![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Г.Н. Пенин З.А. Пономарева О.А. Красильникова Л.В. Кораблева ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под редакцией профессора Г.Н. Ленина и доцента З.А. Пономаревой Допущено Угебно-методигеским объединением по направлениям педагогигеского образования в кагестве угебно-методигеского пособия для студентов высших угебных заведений, обугающихся по направлению^ 40600 (00600) Педагогика Содержание. Предисловие.................................................................................7 Раздел 1 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Тема 1.1. Предметная область и общие вопросы теории воспитания (З.А.Пономарева).................9 Объект, субъект, предмет воспитательной системы..............................................................9 Цели и задачи системы воспитания....................................................................................... 12 Тема 1.2. Нормативно-правовые основы совершенствования специального образования детей с ограниченными возможностями (Г.Н. Ленин)........................................................ 16 Законодательная база Российской Федерации в области образования............................. 16 Ведомственные нормативно-правовые акты........................................................................20 Тема 1.3. История развития воспитательной системы детей с недостатками слуха в России (ЗА. Пономарева)....................................................................................................22 Воспитательная система в условиях комбинированного метода обучения.....................22 Воспитание учащихся в условиях устного метода обучения............................................24 Тема 1.4. Традиции и новации в воспитании школьников (З.А. Пономарева).................................28 Тема 1.5. Становление современной концепции воспитательной системы специальной школы (З.А. Пономарева)................................................................................ 32 Тема 1.6. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся (ЗА. Пономарева) .... 36 Тема 1.7. Социальная интеграция учащихся в условиях специальной школы (ЗА. Пономарева) ......44 История развития интегрированного подхода.....................................................................44 Развитие интеграции в условиях современной школы.......................................................47 Социализация учащихся с нарушенным слухом в условиях интеграции........................50 Раздел 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (З.А. Пономарева) Тема 2.1. Значение изучения слуха учащихся для коррекционной работы во внеклассное время..................................................55 Классификации нарушений слуха..........................................................................................56 Исследование слуха воспитанников сурдопедагогом.........................................................60 Тема 2.2. Развитие слухового восприятия школьников во внеклассное время................................68 Формирование разных способов восприятия устной речи................................................68 Формы внеклассных занятий по развитию слухового восприятия...................................70 Тема 2.3. Характеристика детей с недостатками слуха в психолого-ледагогической классификации..........................................................................78 Основные положения и характеристика педагогической классификации Р.М. Боскис.......................................................................78 Взаимосвязь развития речи и состояния слуха....................................................................81 Использование дактильной и жестовой речи............................84 Тема 2.4. Современные подходы к дифференцированному и интегрированному обучению и воспитанию детей с недостатками слуха.............................88 Тема 2.5. Коррекционно-педагогическое сопровождение индивидуального развития школьника в условиях воспитательного процесса.............93 Методическое обоснование сопровождения индивидуального развития воспитанника..............................................................93 Условия психолого-педагогического изучения школьников...........................................96 Тема 2.6. Сотрудничество родительской общественности со специальными образовательными учреждениями в воспитании учащихся с недостатками слуха.................112 Типы отношений родителей к ребенку с недостатком слуха..................112 Педагогическая поддержка родителей в воспитании школьников........114 Развивающее воспитание ребенка в семье.....................................116 Раздел 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (З.А. Пономарева) Тема 3.1. Особенности воспитательного процесса учащихся с нарушенным слухом и речью.....................................................120 Методологические основы воспитательного процесса................................;...............120 Сущность процесса воспитания.........................................122 Структуры воспитательного процесса..................................124 Специфика процесса воспитания.......................................125 3.2. Принципы воспитательной системы................................129 Общие и специальные принципы воспитания..............................................................130 Принцип развивающего воспитания......................................................131 Принцип деятельностного подхода в воспитании........................................................131 Коррекционная направленность воспитательного процесса................131 Дифференцированный и индивидуальный подход.......................................................132 Принцип открытости воспитательной системы и интеграции школьников для адаптации в обществе...............................................132 Тема Задачи и содержание воспитательного процесса.......................134 Подготовка школьника к жизни и социальным ролям ...........135 Содержание программ воспитывающей деятельности.............136 Тема 3.4. Культурологический подход и системность в содержании воспитательного процесса...................................146 Новые подходы в содержании воспитания учащихся...........148 Комплексный подход в технологии воспитания.........................149 Тема 3.5. Методы и формы воспитания учащихся с нарушенным слухом..................................174 Классификация методов воспитания.................................................174 Формы организации воспитательного процесса....................179 Тема 3.6. Воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями развития в условиях индивидуального подхода...................................183 Характеристика сложной структуры нарушений развития при комплексных первичных недостатках.......................183 Особенности коррекционно-развивающего воспитания и обучения в игровой деятельности.............................186 Индивидуальное обучение и воспитание ребенка в условиях школы и семьи .... 190 Социально-бытовая ориентация.................................................................................191 Тема 3.7. Педагогическая компетенция сурдопедагога-воспитателя................195 Подготовка сурдопедагогов в России........................195 Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя............197 Раздел 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (З.А. Пономарева) Тема 4.1. Условия, организация жизни и деятельности воспитанников ....205 Тема 4.2. Формы организации внеурочных занятий..............227 Тематические и пешеходные прогулки................................227 Технология подготовки и проведения экскурсий........................ 229 Тема 4.3. Самостоятельная учебная деятельность школьников в воспитательной группе.. 238 Педагогическое руководство самостоятельной учебной работой вне уроков ... 240 Формы организации самоподготовки......................243 Тема 4.4. Коллективные творческие дела учащихся.............253 Формы организации и условия подготовки воспитательных дел.............253 Интеграция уроков развития и внеклассных занятий........255 Тема 4.5. Развитие нравственной культуры воспитанников в коллективной творческой деятельности.......................................269 Тема 4.6. Воспитание трудовой культуры и профессиональная ориентация учащихся..............277 Направления допрофессиональной подготовки …......................278 Воспитание трудовой культуры в бытовой деятельности и в коллективных делах ....281 Тема 4.7. Организация и содержание социально значимых трудовых дел школьников с нарушением слуха..............................295 Производительный труд учащихся...............................................................................298 Условия трудового воспитания.....................................................................................300 Раздел 5 МОДЕЛИ РАЗВИВАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ (З.А. Пономарева) Тема 5.1. Развитие школьников в условиях активизации познавательной деятельности во внеклассное время....................................................................................................304 Условия и формы активизации познавательной деятельности.....................................306 Тема 5.2. Методические приемы коррекционной поддержки воспитанников на внеклассных занятиях....................................................................320 Развитие у воспитанников слухового восприятия и правильного произношения......321 Проведение физкультпауз на занятиях...................................322 Тема 5.3. Использование развивающих упражнений в игровой деятельности............................334 Тема 5.4. Развитие коммуникативной культуры школьников во внеурочное время....................352 Особенности общения учащихся с нарушением слуха.....................353 Задачи и содержание игровой деятельности ................................................................354 Развитие речевой культуры и воспитание эмоционального состояния школьника.....356 Выдающемуся российскому ученому-дефектологу Михаилу Ефимовичу Хватцеву посвящается ПРЕДИСЛОВИЕ Одна из актуальных проблем современной сурдопедагогики — воспитание учащихсяспециальной школы во внеурочное время. Цель данного учебного пособия — повышение качества подготовки сурдопедагога и-усовершенствование воспитательного процесса во внеклассное время в школе и в семье. В учебном пособии использованы достижения и методические наработки ряда специальных дисциплин учебного плана, составляющие психолого-педагогические основы воспитательного процесса. Задачи сурдопедагогики — коррекционно-развивающее воспитание детей с нарушенным слухом с использованием новых технологий, расширение возможностей школьников в освоении опыта общественных отношений, социального поведения, речевого общения; развитие нравственной, познавательной, трудовой, художественной культуры учащихся. Авторский коллектив стремился к раскрытию роли социальной среды и личностно-деятельностного подхода в воспитании школьника. Авторы использовали положения о единстве воспитательного и образовательного процессов, о всестороннем развитии личности ребенка, принципах коммуникативной дидактической системы и специальных педагогических условий коррекционно-развивающего воспитания таких видных ученых, как Л.С. Выготский С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, А.Г. Зикеев, М.И. Никитина, Е.Г. Речицкая и др. В первом разделе книги раскрываются теоретические, методологические основы воспитательной системы и история воспитания детей с нарушениями слуха, анализируются актуальные проблемы обучения и воспитания учащихся (Н.Н. Малофеев, М.И. Никитина и др.). В последующих разделах излагаются психолого-педагогические основания и дается характеристика воспитательной системы; технология и техника коррекционно-развивающего воспитательного процесса; технология художественного и литературного развития школьников в процессе внеклассной работы. Темы всех разделов включают методические основы, теорию и разнообразный практический материал (приложения), контрольные вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов. Содержание учебного пособия, его структура, краткие сведения из истории воспитания, психолого-педагогические обоснования воспитательного коррекционно-развивающего процесса, контрольные вопросы и задания, материалы приложений, подбор литературы к каждой теме способствуют созданию максимальных условий для учебно-исследовательской самостоятельной работы студентов. Кроме того, в учебном пособии раскрываются приоритетные направления в воспитательной работе: обучение школьника с нарушенным слухом как творчески и социально адаптированного человека, способного к саморазвитию, подготовленного к овладению профессией. Авторский коллектив использовал опубликованные материалы ведущих ученых, результаты собственных исследований, был изучен опыт школ Санкт-Петербурга. Авторы надеются, что данное пособие сможет вызвать профессиональный интерес у педагогов специальных школ для детей с различными отклонениями развития и учителей школ общего типа, в которых учатся дети с нарушениями слуха. Как автор проекта этого учебного пособия, выражаю вместе с коллегами признательность и благодарность педагогическим коллективам школы слабослышащих № 33 и школы для глухих детей № 1 Санкт-Петербурга за оказанную помощь и сотрудничество. Благодарим Г.А. Кирееву, заслуженного учителя РФ, директора школы № 33, за ценные советы, поддержку в реализации проекта и предоставленные практические материалы. З.А. Пономарева
Раздел ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Тема 1.1. Предметная область и общие вопросы теории воспитания Новые социально-экономические условия в России потребовали модернизации образовательной и воспитательной системы специальной школы для детей с нарушениями слуха. Результаты перемен в жизни общества, возникновение экономических и социальных проблем оказало влияние на развитие специальной школы. В настоящее время социальная политика государства направлена на решение проблем образования и воспитания учащихся с отклонениями в развитии. Принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»1, в которой поставлены новые цели, идеалы, основные направления изменений в области содержания образования и воспитания. Объект, субъект, предмет воспитательной системы Учеными Н.Н. Малофеевым, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Т.С. Зыковой, Г.Н. Пениным, З.А. Пономаревой, Е.Г. Речицкой и др., опирающимися в своих исследованиях на лучшие традиции воспитания детей с нарушенным слухом (Ф.И. Флери, А.Ф. Остроградский, Н.М. Натовский, А.И. Дьячков, С.А. Зыков, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин), определяются новые подходы к построению воспитательной системы специальных коррекционных образовательных учреждений I и II вида. Ученые, используя опыт педагогических коллективов школ, определяют цели, задачи, принципы, методы воспитания, ищут разные направления содержания и формы коррекционно-воспитательной деятельности. Педагогическая техника воспитания учащихся с нарушением слуха определялась ранее в отечественной сурдопедагогике как методика воспитательной работы. Эта методика является составной частью сурдопедагогики, подсистемой дидактической коммуникационной системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. С.А. Зыков и его сотрудники разработали и обосновали научные положения коммуникационной системы, новый подход в формировании личности и развитии речи детей с недостатками слуха как средства общения и социального взаимодействия. Важнейшие положения коммуникационной системы: целенаправленное развитие личности, познавательной деятельности, мышления, речи в условиях предметно-практической деятельности; успешность речевого развития в зависимости от создания речевой среды для возникновения естественной потребности в речевом общении; взаимосвязь обучения и воспитания на основе принципов коммуникационной системы; реализация общих основополагающих подходов. Теоретическая и методическая разработка в 60-70-е гг. А.И. Дьячковым, С.А. Зыковым, А.Г. Зикеевым, Е.Н. Марциновской, Н.Г. Морозовой, А.Ф. Понгильской и другими учеными положений, касающихся проблем воспитания глухих в интернате специальной школы, заложила основы действующей развивающейся воспитательной системы. Теория воспитания детей с недостатками слуха в 80-90-е гг. XX в. разрабатывалась М.И. Никитиной, Т.С. Зыковой, Е.Г. Речицкой и др. Сложность и многогранность проблем воспитания, обращение к ним ученых и сурдопедагогов специальных школ подтверждают их актуальность в современных условиях развития общества. В частности, М.И. Никитина отмечает, что в педагогике воспитание длительное время определялось как целенаправленное воздействие воспитателей на школьников с целью разностороннего развития личности. При этом личность рассматривалась как объект воздействия, что не способствовало развитию активности и самостоятельности воспитанников. По определению М.И. Никитиной, Н.М. Назаровой и др., личность школьника в современной системе воспитания рассматривается как субъект, активно действующий в условиях самопознания, саморазвития, самореализации в процессе коррекционно-развивающей работы. Воспитанник с нарушенным слухом — объект воспитательной работы, поскольку постоянно нуждается в специальной помощи. Определяя особенности развития школьника в качестве объекта и субъекта воспитания, Б.Г. Ананьев отмечает: «Ребенок или подросток является на только объектом воспитательных воздействий, но и соучастником всего процесса воспитания. Постепенное возрастание роли самих детей в процессе воспитания, то есть увеличение меры обратных связей, есть показатель эволюции их как субъектов определенных видов деятельности. Противоречивая связь в процессе воспитания объекта и субъекта отнюдь не совпадает с однозначным делением на воспитателя и воспитанника, видоизменяется в зависимости от того, как проходит формирование человека в трех основных видах деятельности: в труде, общении и познании»[1]. Педагоги определяют личность ребенка и как субъект, и как объект воспитания, как цель воспитания и результат. Новое отношение к личности школьника позволяет утверждать, что процесс воспитания управляет развитием личности. В процессе воспитания школьников осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника — двух субъектов воспитывающей деятельности. Педагогическая техника воспитания предполагает овладение воспитателем теоретическими знаниями, методическими приемами, способами организации условий и форм воспитания для нахождения эффективных путей достижения поставленных задач и реализации содержания воспитания. В деятельность воспитателя входит коррекция психофизических недостатков в развитии школьников в целях социальной адаптации и интеграции в общество для возможности трудовой самостоятельной жизни. В общей (В.П. Беспалько, И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый) и в специальной (сурдопедагогика) (Н.М. Назарова, Л.П. Назарова, М.И. Никитина) педагогике обосновывается и используется понятие «педагогическая технология». Педагогическая технология воспитания — это научно спроектированная система социально проверенных норм и правил, система последовательных действий воспитателя, направленных на решение обучающих и воспитывающих задач, отражающих закономерности процесса воспитания во внеурочное время. Технология, техника — термины, заимствованные из производства. В производстве под технологией и техникой понимается система разработанных наукой алгоритмов, методов и средств, направленных на достижение результата. Педагогическая технология воспитания — это создание оптимальных воспитывающих систем, следуя которым воспитатель достигает запланированного результата. Ученые выделяют следующие специфические черты педагогической технологии: ориентация всей воспитательной деятельности на гарантированное достижение целей; оперативная обратная связь, оценка текущих результатов; постановка целей и их уточнение с ориентацией на достижение результатов, подготовка различных материалов, организация процесса воспитания, методов и форм воспитывающей внеклассной деятельности; коррекция воспитания, направленная на достижение целей; заключительная оценка итоговых результатов. И.П. Подласый (2003) считает, что, пока не создана технология, существует индивидуальное мастерство учителя. Но как только индивидуальное мастерство распространяется, становится достоянием многих, приобретает характер «коллективного мастерства», создается педагогическая технология. Педагогическая технология воспитания как современная воспитательная система и техника воспитательной деятельности раскрыта в работах ученых и в статьях учителей на основе опыта школ неслышащих и слабослышащих.
![]() |