Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Типы отношений родителей к ребенку с недостатком слуха



Как социальный институт, воспитание имеет важное значение для формирования личности ребенка с нарушением слуха. Проблеме значимости семейного воспитания уделяли внимание многие выдающиеся педагоги: П.Д. Енько, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, Н.М. Назарова, Е.Ф. Рау, Н.А. Рау, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Я.Т. Спешнев, В.И. Флери и др. Сурдопедагоги отмечали своеобразие и специфические особенности воспитания ребенка с недостатками слуха в семье. По утверждению психологов, для развития личности имеет первостепенное значение постоянное общение с матерью, речевое и эмоциональное взаимодействие, общение с любящими членами семьи. Но такое общение из-за нарушения слуха и речи ребенка не может проходить без ранней помощи специалиста.

Родители детей тяжело переживают состояние своего ребенка при определении специалистами слуховой недостаточности. Психологи выделяют несколько стадий в состоянии, чувствах родителей: шок (1 стадия); понимание (2 стадия); защитное отрицание (3 стадия); принятие глухоты (4 стадия); конструктивные действия (5 стадия) (Е.И. Исенина, В.М. Рахманов и др.). Стадии шока, понимания, защитного отрицания четко просматриваются в чувствах и поведении родителей и близких, а стадия принятия и конструктивного действия не всегда реализуется в семейном воспитании. Ученые определяют, педагогический опыт показывает, что разные особенности отношения родителей к ребенку с недостатками слуха формируют у них положительное или отрицательное отношение к участию в его воспитании и в сотрудничестве со школой.

Часто при поздней глухоте и тугоухости, возникшей в старшем дошкольном или школьном возрасте, родители как бы останавливаются на стадии защитного отрицания. Пытаются скрыть от окружающих, от себя состояние ребенка, думают, что, может быть, завтра он начнет слышать. В большинстве таких случаев начинают вести поиск разных врачей, целителей, какие-то новые подходы в лечении и др. Многие как бы застревают на этой стадии и теряют время для коррекционного обучения, а главное, не получают своевременную помощь специалистов. На стадии «принятия глухоты или тугоухости» родители осознают, что ребенок потерял слух, но надо жить дальше, воспитывать его и, возможно, других детей в семье. Часть родителей начинает предпринимать конструктивные действия, даже меняется образ жизни в семье, по-иному определяются жизненные ценности. Много усилий прилагается для специального воспитания и обучения в семье под руководством сурдопедагога.

Определяются в семье, где имеется ребенок с недостатком слуха, различные типы и стили отношений родителей к ребенку и к возможностям его развития, к участию в воспитании и образовании школьника:

1. Полное понимание состояния ребенка, возможностей развития его слухового восприятия, речи, психического и физического развития, состояния здоровья и адекватное отношение к особенностям развития и воспитания. Понимание задач воспитания ребенка и активное сотрудничество со школой.

2. Гиперопека, когда постоянно ребенок окружен вниманием всех членов семьи, ограничивают его деятельность в семье, устраняют от обязанностей по дому, выполняют все вместо него. У ребенка не воспитываются такие черты, как самостоятельность, ответственность, но развивается завышенная оценка своей личности, эгоизм и т. п.

3. Нереалистическое отношение к школьнику. Родители верят в возможность вернуть слух своему ребенку, не учитывают особенности его развития, трудности обучения, формированию речи не уделяют внимания. Не занимаются воспитанием, мало сотрудничают с воспитателем и учителем.

4. Родители, смирившиеся с утратой слуха, безразличные к своему ребенку, к его дальнейшей жизни в обществе. Иногда родители стыдятся своего глухого и плохоговорящего ребенка. У некоторых отмечается полное неприятие такого ребенка, им не нравится общество глухих детей. Они не делают усилий для установления близких, доброжелательных отношений с ребенком, считают его помехой в своей жизни. Эти родители успокаивают себя, стараются полностью переложить на школу, на учителя воспитание и образование своего ребенка

Сурдопедагоги утверждают, что в полноценной семье, где родители адекватно относятся к своему ребенку, дети с недостатками слуха усваивают нравственные ценности, культурные традиции, осознают правила социального поведения, роли членов семьи. Но чем раньше ребенок изолируется от семьи, тем более выражены у него нарушения в психоречевом, эмоциональном развитии.



Просмотров 1522

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!