ние социального опыта с использованием новых педагогических технологий и специальных методов с усилением взаимосвязи содержания уроков и органи­зованной воспитывающей деятельности школьников во внеурочное время.

Воспитательный процесс развивает и формирует типологические свойства и качества личности, инвариантные предметной специфике деятельности (ком­муникативная, познавательная, трудовая, эстетическая и др.), позволяет адап­тироваться школьнику в социальной среде.

Коррекционно-развивающее воспитание направлено как на исправление (преодоление) недостатков умственного и речевого развития, так и на совер­шенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сфе­ры и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Педагогический аспект реабилитации в нашей школе включает восстанов­ление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в про­цессе образования (как общего, так и специального) с использованием новых технологий и методов обучения, в процессе воспитания в условиях новых орга­низационных форм, восстановление нарушенных функциональных связей. Основные цели образования, воспитания и реабилитации совпадают и направ­лены на наиболее полную интеграцию личности в общество.

В процессе образования и воспитания детей с нарушениями слуха обеспе­чивается готовность личности к самоопределению и самореализации в основ­ных сферах жизнедеятельности (трудовой, общественной, культурно-досуго-вой, коммуникативной, семейно-бытовой) и готовность к выбору профессио­нальной деятельности. В процессе воспитания и образования развиваются способности к самореализации в социуме, формируется социальное поведе­ние и общение, осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной и от­ветственной деятельности в различных профессиональных сферах, обеспечи­вается сохранение и укрепление здоровья учащихся, формируются способнос­ти к саморегуляции, умения организовать свой досуг.

Таблица



Просмотров 1208

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!