Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развивающее воспитание ребенка



В семье

Велика роль семьи в развитии учебно-познавательной и речевой деятельности школьника, его умственных способностей, памяти, мышления, внятного произношения. Родители могут формировать необходимые психологические предпосылки, интерес к обучению, развивать учебные, коммуникативные умения. Активизация познавательной деятельности ребенка в домашних условиях связана с работой по формированию словесной речи при использовании остаточного слуха с помощью индивидуального аппарата и с развитием речевого общения в разнообразных ситуациях. Познание окружающей действительности связано с развитием, усложнением бытовых, коммуникативных, трудовых умений. В различных видах совместной деятельности, в общении родители развивают интерес ребенка к знаниям, к чтению, к учебной деятельности. Совместное проведение досуга в семье, семейные праздники, посещение музеев, спектаклей, выставок расширяют кругозор неслышащих, развивают фантазию, творчество, формируют культуру социального поведения и активизируют познавательную деятельность.

Для организации и проведения в семье учебно-познавательной деятельности и коррекционной работы с ребенком с нарушением речи следует привлекать родителей к участию во внеклассных занятиях в школе. Присутствие кого-то из родителей на самоподготовке или участие в познавательной экскурсии, тематической прогулке, при подготовке и проведении праздников, выставок работ учащихся и т. п. позволяет близким включиться в общение со всеми воспитанниками группы, наблюдать деятельность сурдопедагога, осваивать методические приемы активизации речевой и познавательной деятельности. Участие родителей во внеклассной работе способствует совершенствованию их методического опыта. Учебно-познавательная и коррекционная работа с учащимися в семье может проводиться в трех направлениях: а) специально организованные занятия с ребенком по заданию педагога — чтение книг, познавательные игры, прогулки, совместная изобразительная или практическая творческая деятельность с предметами, материалами; б) использование жизненных условий семьи для формирования умений самообслуживания, бытового труда в еже: дневных делах, организация порядка жизни для активизации развития ребенка; в) организация речевого общения, развитие разговорно-обиходной речи в условиях жизненной деятельности на основе устной речи с использованием индивидуального слухового аппарата.

Ежедневное обсуждение жизненных повседневных дел (проблемных ситуаций), доступных пониманию школьника, и активный поиск, участие в их решении, выполнение поручений развивают его активность, самостоятельность, инициативность и способствуют познанию действительности. Совместное обсуждение домашних дел и практическое участие в них побуждают ребенка к активизации мыслительной деятельности, к речевому общению, к освоению нового словаря. Посильный труд школьника в семье, выполнение поручений, участие в оказании помощи престарелым членам семьи, забота о младших помогает ребенку осознать опыт семейных отношений, ответственность перед семьей, понять внутрисемейные отношения и самому готовиться к семейной жизни. Организация такой познавательной деятельности неслышащего в семье требует активного участия и помощи всех членов семьи. Особое место в ней занимают родители, обучающие неслышащего или слабослышащего, тактично помогающие и направляющие его действия. Формирование культуры поведения ребенка в семье, в обществе, развитие культуры речевого общения во многом зависит от нравственного климата, взаимоотношений в семье, поведения и образа жизни самих родителей.

Проведение родителями специальных коррекционно-развивающих занятий в семье в том случае, если ребенок не посещает такие занятия в группе продленного дня, требует разработки специальной программы занятий по разным видам деятельности. Такая индивидуальная программа занятий в семье может быть составлена учителем класса, воспитателем при участии учителя-дефек-толога с учетом особенностей развития ребенка, возможностей и подготовленности родителей к проведению специального обучения и воспитания. Большое значение для развития познавательной и речевой деятельности имеет организация практической жизни семьи: совместное приготовление и проведение завтрака, обеда и ужина, занятия бытовым трудом, проведение досуга, прогулки, игры и т. д. Важным приемом воздействия становится использование родителями с коррекционно-развивающей целью естественно возникающих жизненных ситуаций. При этом необходимо как понимание родителями основных коррекционных задач, так и владение приемами коррекционной работы. В условиях жизненных ситуаций возможно развитие подражания, внимания, памяти, мыслительных процессов (запоминание порядка умственных действий, анализ деятельности, выводы, обобщения и т. д.); развитие речи, слуха, речевого общения; формирование жизненно необходимых практических умений и навыков; развитие эмоционально-волевой сферы, совершенствование моторики и двигательных навыков и др.

Обучающий ребенка в семье взрослый становится не только организатором его деятельности, образцом речевого и социального поведения, но и коррекционным педагогом, развивающим его познавательную деятельность.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

). Раскройте задачи и условия семейного воспитания неслышащих школьников. Покажите на примерах роль воспитателя в руководстве семейным воспитанием глухих и слабослышащих.

2. Известно, что методами изучения условий семейного воспитания являются: беседа, устное или письменное анкетирование родителей, общение с ними при посещении семьи, переписка с родителями. Используя один из методов на педагогической практике, проведите изучение условий семейного воспитания школьника с нарушением слуха. Соберите следующие данные: 1) состав семьи, занятия родителей, материальные, санитарно-гигиенические условия жизни; 2) имеются ли в семье глухие или слабослышащие, сведения о них; 3) есть ли в семье другие дети (слышащие или неслышащие), отношения их со школьником; 4) средства общения (дактильная, жестовая речь, устное общение с использованием индивидуального аппарата), используемые родителями, другими членами семьи; 5) условия воспитания ребенка до поступления в школу; 6) поведение и деятельность школьника в семье (участие в домашнем труде, отношение к родным, оказание помощи); 7) использование родителями методов поощрения и наказания; 8) организация родителями досуга ребенка, характер его интересов; 9) оказание помощи в выполнении домашних заданий, воспитание интереса к учебной деятельности; 10) трудности родителей в воспитании ребенка с нарушенным слухом, ожидаемая помощь от воспитателя в семейном воспитании неслышащего.

3. Назовите индивидуальные и коллективные формы работы воспитателя с родителями детей с недостатками слуха.

4. Посетите родительское собрание в одной из групп продленного дня. Запишите тему, ход собрания. Проведите анализ по следующим вопросам: 1) Какие задачи поставил воспитатель и удалось ли ему решить задачи собрания? 2) В какой форме проведено родительское собрание? 3) Каковы приемы работы воспитателя с родителями при подготовке и проведении родительского собрания? 4) Что можно сделать для большей эффективности родительского собрания?

5. Проведите беседу с родителями, сделайте выводы и составьте свои рекомендации по воспитанию неслышащего ребенка в семье. Вопросы для беседы: 1) Как ваш ребенок выполняет режим дня? В каком состоянии содержит рабочее место, школьные принадлежности, личные вещи? 2) Охотно ли участвует в домашнем труде? Какие поручения в семье выполняет с интересом? В каких видах деятельности предлагает свои услуги? 3) Охотно ли учится? Занимаетесь ли вы домашней учебной работой? Как относится ребенок к успехам и неудачам в учении? 4) Влияет ли состояние здоровья ребенка на учение, разные виды его деятельности в семье? Быстро ли он утомляется? 5) Как вы проводите работу по развитию слуха, формированию навыка чтения с губ? Следите ли за правильностью произношения, руководите ли работой по обогащению словаря и развитию навыка речевого общения? 6) Чем любит заниматься ребенок в свободное время? 7) Читает ли он самостоятельно или с вашей помощью книги, журналы? Умеет ли рассказать о главном в прочитанном? 8) Как вы организуете досуг школьника? Посещаете ли вы с ним театр, музей? Понимает ли он красоту природы, правильно ли оценивает поступки людей? 9) Кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние на ребенка? Как ребенок относится к вашим требованиям, советам улучшить свое поведение, успеваемость?

6. Назовите типы отношений родителей к ребенку с нарушенным слухом в семье.

7. Раскройте особенности психолого-педагогической поддержки родителей сурдопедагогом в воспитании школьников с нарушенным слухом и речью.

8. Изучив психолого-педагогическую литературу, раскройте сложности воспитания ребенка с нарушением слуха в условиях семьи и возможные пути их преодоления.

9. Раскройте направления содержания и разнообразие форм проведения учебно-познавательной, игровой, бытовой деятельности, коррекционной работы в развивающем воспитании школьника в семье.

Список литературы

1. Богданова Т.Т., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. № 5.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. М., 1993.

3. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 1970.

4. Леонгард Э.И. и др. Я не хочу молчать!, М., 1990.

5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. Л., 1991.

6. Назарова Н.М. Работа сурдопедагога с родителями глухих учащихся // Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся: Сб. науч. тр. М., 1984.

7. Семья может все / Под ред. Э.И. Леонгард. СПб., 1992.

8. Соколов А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушением слуха // Здоровье детей как ценность культуры: Материалы X Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Культура и детство». СПб., 2003.

9. Хотеева Э.Н. Взаимодействие школы и семьи в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. Белгород, 2000.

Раздел 3



Просмотров 1256

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!