Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развивающие понимание состояний и настроения других людей



(Позволяют вести наблюдение за групповыми ролями и их динамикой)

Тайное сообщение. Дети садятся в круг и кладут друг другу руки на колени. Дается задание пожатием руки передать тайное сообщение соседу справа, который, в свою очередь, передает сообщение следующему и т. д., от одного к другому, последовательно по кругу, замкнув его. Игра направлена на достижение групповой сплоченности.

Диалог. Один ребенок руководит действиями другого: передает свои пожелания, какие использовать краски для создания рисунка, что и как изображать. Затем дети меняются ролями. Упражнение особенно интересно в плане изменения обычных ролей (лидер — подчиненный).

Артистическая арена. Дети разбиваются на две группы. Выбирается тема, предполагающая противопоставление двух взглядов, например: «Солнце и гроза», «День и ночь», «Война и мир» и т. д. Далее каждая группа выбирает для себя определенные цвета и рисует образы, которые затем оформляются в композицию. Работа завершается обсуждением процесса деятельности и его результатов.

Тактильное знакомство. Закрыв глаза, дети касаются рук и лиц друг друга, стараясь запомнить возникающие при этом образы и ощущения. Затем изображают их.

Эмоции. Детям предлагается изобразить мимикой и жестами различные состояния или ситуации: штормовое море, встреча друзей или врагов, удивление и т. д. Один ребенок изображает, группа угадывает.

Путь. Группы детей (по четыре человека) работают на большом листе бумаги. Каждый ребенок прокладывает свой путь линиями («Я плыву по реке»). На листе в результате получается некое подобие поля: сетки с ячейками разной величины и формы. Дети закрашивают каждый фрагмент, смешивая при этом цвета.

Испорченный видеотелефон. Вариант игры «Испорченный телефон» с той лишь разницей, что передаются не слова, а жесты. Игра направлена на снятие эмоционально-психологических зажимов, на удовлетворение потребности детей в физическом контакте.

Поочередное рисование. Первый ребенок рисует в течение двух минут, затем другой продолжает и т. д. до тех пор, пока первый не получит свой рисунок для завершения. Затем обсуждаются добавления, которые понравились или не понравились автору.

Живая скульптура. Предложить детям создать скульптурную композицию на предложенную тему («Мой дом», «Моя школа», «Праздник» и т. д.).

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА «ПСИХОЛОГ — РЕБЕНОК»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

(Методика ИМ. Никольской, Г.Л. Барднер).

Главная цель проведения таких занятий — это работа с внутренним миром ребенка, с его переживаниями, эмоциями, интеллектуальными проявлениями, с его отношением к себе, к другим людям, к миру.

В начале урока дается тема для рисования. Темы могут быть различные, главное, чтобы они волновали и были интересны («Моя мечта», «Стихия», «Я такой счастливый», «Когда мне стыдно», «Очень страшно», «Мое богатство», «Любовь и ненависть»). Дети сидят за партами и выполняют рисунок, затем подходят по одному к психологу и показывают ему рисунки. Психолог начинает по рисунку задавать уточняющие вопросы, просит ученика дать рисунку название, рассказать (описать), что на рисунке происходит, и пр. При этом ребенок может неоднократно возвращаться на свое место за партой, чтобы дорисовать рисунок, обдумать и дать письменный ответ на вопрос психолога, зафиксировать свое мнение, выразить отношение. В это время психолог взаимодействует с другими детьми. Однако все диалоги происходят только между психологом и тем конкретным ребенком, с которым он в данный момент взаимодействует, поэтому скрыты от других детей.

Принципиально важно, по мнению авторов данной методики, чтобы дети постепенно привыкали давать письменные ответы. Письменная речь — это специфический способ обобщения опыта, способ порождения мысли и сознания. Она дает возможность свободного самовыражения, развивает креативную и языковую компетентность. Считается, что вхождение ребенка в письменную речь необходимо организовать как переход от рисования «вещей» к рисованию «речи».

Список литературы

1. Копытин А.И. Арттерапия: разнообразие подходов. СПб., 1998.;

2. Платонова О.В., Жвитиашвшш Н.Ю. Шаг навстречу: Программа творческого ,, развития детей с «проблемами». СПб., 1998.

3. Никольская ИМ., Барднер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. СПб.; Рига, 1998.

Приложение 3

СХЕМА



Просмотров 1132

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!