![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Подготовка школьника к жизни и социальным ролям
Коррекционное образовательно-воспитательное учреждение для детей с Нарушением слуха определяет содержание воспитательного процесса в школе, ■ключающее следующие направления, которые должны подготовить школьника к главным социальным ролям в жизни. ^ 1. Воспитание ученика, развитие его учебно-познавательной деятельности — главное направление в начальной школе. Воспитание школьника — участника детского коллектива, изучающего традиции, стиль жизни, историю школы, усваивающего культуру умственного труда, речевого общения, культуру межличностных отношений, поведения в классе, школе, обществе для ранней социализации. 2. Воспитание совместно с родителями будущего семьянина, члена своей семьи, усваивающего традиции и историю рода, культуру внутрисемейных отношений, положительный опыт жизни семьи. Формирование семейно-трудо-вой культуры, представлений об этике семейных отношений, психологии и психофизиологии половых отношений. Воспитание чувств, ответственности за жизнь близких. 3. Воспитание дисциплинированного, организованного труженика, работника. Познание воспитанником окружающего мира; освоение опыта общественных отношений, познание мира человеческих отношений в трудовой деятельности; совершенствование представлений о труде человека в разных сферах, развитие системы знаний о профессиях, воспитание активно-положительного отношения к труду как первой жизненной необходимости. Воспитание инициативности, самостоятельности, ответственности, умения трудиться в коллективе. 4. Воспитание культурного человека. Формирование знаний о современ-! ной жизни, традициях, истории, культуре, о природе своего местожительства; воспитание интереса к своему городу, региону. Знание культурных традиций, памятников, мест исторических событий, художественных промыслов и др. Формирование этической, правовой, эстетической, природоохранительной куль-' туры на традициях духовной жизни города или другого места жительства. Воспитание здорового образа жизни, экологических представлений, природоохранительного поведения. Удовлетворение потребностей ученика в сотрудничестве со взрослыми для реализации своих возможностей в совместной с другими школьниками творческой деятельности. 5. Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, патриота, знающего национальную самобытность и исполняющего законы, готового к труду на благо общества, понимающего взаимную ответственность личности и общества. Воспитание уважения к правам и свободе других людей. Причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. Формирование начальных представлений о гражданстве России и Конституции, знания важнейших, основных законоз страны является основополагающим направлением в воспитании россиянина, гражданина своей страны. Следует в большей мере опираться на учебный материал, требования программы обучения, формирующие знания о своем Отечестве, его прошлом и настоящем. Школьники изучают свои права и обязанности. Развивается умение пользоваться своими гражданскими правами, формируется чувство собственного достоинства. Самостоятельность начинается с возможности выполнять свои обязанности и использовать свои школьные права, с участия в школьном самоуправлении, с ответственного выполнения поручений учителя и своих товарищей по группе. Содержание программ воспитывающей деятельности В целях развития личности ученика осуществляется комплексный подход к решению поставленных задач и к проектированию содержания воспитания для создания полноценной жизни, способствующей освоению социального опыта, интеграции детей в общество. При определении содержания воспитательной работы целесообразно использование известного в построении программ обучения школ для детей с нарушением слуха линейно-концентрического подхода. В период обучения в начальных классах воспитательный процесс сначала строится на уровне усвоения фрагментарных знаний, первоначальных умений и навыков, а на последующих этапах обучения знания и навыки развиваются, повторяются и углубляются в определенной системе. При этом предусматривается не только развитие, углубление содержания воспитания по вертикали, т. е. по годам обучения, но и обязательная взаимосвязь содержания, интеграция разных форм внеклассных занятий и уроков по горизонтали, т. е. при усвоении той или иной творческой темы. Особенно важна взаимосвязь подготовительных и завершающих внеклассных занятий и нетрадиционных уроков. Возможно концентрическое расположение развивающего воспитывающего содержательного материала по основным общешкольным программам воспитания. В ходе воспитательной работы практически усваивается содержание материала, расширяются задачи воспитания, целенаправленного процесса передачи и усвоения ребенком знаний, практических умений и навыков жизненной деятельности. Опираясь на содержание общешкольной программы воспитания, учителя определяют содержание внеклассных занятий в воспитательных группах. Темы определяются с учетом поставленных задач. Усвоение каждой творческой программы возможно несколькими концентрами расположения познавательного и развивающего, воспитывающего материала. Первый концентр — начальная школа; второй — средняя школа; третий — старшие воспитанники. Каждая тема может иметь свое содержание на разных этапах обучения и воспитания. Исходя из определения сущности содержания воспитательной системы в специальных коррекционных образовательных учреждениях создаются различные общешкольные и групповые программы воспитания для учащихся разного возраста. Их содержание определяется руководством школы с учетом возможных организационных условий, интересов учащихся, кадрового потенциала учреждения, места расположения школы и ее традиций, опыта педагогической общественности. Школы создают разные клубы, разновозрастные группы по интересам, кружки с разными творческими программами: приобщение школьников к истории, культуре с учетом особенностей города или региона; экология и природа родного края; путешествия и экскурсии по интересным местам; искусство, поэзия; физкультура и спорт; подготовка и проведение праздников, конкурсов, смотров технического и трудового мастерства и т. п., приобщение к изобразительному искусству на основе изучения устного народного творчества или народных художественных промыслов. Изучение содержания воспитательных систем коррекционных учреждений показывает, что педагогические коллективы реализуют разнообразные воспитательные программы на основе гуманистического воспитания в условиях сотрудничества учащихся, учителей и родителей. Акцентируется внимание воспитателей на особенностях личности воспитанники, его интересах, возможностях развития. Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов 1. Раскройте задачи воспитательной системы и покажите их взаимосвязь. 2. Какие два направления в содержании воспитательного процесса взаимодействуют и дополняют друг друга? 3. Материалы исследований в общей и специальной психологии и педагогике определяют организованную деятельность школьников во внеурочное время как главное условие воспитания и развития учащихся. Какие виды деятельности в школе-интернате организуются для развивающего воспитания учащихся? 4. Раскройте значение организованной деятельности вне класса для всестороннего развития школьника. 5. Укажите одну из групп, в которой перечислены основные направления содержания воспитательного процесса в специальной школе. Обоснуйте значение формирования и воспитания каждой из сторон культуры личности: I. 1. Духовное развитие. 2. Политехническое образование. 3. Энциклопедические знания. 4. Нравственная чистота. 5. Трудовая культура. 6. Совместная деятельность 7. Я и общество. II. 1. Познавательная культура. 2. Воспитание здорового образа жизни и физической культуры. 3. Трудовая культура. 4. Нравственная культура. 5. Коммуникативная культура. 6. Эстетическое воспитание. 7. Социальное воспитание и профессиональная ориентация. III. 1. Физическое развитие. 2. Интеллектуальное богатство. 3. Духовная зрелость. 4. Политехнический кругозор. 5. Учебно-познавательная деятельность. 6. Умственное воспитание. 7. Общая эрудиция. 6. Укажите группу, где перечислены основные социальные роли человека, к которым готовятся школьники в процессе образования и воспитания.
,7. Проанализируйте культурно-досуговую программу школы слабослышащих (см. приложение к теме). Выделите общешкольные программы коллективных творческих мероприятий, определите их основные содержательные направления. 8. Составьте таблицу форм организации коллективной творческой деятельности для разных возрастных групп, опираясь на анализ приложения 1.
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ СЛАБОСЛЫШАЩИХ № 33 СПб' Таблица
1Составители: Г.А. Киреева, заслуженный учитель школы РФ, директор школы слабослышащих № 33 СПб.; А.В. Балукова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Т.Н. Панкина, заместитель директора по внеклассной работе.
Список литературы I 1. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1996. № 1. 2. Вариативные воспитательные системы коррекционных учреждений Санкт-Петербурга // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб., 1993. 3. Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева ЗА. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб., 1996. 4. Пономарева ЗА. Учебные задания по методике воспитательной работы в школах-интернатах для детей с недостатками слуха. СПб., 1992. 5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М., 2003. 6. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате для слабослышащих детей в условиях группы-класса. М, 1997. 7. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002.
![]() |