![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Коррекционная направленность воспитательного процесса
Принцип предполагает развитие сохранных анализаторов и функций организма ребенка для коррекции и компенсации нарушенного развития. Нарушенная функция слухового органа развивается с использованием звукоусиливающего аппарата во внеурочное время. Интенсивное развитие мышления, речи, речевого общения, нравственной и трудовой культуры воспитанников осуществляется как в ходе всех внеклассных занятий, так и в жизненной, досуговой деятельности. Формирование речевого поведения и общения, использование и развитие остаточного слуха имеет решающее значение в коррекционно-развивающей работе на уроке и в процессе воспитания ребенка во внеурочное время. Дифференцированный и индивидуальный подход В современной сурдопедагогике проблема дифференцированного обучения и воспитания имеет несколько направлений. Организация системы образования и воспитания разных категорий детей со слуховой недостаточностью в разных типах школ: I и II вида, общеобразовательная школа для слышащих и др. В условиях воспитательного процесса в специальной школе — внутришкольная дифференциация по вариативным программам образования для детей, имеющих разную структуру нарушений и уровень развития. В организации и реализации внеурочной воспитывающей деятельности дифференциация и индивидуальный подход являются одним из принципов воспитания. Цель воспитательной системы — подготовить воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности. Социализация каждого школьника в условиях индивидуального подхода осуществляется с учетом особенностей его развития и воспитания. Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности ребенка: состояние слуха, уровень развития речи, речевого общения, мыслительных операций, особенности высшей нервной деятельности, характера, темперамента, работоспособности; сформированность культуры поведения, нравственных знаний и практическое их применение. Учитываются также познавательная активность и интересы, отношение к деятельности, уровень эмоционально-волевого развития и др. Принцип индивидуального подхода учитывает и специфические для глухих, слабослышащих и позднооглохших отличия в состоянии слухового восприятия, речи, навыков зрительного, слухозритель-ного восприятия речи и др. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода требует как учета индивидуальных особенностей учащихся, так и учета степени трудности заданий, упражнений, содержания воспитывающей деятельности и разных методов воспитания. Принцип дифференциации направлен на достижение оптимального уровня социализации школьника при применении эффективной технологии воспитания. Принцип открытости воспитательной системы и интеграции школьников для адаптации в обществе Воспитательная система школы должна быть открыта для общества, родителей, так как развивается на основе гуманистических и демократических идей, которые изменили организацию и содержание воспитательного процесса. Принцип предполагает расширение контактов учащихся с окружающим миром для развития опыта социальных отношений и интеграции в обществе слышащих. Принцип интеграции школьников во внеурочное время предусматривает посещение музеев, театров, центров детского и юношеского творчества, участие в городских школьных конкурсах совместно со слышащими для обогащения опыта социальных отношений. Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов 1. Раскройте основные понятия темы: «принципы», «парадигма воспитательной системы», «природосообразность воспитания». 2. Назовите основополагающие идеи современной воспитательной системы. 3. Перечислите ученых, в работах которых обоснованы специфические принципы воспитательной системы, назовите эти принципы. 4. Из перечисленных понятий выберите современные общепедагогические принципы воспитательной системы, которые являются руководящими положениями для воспитания учащихся с нарушением слуха. 1. Единство воспитательных требований. 2. Гуманизация воспитательного процесса. 3. Природосообразность воспитания. 4. Комплексный подход. 5. Воспитание и перевоспитание. 6. Культуросообразность воспитания. 7. Воспитание и развитие. 8. Нравственная культура. 9. Демократизация воспитательной системы. 10. Сотрудничество воспитателя, воспитанника и семьи. 11. Объективность и независимость воспитания. 12. Общественная направленность воспитания. 13. Единство воспитательных воздействий школы, общественных организаций и учреждений дополнительного образования. 14. Воспитание в коллективе. 15. Связь с жизнью, с трудом. Список литературы 1. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.5. 2. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики: Избр. тр. М, 1997. 3. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. 4. Никитина М.И. Перспективы развития образовательных и воспитательных систем в детских учреждениях для детей с нарушением слуха // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. СПб., 1997. 5. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002. 6. Сурдопедагогика I Под ред. А.И. Дьячкова. М., 1963. 7. Сурдопедагогика I Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004. 8. Сурдопедагогика I Под ред. М.И. Никитиной. М., 2002. Тема 3.3. Задачи и содержание Воспитательного процесса Содержание воспитательного процесса разрабатывается на основе определенных педагогами основных задач воспитания, предусматривающих расширение, обогащение индивидуального социального опыта ребенка, в котором могли бы раскрыться его потенциальные возможности. Школьник с нарушением слуха нуждается в организации специальных педагогических условий для коррекции отклонений развития или их предупреждения. Основные задачи воспитания — целостное всестороннее развитие личности в условиях организации разнообразной деятельности, формирующей познавательную активность, нравственные черты личности, социальное поведение, положительное отношение к труду, развитие речевого общения и эмоционально-волевой сферы; расширение возможности обогащения опыта социальных отношений ребенка; приобщение воспитанника к общечеловеческим ценностям для интеграции в обществе слышащих. Поиск педагогами совместно с учащимися социальных сфер, направлений творческой деятельности, в которых ребенок может максимально сформироваться на каждом этапе своего развития, освоить социальный опыт, развить свои склонности и интересы. В воспитательном процессе, который организует современный сурдопедагог, взаимодействуют два начала: самореализация личности ребенка и его социализация в окружающем мире. Под содержанием воспитательной системы понимают систему знаний, убеждений, устойчивых навыков поведения, речевого общения и другие положительные черты личности, которыми должны овладеть школьники в соответствии с целями и задачами воспитания. Целостный воспитательный процесс в условиях единства умственного, физического, трудового и политехнического, эстетического воспитания дает возможность решить основную цель воспитания — развитие социально адаптированной, всесторонне развитой личности. Правильно организованная воспитательная система специальной коррекционной школы должна подготовить своего воспитанника к важным жизненным обязанностям — обязанностям гражданина, семьянина, труженика, социально адаптированного культурного человека. Воспитательная система школы — важная составляющая образовательного и воспитательного процесса, направленная на развитие духовно-нравственного, этического, правого, эстетического сознания ученика, привитие навыков культуры общения, чувств, поведения, культуры межличностных отношений в условиях коррекционной работы и организованной деятельности во внеурочное время.
![]() |