![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 1.4. Традиции и новации
В воспитании школьников В 20-40-е гг. XX в. воспитание детей с нарушениями слуха в специальных школах-интернатах выстраивается на общих положениях с массовой трудовой школой для слышащих. В Санкт-Петербургском училище глухонемых в начале 20-х гг. директором был П.С. Янковский, сторонник дошкольного семейного воспитания глухих. В училище открывается клуб (1918) для общественного воспитания, где глухие занимаются лепкой, выпиливанием, рисованием, художественной самодеятельностью. Развиваются трудовое обучение и воспитание, ремесленная подготовка. Учебные программы и воспитательная система соответствуют программам единой трудовой школы. В 30-е гг. формируется комплексная уникальная наука — дефектология. Усиливается внимание к изучению личности глухонемого с позиций физиологии, психологии, специальной педагогики (А.Г. Басова, Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, Н.М. Лаговский, Ф.А. Рау, И.М. Соловьев, Д.В. Фельдберг, М.Е, Хватцев, Ж.И. Шиф, Д.Б. Эльконин и др.). На процесс воспитания в специальной школе влияет педагогическая деятельность и идеи А.С. Макаренко. Его гуманистическая система воспитания в коллективе и через коллектив отвечает требованиям того времени и строится на принципах параллельного педагогического воздействия, «метода перспективных линий», веры в силы и возможности личности, теории «завтрашней радости» и др. В середине XX в. получают развитие в общей и специальной педагогике (В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина, С.А. Зыков, А.И. Дьячков, Н.Г. Морозова и др.) новые гуманистические педагогические концепции воспитания, направленные на развитие личности ребенка, его познавательных интересов в условиях педагогического стимулирования и формирования духовных потребностей, чувства собственного достоинства и «умения глубоко уважать человеческую личность». Под руководством С.А. Зыкова при участии А.И. Дьячкова, Е.Н. Марциновской, Н.Г. Морозовой и других ученых (1961) разрабатывается система воспитания в интернате школы для глухих детей в условиях коммуникационной дидактической системы. Определяются принципы, задачи воспитательной системы, показано значение деятельности и роль формирования речи, активизации мышления и речевого общения в развитии личности ребенка. Обосновываются методы воспитания и формы организации воспитательной работы. Использование деятельностного подхода в воспитательном процессе создает, по мнению С.А. Зыкова, благоприятные условия для решения воспитательных задач. В условиях организованной деятельности воспитанников во внеурочное время у учащихся развивается самостоятельность, активность, творчество, умение организовывать свою работу и деятельность других воспитанников группы. Разработанные под руководством С.А. Зыкова методические рекомендации, направленные на совершенствование воспитательной работы в интернате школы глухих, позволили педагогам больше учитывать специфику воспитательного процесса, полнее опираться на сохранные возможности глухих. В 70-е гг. научным сотрудником НИИД'а Э.Н. Хотеевой разработаны рекомендации к работе воспитателей в школе-интернате для глухих в условиях группы-класса (1976). В методических рекомендациях определяются требования к организации режима дня для воспитанников; к речевому общению учащихся вне класса; особенности руководства подготовкой уроков и трудовой деятельностью и др. Научные сотрудники НИИ дефектологии Л.В. Николаева, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, Л.И. Тигранова, В.В. Тимохин создают методические материалы (1977, 1997) для совершенствования содержания и организации воспитательной работы в школе-интернате для слабослышащих в условиях группы-класса. В работе раскрыты общие педагогические требования и рекомендации по развитию слуха, речи и речевого общения воспитанников. Ученые использовали и практические материалы, опыт учителей школ слабослышащих. Разработаны методические рекомендации по руководству подготовкой уроков, внеклассным чтением, играми, трудовым воспитанием и физкультурно-оздоровительной работой и др. В 80-90-е гг. М.И. Никитина вносит большой вклад в проблему воспитания и социализации глухих и слабослышащих учащихся, в становление теории воспитания как раздела педагогической науки. Ученая освещает вопросы интеграции и социализации школьников, совершенствования обучения чтению учащихся с нарушением слуха, нравственного и эстетического воспитания, определяет методы и организационные формы воспитательного процесса. Под руководством М.И. Никитиной создается учебное пособие «Сурдопедагогика» (1989). Раздел V пособия «Теория и практика воспитания детей с недостатками слуха» разработан М.И. Никитиной. Ряд специальных положений этого раздела актуальны и в наши дни. В 1984 г. под редакцией Л.М. Быковой к 175-летнему юбилею Первой школы для глухих Санкт-Петербурга была написана книга для учителя «Учебно-воспитательная работа в школе для глухих: из опыта работы». В материалах сборника обобщается воспитательная и внеклассная работа, проводимая в школе в содружестве с преподавателями кафедры (директор Н.М. Крутицкая). Большой теоретический интерес и практическую значимость имеют исследования Г.Н. Пенина в такой важной области сурдопедагогики, как трудовое воспитание глухих, профессиональная ориентация и нравственное воспитание учащихся в условиях трудового обучения. В исследованиях Е.Г. Речицкой раскрывается комплексный подход к воспитанию детей с нарушенным слухом, имеющих определенное своеобразие в развитии познавательной и речевой деятельности. Подчеркивается значение формирования самостоятельного мышления, познавательной деятельности, активной жизненной позиции и творческого отношения к воспитывающим делам в процессе внеклассной работы. Рассмотрены и методически обоснованы актуальные направления содержания, организации и проведения экскурсионной работы, использование игровой и предметно-практической деятельности для развития глухих учащихся во внеурочное время. В исследованиях М.И. Никитиной и Е.Г. Речицкой определяются условия успешного развития современной системы воспитания неслышащих и слабослышащих при взаимодействии воспитанников, воспитателей, учителей, семьи, школы, общества. Взаимосвязь семьи и образовательно-воспитательных учреждений (школа; центр медико-психолого-педагогической помощи, центры реабилитации, социальной помощи, досуговой деятельности, профессиональной подготовки и т. д.) должны развиваться и укрепляться. Социально-ориентированные учреждения должны быть открыты, доступны для родителей и детей. Развитие воспитательной системы школы зависит от ее взаимодействия со всеми общественными, социально-ориентированными учреждениями разных ведомств, которые оказывают помощь в решении проблем ребенка и семьи. В настоящее время существует государственная система школ-интернатов, школ-экстернатов с группами полного или продленного дня; интегрированные классы в массовой общеобразовательной школе; центры психолого-педагогической реабилитации, работающие по верботональной системе обучения и др. Система образования и воспитания в образовательных учреждениях для детей снедостатками слуха направлена на развитие личности ребенка, его природных задатков, творческих способностей и на воспитание социально адаптированного человека, владеющего трудовой, нравственной, коммуникативной, познавательной культурой. Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов 1. Назовите педагогические положения воспитания детей с недостатками слуха в 20-40-е гг. XX в. 2. Исследования каких ученых оказали влияние на развитие воспитательного процесса в специальной школе в 20-40-е гг. XX в.? Назовите ученых и охарактеризуйте передовые идеи воспитания того времени. 3. Раскройте значение трудов С.А. Зыкова для создания коммуникационной дидактической и воспитательной системы для детей с недостатками слуха. 4. Работы каких ученых в 80-90-е гг. повлияли на изменение и совершенствование воспитательного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха? 5. Дайте характеристику воспитательной системы. Составьте таблицу.
![]() |