Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 1.4. Традиции и новации



В воспитании школьников

В 20-40-е гг. XX в. воспитание детей с нарушениями слуха в специальных школах-интернатах выстраивается на общих положениях с массовой трудовой школой для слышащих. В Санкт-Петербургском училище глухонемых в начале 20-х гг. директором был П.С. Янковский, сторонник дошкольного семейного воспитания глухих. В училище открывается клуб (1918) для общественного воспитания, где глухие занимаются лепкой, выпиливанием, рисованием, художественной самодеятельностью. Развиваются трудовое обучение и воспитание, ремесленная подготовка. Учебные программы и воспитательная система соответствуют программам единой трудовой школы.

В 30-е гг. формируется комплексная уникальная наука — дефектология. Усиливается внимание к изучению личности глухонемого с позиций физиологии, психологии, специальной педагогики (А.Г. Басова, Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, Н.М. Лаговский, Ф.А. Рау, И.М. Соловьев, Д.В. Фельдберг, М.Е, Хватцев, Ж.И. Шиф, Д.Б. Эльконин и др.). На процесс воспитания в специальной школе влияет педагогическая деятельность и идеи А.С. Макаренко. Его гуманистическая система воспитания в коллективе и через коллектив отвечает требованиям того времени и строится на принципах параллельного педагогического воздействия, «метода перспективных линий», веры в силы и возможности личности, теории «завтрашней радости» и др.

В середине XX в. получают развитие в общей и специальной педагогике (В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина, С.А. Зыков, А.И. Дьячков, Н.Г. Морозова и др.) новые гуманистические педагогические концепции воспитания, направленные на развитие личности ребенка, его познавательных интересов в условиях педагогического стимулирования и формирования духовных потребностей, чувства собственного достоинства и «умения глубоко уважать человеческую личность».

Под руководством С.А. Зыкова при участии А.И. Дьячкова, Е.Н. Марциновской, Н.Г. Морозовой и других ученых (1961) разрабатывается система воспитания в интернате школы для глухих детей в условиях коммуникационной дидактической системы. Определяются принципы, задачи воспитательной системы, показано значение деятельности и роль формирования речи, активизации мышления и речевого общения в развитии личности ребенка. Обосновываются методы воспитания и формы организации воспитательной работы. Использование деятельностного подхода в воспитательном процессе создает, по мнению С.А. Зыкова, благоприятные условия для решения воспитательных задач. В условиях организованной деятельности воспитанников во внеурочное время у учащихся развивается самостоятельность, активность, творчество, умение организовывать свою работу и деятельность других воспитанников группы. Разработанные под руководством С.А. Зыкова методические рекомендации, направленные на совершенствование воспитательной работы в интернате школы глухих, позволили педагогам больше учитывать специфику воспитательного процесса, полнее опираться на сохранные возможности глухих.

В 70-е гг. научным сотрудником НИИД'а Э.Н. Хотеевой разработаны рекомендации к работе воспитателей в школе-интернате для глухих в условиях группы-класса (1976). В методических рекомендациях определяются требования к организации режима дня для воспитанников; к речевому общению учащихся вне класса; особенности руководства подготовкой уроков и трудовой деятельностью и др. Научные сотрудники НИИ дефектологии Л.В. Николаева, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, Л.И. Тигранова, В.В. Тимохин создают методические материалы (1977, 1997) для совершенствования содержания и организации воспитательной работы в школе-интернате для слабослышащих в условиях группы-класса. В работе раскрыты общие педагогические требования и рекомендации по развитию слуха, речи и речевого общения воспитанников. Ученые использовали и практические материалы, опыт учителей школ слабослышащих. Разработаны методические рекомендации по руководству подготовкой уроков, внеклассным чтением, играми, трудовым воспитанием и физкультурно-оздоровительной работой и др.

В 80-90-е гг. М.И. Никитина вносит большой вклад в проблему воспитания и социализации глухих и слабослышащих учащихся, в становление теории воспитания как раздела педагогической науки. Ученая освещает вопросы интеграции и социализации школьников, совершенствования обучения чтению учащихся с нарушением слуха, нравственного и эстетического воспитания, определяет методы и организационные формы воспитательного процесса. Под руководством М.И. Никитиной создается учебное пособие «Сурдопедагогика» (1989). Раздел V пособия «Теория и практика воспитания детей с недостатками слуха» разработан М.И. Никитиной. Ряд специальных положений этого раздела актуальны и в наши дни.

В 1984 г. под редакцией Л.М. Быковой к 175-летнему юбилею Первой школы для глухих Санкт-Петербурга была написана книга для учителя «Учебно-воспитательная работа в школе для глухих: из опыта работы». В материалах сборника обобщается воспитательная и внеклассная работа, проводимая в школе в содружестве с преподавателями кафедры (директор Н.М. Крутицкая).

Большой теоретический интерес и практическую значимость имеют исследования Г.Н. Пенина в такой важной области сурдопедагогики, как трудовое воспитание глухих, профессиональная ориентация и нравственное воспитание учащихся в условиях трудового обучения.

В исследованиях Е.Г. Речицкой раскрывается комплексный подход к воспитанию детей с нарушенным слухом, имеющих определенное своеобразие в развитии познавательной и речевой деятельности. Подчеркивается значение формирования самостоятельного мышления, познавательной деятельности, активной жизненной позиции и творческого отношения к воспитывающим делам в процессе внеклассной работы. Рассмотрены и методически обоснованы актуальные направления содержания, организации и проведения экскурсионной работы, использование игровой и предметно-практической деятельности для развития глухих учащихся во внеурочное время.

В исследованиях М.И. Никитиной и Е.Г. Речицкой определяются условия успешного развития современной системы воспитания неслышащих и слабослышащих при взаимодействии воспитанников, воспитателей, учителей, семьи, школы, общества. Взаимосвязь семьи и образовательно-воспитательных учреждений (школа; центр медико-психолого-педагогической помощи, центры реабилитации, социальной помощи, досуговой деятельности, профессиональной подготовки и т. д.) должны развиваться и укрепляться. Социально-ориентированные учреждения должны быть открыты, доступны для родителей и детей.

Развитие воспитательной системы школы зависит от ее взаимодействия со всеми общественными, социально-ориентированными учреждениями разных ведомств, которые оказывают помощь в решении проблем ребенка и семьи. В настоящее время существует государственная система школ-интернатов, школ-экстернатов с группами полного или продленного дня; интегрированные классы в массовой общеобразовательной школе; центры психолого-педагогической реабилитации, работающие по верботональной системе обучения и др. Система образования и воспитания в образовательных учреждениях для детей снедостатками слуха направлена на развитие личности ребенка, его природных задатков, творческих способностей и на воспитание социально адаптированного человека, владеющего трудовой, нравственной, коммуникативной, познавательной культурой.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Назовите педагогические положения воспитания детей с недостатками слуха в 20-40-е гг. XX в.

2. Исследования каких ученых оказали влияние на развитие воспитательного процесса в специальной школе в 20-40-е гг. XX в.? Назовите ученых и охарактеризуйте передовые идеи воспитания того времени.

3. Раскройте значение трудов С.А. Зыкова для создания коммуникационной дидактической и воспитательной системы для детей с недостатками слуха.

4. Работы каких ученых в 80-90-е гг. повлияли на изменение и совершенство­вание воспитательного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха?

5. Дайте характеристику воспитательной системы. Составьте таблицу.

Авторы, работа, год издания Зыков С.А., Дьячков А.И, Морозова Н.Г. и др. Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей. М., 1961
Основные идеи и задачи воспитания  
Глухие как объект воспитания  
Значение обучения и организованной деятельности во внеурочное время  
Язык в системе воспитательных средств  
Содержание и формы воспитания  

 



Просмотров 1624

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!