Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В содержании воспитательного процесса



Анализ передовой педагогической практики в коррекционных образовательных учреждениях позволяет утверждать, что большое внимание в содержании воспитания учащихся уделяется культурологическому подходу, предполагающему изучение внутренних связей и взаимодействия процессов культурно-исторического развития окружающего ребенка мира. Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород и многие другие города и регионы России явля­ются источниками культуры. Изучение материалов об истории, культуре, тра­дициях городов, как и других национальных центров культуры, позволяет воз­действовать комплексно и предполагает освоение школьником разными пластами культуры общества.

Основополагающими направлениями формирования культуры является позна­вательная, нравственная, коммуникативная, практическая жизненная и трудо­вая, физическая и эстетическая деятельность. Овладение школьниками разными сторонами культуры общества осуществляется в образовательном и воспита­тельном процесса при освоении содержания образовательной и воспитатель­ной программы. Краеведческое образование и воспитание учащихся с нару­шенным слухом на основе изучения истории и социальной культуры имеет давние традиции в опыте известных зарубежных и отечественных сурдопеда­гогов Ф.М. Гилля, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, А.Ф. Остроградского, Я.Т. Спеш-нева, В.И. Флери, Ш.М. Эпе и др. Важное направление воспитания и социали­зации, самореализации личности школьника с нарушениями слуха в окружаю­щем мире — изучение жизни, истории, культуры своего народа, освоение общественного опыта, культуры человеческих отношений. Формирование зна­ний о современной жизни невозможно без изучения культурной среды, тради­ций, истории, деятельности выдающихся личностей, исторических и культур­ных событий своей страны и мира.

В связи с изменением содержания воспитательной системы возрастает зна­чимость культурологического подхода в воспитании учащихся через изучение духовного мира личности, процессов в жизни общества, постижение его исто­рико-культурного своеобразия. Формирование культуры осуществляется в кра-гведческой работе во внеурочное время в следующих содержательных направ­лениях и организационных формах.

1. Использование материалов по изучению культуры Петербурга на уроках титературы, чтения и на внеклассных занятиях при изучении творчества по­этов, писателей, художников, чья деятельность связана с Петербургом. Краеведческий материал вводится в уроки развития речи, в ознакомления с окружа­ющим, в индивидуальные занятия по формированию произношения и разви­тию слухового восприятия, особенно при работе над текстами. Материал та­ких уроков включается в занятия внеклассным чтением, закрепляется в разных формах внеклассных занятий. Иногда школьники до проведения урока начина­ют знакомство с темой на экскурсии или на тематической прогулке, готовят краткие сообщения, подбирают наглядные материалы к уроку и т. д. Таким образом устанавливается интеграция между уроками и внеклассными занятия­ми в условиях творческой деятельности школьников при изучении краеведче­ского материала.

2. Комплексное изучение культурологического материала на специальных уроках или факультативах. Программа этих уроков включает примерные раз­делы: «История и культура страны и Санкт-Петербурга», «Архитектурные па­мятники города на Неве и их создатели», «Воспитание культуры социального поведения и общения», «Экология и здоровье» и др.

3. Изучение разного культурологического материала при проведении экскур­сий и тематических прогулок, при подготовке тематических праздников, конкур­сов, олимпиад, при выпуске стенгазет и календарей юного петербуржца и т. п.

4. Приобщение к художественной культуре в кружковой работе, занятия изоб­разительной деятельностью, изучение народно-прикладного искусства, отли­чительных особенностей некоторых традиционных промыслов России. Дети усваивают художественные умения, выполняют работы в различном стиле. В процессе изобразительной деятельности у детей расширяются представления об искусстве, развиваются эстетические чувства. Декоративно-прикладная де­ятельность развивает воображение, творческие способности учащихся. Худо­жественные трудовые умения совершенствуют их познавательную активность.

Важный компонент воспитательной системы — воспитание и развитие эмо­циональной сферы, чувств воспитанников. Без человеческих эмоций трудно понять взаимоотношения людей, познать окружающий мир, воспринимать нор­мы и требования жизни. Развивая чувства детей в разных видах деятельности при приобщении к искусству, литературе, культуре, воспитывают сознатель­ную, -творческую личность.

В коррекционно-образовательных учреждениях отмечается новый подход к музыкально-эстетическому развитию, познанию музыкальной культуры неслы-шащими и слабослышащими. Этот подход осуществляется в двух направлени­ях: а) специальные уроки — фронтальные занятия в слуховом кабинете, музы­кально-ритмические занятия и др. Музыкально-ритмические занятия способ­ствуют развитию у слабослышащих эмоционально-волевой сферы, расширению познавательных интересов, развитию слухового восприятия во взаимосвязи с речью, эстетических вкусов и др.; б) внеклассные занятия по подготовке к праздникам, театрализованным постановкам, подготовка и участие детей в различ- ) ных общешкольных мероприятиях, в речевых конференциях, литературно-му- / зыкальных вечерах, студиях речитативного пения и т. п. развивают также чув- 1 ства детей и активизируют познавательную деятельность.

Наблюдения показывают, что музыка оказывает благотворное влияние на ' эмоциональное, психическое, речевое развитие учащихся, на совершенствова- ; ние двигательной сферы. При систематических занятиях у учащихся развива­ется слуховое восприятие музыкальных элементов с использованием звукоуси­ливающей аппаратуры. Дети вслушиваются в различные звучания, усваивают темп, звуковысотные, ритмические, тембровые структуры. Главное же, учащи­еся с нарушенным слухом овладевают навыками слушания музыкальных про­изведений, пения, навыками движения под музыку. У них в процессе музы­кальных занятий формируется эстетическое отношение к музыке, сопережива­ние эмоциональному содержанию музыкального произведения.

Слуховая депривация, как показывают исследования Р.М. Боскис, Т.А. Вла­совой, Л.С. Выготского, Т.В. Розановой и др., не изолированное выпадение от­дельного анализатора, а нарушение всего хода психофизического развития ре­бенка, что приводит к своеобразию формирования личности. Поэтому изучение культурологического материала носит коррекционно-развивающую направлен­ность. Опыт коррекционных образовательных учреждений раскрывает особен­ности педагогических условий для формирования у учащихся культурологи­ческих знаний, развития эмоционально-волевой сферы, интереса и потребнос­ти в изучении истории и культуры, природы и экологии своего места жительства.



Просмотров 1024

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!