Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Коррекционная направленность воспитательного процесса



Принцип предполагает развитие сохранных анализаторов и функций организма ребенка для коррекции и компенсации нарушенного развития. Нарушенная функция слухового органа развивается с использованием звукоусиливающего аппарата во внеурочное время.

Интенсивное развитие мышления, речи, речевого общения, нравственной и трудовой культуры воспитанников осуществляется как в ходе всех внеклассных занятий, так и в жизненной, досуговой деятельности. Формирование речевого поведения и общения, использование и развитие остаточного слуха имеет решающее значение в коррекционно-развивающей работе на уроке и в процессе воспитания ребенка во внеурочное время.

Дифференцированный и индивидуальный подход

В современной сурдопедагогике проблема дифференцированного обучения и воспитания имеет несколько направлений. Организация системы образования и воспитания разных категорий детей со слуховой недостаточностью в разных типах школ: I и II вида, общеобразовательная школа для слышащих и др. В условиях воспитательного процесса в специальной школе — внутришкольная дифференциация по вариативным программам образования для детей, имеющих разную структуру нарушений и уровень развития. В организации и реализации внеурочной воспитывающей деятельности дифференциация и индивидуальный подход являются одним из принципов воспитания. Цель воспитательной системы — подготовить воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности. Социализация каждого школьника в условиях индивидуального подхода осуществляется с учетом особенностей его развития и воспитания. Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности ребенка: состояние слуха, уровень развития речи, речевого общения, мыслительных операций, особенности высшей нервной деятельности, характера, темперамента, работоспособности; сформированность культуры поведения, нравственных знаний и практическое их применение. Учитываются также познавательная активность и интересы, отношение к деятельности, уровень эмоционально-волевого развития и др. Принцип индивидуального подхода учитывает и специфические для глухих, слабослышащих и позднооглохших отличия в состоянии слухового восприятия, речи, навыков зрительного, слухозритель-ного восприятия речи и др. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода требует как учета индивидуальных особенностей учащихся, так и учета степени трудности заданий, упражнений, содержания воспитывающей деятельности и разных методов воспитания. Принцип дифференциации направлен на достижение оптимального уровня социализации школьника при применении эффективной технологии воспитания.

Принцип открытости воспитательной системы и интеграции школьников для адаптации в обществе

Воспитательная система школы должна быть открыта для общества, роди­телей, так как развивается на основе гуманистических и демократических идей, которые изменили организацию и содержание воспитательного процесса. Принцип предполагает расширение контактов учащихся с окружающим миром для развития опыта социальных отношений и интеграции в обществе слышащих. Принцип интеграции школьников во внеурочное время предусматривает посещение музеев, театров, центров детского и юношеского творчества, участие в городских школьных конкурсах совместно со слышащими для обогащения опыта социальных отношений.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте основные понятия темы: «принципы», «парадигма воспитательной системы», «природосообразность воспитания».

2. Назовите основополагающие идеи современной воспитательной системы.

3. Перечислите ученых, в работах которых обоснованы специфические принципы воспитательной системы, назовите эти принципы.

4. Из перечисленных понятий выберите современные общепедагогические принципы воспитательной системы, которые являются руководящими положениями для воспитания учащихся с нарушением слуха.

1. Единство воспитательных требований.

2. Гуманизация воспитательного процесса.

3. Природосообразность воспитания.

4. Комплексный подход.

5. Воспитание и перевоспитание.

6. Культуросообразность воспитания.

7. Воспитание и развитие.

8. Нравственная культура.

9. Демократизация воспитательной системы.

10. Сотрудничество воспитателя, воспитанника и семьи.

11. Объективность и независимость воспитания.

12. Общественная направленность воспитания.

13. Единство воспитательных воздействий школы, общественных организаций и учреждений дополнительного образования.

14. Воспитание в коллективе.

15. Связь с жизнью, с трудом.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.5.

2. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики: Избр. тр. М, 1997.

3. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

4. Никитина М.И. Перспективы развития образовательных и воспитательных систем в детских учреждениях для детей с нарушением слуха // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. СПб., 1997.

5. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002.

6. Сурдопедагогика I Под ред. А.И. Дьячкова. М., 1963.

7. Сурдопедагогика I Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.

8. Сурдопедагогика I Под ред. М.И. Никитиной. М., 2002.

Тема 3.3. Задачи и содержание

Воспитательного процесса

Содержание воспитательного процесса разрабатывается на основе определенных педагогами основных задач воспитания, предусматри­вающих расширение, обогащение индивидуального социального опыта ребен­ка, в котором могли бы раскрыться его потенциальные возможности. Школь­ник с нарушением слуха нуждается в организации специальных педагогичес­ких условий для коррекции отклонений развития или их предупреждения.

Основные задачи воспитания — целостное всестороннее развитие личности в условиях организации разнообразной деятельности, формирующей познава­тельную активность, нравственные черты личности, социальное поведение, по­ложительное отношение к труду, развитие речевого общения и эмоционально-волевой сферы; расширение возможности обогащения опыта социальных отно­шений ребенка; приобщение воспитанника к общечеловеческим ценностям для интеграции в обществе слышащих. Поиск педагогами совместно с учащимися социальных сфер, направлений творческой деятельности, в которых ребенок может максимально сформироваться на каждом этапе своего развития, освоить социальный опыт, развить свои склонности и интересы.

В воспитательном процессе, который организует современный сурдопе­дагог, взаимодействуют два начала: самореализация личности ребенка и его социализация в окружающем мире. Под содержанием воспитательной систе­мы понимают систему знаний, убеждений, устойчивых навыков поведения, речевого общения и другие положительные черты личности, которыми дол­жны овладеть школьники в соответствии с целями и задачами воспитания. Целостный воспитательный процесс в условиях единства умственного, фи­зического, трудового и политехнического, эстетического воспитания дает возможность решить основную цель воспитания — развитие социально адап­тированной, всесторонне развитой личности. Правильно организованная вос­питательная система специальной коррекционной школы должна подготовить своего воспитанника к важным жизненным обязанностям — обязанностям гражданина, семьянина, труженика, социально адаптированного культурно­го человека. Воспитательная система школы — важная составляющая обра­зовательного и воспитательного процесса, направленная на развитие духов­но-нравственного, этического, правого, эстетического сознания ученика, при­витие навыков культуры общения, чувств, поведения, культуры межличностных отношений в условиях коррекционной работы и организованной деятельности во внеурочное время.



Просмотров 4701

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!