Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



При комплексных первичных недостатках



Сложные нарушения развития детей определяются учеными (Г.П. Бертынь, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова) как сочетание двух или несколь­ких первичных психофизических нарушений (слуха, зрения, умственного раз­вития и др.) у одного ребенка. Медико-психолого-педагогическое изучение уча­щихся позволило выявить три основные группы детей с комбинированными сложными нарушениями. К первой группе относятся дети с двумя выраженны­ми первичными нарушениями: неслышащие или слабослышащие с разной сте­пенью интеллектуального нарушения; учащиеся с недостатком слуха и нару­шением эмоционально-волевой сферы, с отклоняющимся поведением и др. Во вторую группу входят дети, имеющие «осложненные» нарушения, разную сте­пень тугоухости или глухоты и выраженное в слабой мере сопутствующее на­рушение мелкой моторики или нетяжелую зрительную патологию. К третьей группе относятся дети с множественными комбинированными нарушениями (три или более первичных недостатка), выраженными в разной степени, вызы­вающими значительные отклонения в развитии: слабослышащие с интеллек­туальной недостаточностью, нарушением моторики, нервно-соматического здоровья и т. п.

Воспитание и обучение неслыщащих и слабослышащих детей со сложны­ми комплексными нарушениями требуют совершенствования коррекционно-развивающей работы, включающей систему психолого-педагогических и ме­дицинских мероприятий, направленных на ослабление или преодоление недо* статков слухоречевого, психофизического развития ученика.

Система коррекционного воспитания и обучения детей с комбинирован­ными нарушениями выстраивается на основе теории Л.С. Выготского, иссле­дований Р.М. Боскис, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского о сложной структуре нарушений развития при множественных первичных недостатках. Центром системы являются исследования особенностей психофизического развития, воспитания и обучения этих детей в работах Н.Ю. Донской, М.С. Певзнер, Т.В. Розановой, Л.И. Тиграновой, М.Ф. Титовой, Н.В. Яшковой.

В школах I и II вида организуются специальные классы для обучения и воспитания детей, имеющих комбинированные сложные нарушения. Осуще­ствляется и индивидуальное обучение детей как в школе, так и в условиях семьи. Повышенное внимание педагогических коллективов к детям со слож­ными нарушениями объясняется углублением дифференцированного похода к воспитанию и обучению, а также тенденцией к количественному увеличе­нию детей, имеющих слуховую недостаточность и другие первичные недо­статки в разной степени. В единстве тугоухости и интеллектуальной недо­статочности (незначительная умственная отсталость, умеренная умственная отсталость) каждый из первичных недостатков сохраняет свои особенности, поэтому формируется новая сложная структура вторичных нарушений, по­рождающая глубокие изменения всех сторон личности. У неслышащих и сла­бослышащих с интеллектуальной недостаточностью нарушено не только слу­ховое восприятие, умственное и речевое развитие, но и познавательная, мыс­лительная деятельность, эмоционально-волевая сфера, моторика. Несмотря на сложности обучения, трудности в понимании речи, учебных задач, слож­ности переключения с одного вида деятельности на другой, часто неумение использовать помощь, дети с комплексными нарушениями способны к раз­витию, положительным сдвигам в условиях коррекционно-развивающего вос­питания и обучения.

Достаточно большую группу детей с трудностями в обучении и воспита­нии составляют глухие и слабослышащие с первичной задержкой психиче­ского развития. По мнению К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певз­нер, основные причины отставания психического развития — минимальные (слабо выраженные) органические поражения головного мозга, врожденные или возникающие во внутриутробном, природовом или раннем периодах жизни ребенка. Иногда отмечается и генетически обусловленная недостаточ­ность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции и другое мо­гут определять негрубые нарушения темпа развития мозговых механизмов. Общим для этих детей является тугоухость в разной степени или глухота, отставание в психическом развитии к началу школьного обучения, недоста­точность сформированное™ умственных операций, низкая познавательная активность, общее речевое недоразвитие. Недостатки в эмоционально-воле­вой сфере проявляются в возбудимости, несформированности регуляции по­ведения, слабости учебной мотивации. Выявляются у многих недостатки мелкой моторики, координации движений. Особенностями детей с наруше­ниями слуха и первичной ЗПР является неравномерность, неоднородность проявлений нарушений развития. Одной из причин выраженной задержки психического развития может быть пребывание ребенка с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка и влияние длительных пси-хотравмирующих обстоятельств.

Большой вклад в изучение развития и особенностей воспитания и обуче­ния детей с ЗПР и с нарушениями умственного развития (умственно отста­лых) внесли исследования Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, Г.М. Дульнева, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, А.Р. Маллера, М.С. Певзнер, В.Г. Петро­вой, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Г.Е. Сухаревой, Г.В. Цикото, Ж.И. Шиф и др. Современные исследования показывают, что все дети способны к раз­витию, даже самых тяжелых можно научить, развить, организуя дифферен­циацию и индивидуализацию воспитания и обучения при обязательном при­влечении родителей в воспитательный и обучающий процесс. Для детей с нарушением слуха и первичной задержкой психического развития или с не­значительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создавать специальные классы, группы, индивидуальное обучение в специ­альной школе, чтобы дети в первую половину дня занимались с сурдопеда­гогом и учителем-дефектологом, а во второй — под руководством воспита­теля участвовали в разных видах внеурочной деятельности, на внекласс­ных занятиях с другими воспитанниками. С этими детьми в специальных школах работают специалисты разного профиля: сурдопедагоги, воспита­тели, учителя-дефектологи, психологи, медицинские работники, музыкаль­ные педагоги и др.

Обучение и воспитание детей с нарушением слуха и с ЗПР в специальных школах I или II вида строится с учетом состояния слуха, речи, актуальных воз­можностей развития на основе укрепления здоровья, создания благоприятной воспитывающей среды во внеурочное время, обеспечивающей не только фор­мирование знаний и умений, но и разностороннее развитие личности.

Успех воспитания, коррекционной работы с детьми с недостатками слуха и с ЗПР обеспечивается прежде всего принципами единства диагностики и кор­рекции, обучения и лечения, обучения и воспитания. Коррекционно-развиваю-щая работа осуществляется сурдопедагогами, учителями-дефектологами и вос­питателями при участии семьи.

Особенности



Просмотров 915

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!