Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПРОГРАММА ПРИОБЩЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ



К МИРУ МУЗЫКИ1

Музыка обладает огромной силой воздействия на человека, способна подготовить его к эмоциональному и логическому постижению конкретных явлений искусства. В нашей школе большое внимание уделяется эмоциональному развитию слабослышащих детей, чувства прекрасного, формированию их эстетического вкуса. Работа проводится как на фронтальных уроках, так и во внеклассное время на внеклассных занятиях, в играх и т. п.

Особую роль играют фронтальные уроки по развитию слуха и речи в слуховом кабинете. Весь речевой и музыкальный материал подбирает педагог, учитывая состав класса, слуховые возможности детей и их уровень развития речи. Учитель продумывает объем материала, определяет круг музыкальных произведений, ведется большая словарная работа. Учащиеся знакомятся с понятиями «композитор», «музыкант», «дирижер», «оркестр», «исполнитель», «хор», «солист» и т. д. Музыкальный материал, который учащиеся 1 -го отделения слушают в 1-3-х классах, учащиеся 2-го отделения слушают в 3-4-х классах. Этот материал всегда отличается и объемом. Важно помнить, что эффективность восприятия музыки во многом будет зависеть от продолжительности ее звучания. Оно не должно превышать 5-6 мин., а в 1-2-х классах — 2-3 мин. Умение слушать музыку и размышлять о ней надо воспитывать постепенно с самого начала занятий. Уже в 1-м классе устанавливается правило: пока звучит музыка, ни один ребенок не поднимает руки, даже если он готов ответить на вопрос учителя. Это необходимо делать потому, что восприятие музыки — это прежде всего внимательное вслушивание в нее.

В 1-м классе учащиеся прослушивают небольшие, но эмоционально выразительные произведения различных жанров, которые написаны специально для детей, такие, как пьесы П.И. Чайковского из «Детского альбома», песни В. Шаинского и др.

На фронтальных уроках в кабинете дети знакомятся с творчеством великих композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, В.А. Моцарта и др. Прослушивая музыкальные произведения, учащиеся узнают имена известных исполнителей, знакомятся с названиями музыкальных инструментов.

В кабинете собран материал и составлены серии уроков по темам: «Сказки в музыке русских композиторов», «Времена года в музыке», «Музыка и живопись», «Русская народная музыка» и др. Прослушивание фрагментов из опер «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова проходит после изучения этих сказок в классе.

Прослушивание увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки проходит с одновременной работой с текстом «У Лукоморья» А.С. Пушкина. Учащиеся воспринимают этот текст на слух с пластинки (читает А. Шварц). Здесь же ребята получают сведения об увертюре. Очень любят дети сказки К.И. Чуковского. В кабинете разработаны серии уроков по этой теме. Учащиеся слушают сказки в исполнении автора (с пластинки). На уроках дети знакомятся с операми «Муха-цокотуха» (музыка М. Красева) и «Мойдодыр» (музыка Н. Левитина).

С названиями музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра, ребята знакомятся во время прослушивания симфонической сказки «Петя и волк».

Уроки по теме «Героическая тема в музыке» проводятся, как правило, в канун Дня Победы. На этих уроках учащиеся знакомятся с историей создания песни «Священная война», ставшей музыкальным символом Великой Отечественной войны. Ребята слушают песни о Великой Отечественной войне.

На протяжении всех лет обучения учащиеся знакомятся с творчеством композиторов-песенников В. Шаинского, Д. Кабалевского, И. Дунаевского, А. Пахмутовой и др. Дети, как правило, узнают песни, которые исполняются известными певцами и часто звучат по радио. Особенно любят песни В. Шаинского. Тексты многих песен они запоминают путем многократных повторов и поют речитативом. Такое пение не только доставляет слабослышащим детям большую радость, но и способствует развитию речи, дыхания, памяти, слухового внимания.

Наличие богатого запаса записей литературных и музыкальных произведений в слуховом кабинете позволяет учителям школы использовать этот материал на фронтальных уроках в классе (уроки чтения, развития речи, литературы, истории, изобразительного искусства) и во внеклассное время на внеклассных занятиях.

Подбор музыкальных и литературных произведений (1-9 кл.) дает возможность ребятам почувствовать, что без музыки не было бы многого в литературе. Поэт, писатель помогает понять музыку, а музыкант-композитор помогает пониманию поэзии и литературы.

В фонотеке слухового кабинета сделаны подборки:

А.С. Пушкин в музыке.

А.С. Пушкину посвящается (литературно-музыкальная композиция).

Письма женщин к Пушкину (литературно-музыкальная композиция).

А.С. Пушкин. Стихи и сказки.

М.Ю. Лермонтов. Поэтическая история по мотивам произведений.

Поэзия М.Ю. Лермонтова в исполнении мастеров художественного слова (В. Качалов, В. Аксенов).

С. Есенин. «Я сердцем никогда не лгу» (литературно-музыкальная композиция по произведениям С. Есенина).

Песни на слова С. Есенина, стихи.

Какие же музыкальные произведения слушают наши учащиеся на уроках литературы и внеклассных занятиях? Несколько примеров:

Читают Слушают
Поэма «Медный всадник» Р. Глиэр «Гимн великому городу»
Поэма «Руслан и Людмила» М. Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Пушкин «Маленькие трагедии». Пейзаж в русской литературе. Стихи на тему «Осень» Музыка В.-А. Моцарта. П. Чайковский «Времена года»
Лермонтов «Песнь про купца Калашникова» М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
А. Островский (пьесы) Народные песни
Е. Шварц «Золушка» С. Прокофьев «Золушка» (фрагмент)
Г. Андерсен «Соловей» П. Чайковский «Размышления»
О. Уайльд «Соловей и роза» К. Глюк «Мелодия».
Ю. Олеша «Три толстяка» Я. Сибелиус «Грустный вальс»
И. Крылов, басня «Квартет» Музыкальный квартет И. Гайдна
«Слово о полку Игореве» А. Бородин «Князь Игорь»

Работа с музыкальными произведениями продолжается и во внеклассное время. В интернате в группе продленного дня к праздникам разучиваются музыкальные сказки. Исполняются они под фонограмму. Под фонограмму обыгрываются песни старшими ребятами (зримое пение). Ставятся целые музыкальные спектакли. Наши ребята участвуют наравне со слышащими в музы­кальных конкурсах и занимают призовые места.

Школьники с удовольствием посещают спектакли и концерты. Приобщение слабослышащих школьников к миру прекрасного через музыку помогает эмоциональному воспитанию, решению коррекционных задач, способствует воспитанию духовной культуры, интереса к литературе, живописи, музыке, дает уверенность в общении среди слышащих.

Список литературы

1. Багрова И.Г. Использование остаточного слуха в музыкально-ритмической работе с глухими школьниками //Дефектология. 1973. № 1.

2. Гачина Г. И., Кужелко Л. В. Работа по развитию восприятия на слух неречевых звучаний и музыки в школе для слабослышащих детей 1-ого отделения //Дефектология. 1987. №6.

3. ГлубоковаЛ.В., Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия в младших классах школы для глухих детей // Дефектология. 1987. № 4.

4. Зайцева Т. А. Из опыта работы по развитию остаточного слуха у глухих учащихся во внеклассное время//Дефектология. 1979.М1.

5. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.

6. Психология глухих детей. М., 1971. С. 36-38,53-56,65-67.

7. Рау Ф. Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей // Дефектология. 1975. № 1.

8. Хотеева Э.Н. Игры на развитие слухового внимания глухих во внеклассное время//Дефектология. 1976. №6.

9. Яхнина Е. 3. Содержание и организация работы по эстетическому воспитании глухих школьников средствами музыки // Дефектология. 1987. № 4.



Просмотров 1208

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!