Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Классификации нарушений слуха



Наиболее полное представление о состоянии слуха глухих и слабослышащих дает классификация нарушений слуха в детском возрасте, разработанная Л.В. Нейманом (1961). Классификация ориентирована на изучение остаточного слуха глухих и пониженного слуха слабослышащих для совершенствования образовательного и воспитательного процесса в специальных школах I и II вида. Для выяснения степени поражения слуховой функции проводится исследование слуха глухих и слабослышащих методом тональной аудиометрии и речью. Л. В. Нейман выделяет четыре группы глухих в зависимости от диапазона воспринимаемых с помощью слуха частот слухового поля при потере слуха более 80 дБ. Первая группа глухих воспринимает самые низкие частоты — 125-250 Гц. Эти дети не различают каких-либо звуков речи, реагируют только на громкий голос у уха, воспринимают некоторые интенсивные звуки на близком расстоянии. Вторая группа воспринимает частоты 125-250-500 Гц. Дети этой группы не только реагируют на громкий голос у уха, но и различают гласные о, у, обладающие низкими формантами, воспринимают интенсивные неречевые звуки окружающего мира на близком расстоянии. Третья группа воспринимает низкие и средние частоты — 125-250-500-1000 Гц. Дети этой группы реагируют на голос разговорной громкости, различают 3-4 гласных, многие из них около уха различают некоторые знакомые слова. Четвертая группа — диапазон воспринимаемых частот от 125 до 2000 Гц. Большинство детей слышат голос разговорной громкости около уха и на небольшом расстоянии, различают почти все гласные, некоторые согласные, отдельные знакомые слова и фразы. Глухие дети третьей и четвертой групп имеют возможность различать сравнительно менее интенсивные и более разнообразные по частотной характеристике звуки на довольно близком расстоянии.

Таким образом, расширение объема воспринимаемых частот у глухих увеличивает способность восприятия голоса, различения звуков речи и неречевых звуков окружающего мира. Выделяя разные группы глухоты, Л.В. Нейман определяет возможности использования и развития остаточного слуха глухих со звукоусиливающей аппаратурой в условиях систематического применения слуховых упражнений на уроках и во внеурочное время.

Тугоухость может быть выражена в различной степени. Л.В. Нейман выделяет три степени тугоухости в зависимости от величины средней потери слуха в области речевого диапазона (от 500 до 4000 Гц). Выделение групп слабослышащих детей в зависимости от объема воспринимаемых частот, как это сделано в отношении глухих детей, нецелесообразно, так как большинство слабослышащих воспринимает широкий диапазон частот — до 4000 Гц и выше. В пределах каждой группы определены возможности восприятия слабослышащими разговорной речи в условиях общения. I степень тугоухости — снижение слуха в речевом диапазоне не превышает 50 дБ, восприятие частот в пределах 125-8000 Гц. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 м; речевое общение вполне доступно. II степень тугоухости — снижение слуха в речевом диапазоне до 70 дБ. Речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии менее 1 м; речевое общение в значительной степени затруднено. III степень тугоухости — снижение слуха в речевом диапазоне превышает 70 дБ. Речь разговорной громкости становится неразборчивой даже у самого уха; общение может осуществляться лишь при помощи громкого голоса на близком от уха расстоянии.

У слабослышащих затруднения в самостоятельном овладении речью могут возникать уже при понижении слуха на 15-20 дБ. Эту степень потери слуха Л.В. Нейман предлагает принять в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой лежит на уровне более 80 дБ.

Классификация нарушений слуха, созданная Л.В. Нейманом, способствует научному обоснованию психолого-педагогической классификации детей с недостатками слуха для осуществления их дифференцированного специального обучения и воспитания; рациональной организации работы по развитию слухового восприятия учащихся с использованием звукоусиливающей аппаратуры в специальных коррекционных образовательных учреждениях I и II вида и обоснованному отбору детей в соответствующие образовательные учреждения.

В медицинской практике сурдологи при диагностике состояния слуха учащихся ранее опирались чаще всего на классификации врачей (Б.С. Преображенский (1933), Г.В. Ковтун (1967). Г.В. Ковтун выделяет три степени тугоухости и глухоты. Б.С. Преображенский в зависимости от восприятия речи на слух (разговорной и шепотной) определяет уровень ее восприятия, исчисляемый в метрах. Выделяются четыре степени тугоухости: легкое снижение слуха, умеренное, значительное и тяжелое.



Просмотров 2653

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!