Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



История развития интегрированного подхода



Проблема интеграции в теории и практике сурдопедагогики имеет свою историю и развивается в самостоятельное направление как и дифференцированное обучение и воспитание. Эти важные проблемы дополняют друг друга и решают общую задачу социально-трудовой адаптации детей с нарушенным слухом.

Первые теоретики и методисты отечественной сурдопедагогики В.И. Фле-ри и Г.А. Гурцов, развивая проблему дифференцированного подхода к обучению детей с нарушенным слухом, выделяли группу учащихся, которых можно обучать со слышащими. В 1836 г. в Петербургском училище глухонемых осуществляется первый опыт приучения глухих детей к устной речи в процессе их совместного пребывания в училище и общения со слышащими.

В XIX в. А. Бланше (Франция), Я.Т. Спешнев (Россия) — сторонники обучения детей с нарушенным слухом в школах для слышащих — предлагают обучать глухих в отдельных классах, а полуглухих — в классах совместно со слышащими. Главным для развития ребенка считается совместное пребывание глухонемого в среде говорящих, воспитание «в обыкновенной общественной школе среди слышащих». В практике школ появляются классы, где дети с нарушенным слухом обучаются и воспитываются совместно со слышащими. В то же время развивается идея дифференцированного обучения в специальном образовательном учреждении: в одном отделении — глухонемых, в другом — полуглухих и оглохших, владеющих устной речью в разной степени. Я.Т. Спешнев приходит к выводу, что в народных школах совместно со слышащими смогут обучаться не все глухонемые. Многие из них нуждаются в систематической специальной помощи, требующей больших материальных затрат.

Выдающийся деятель сурдопедагогики США конца XIX в. А.Г. Белл, сторонник обучения глухих устной речи, считал необходимым объединение детей с нарушенным слухом и нормально слышащих детей во внеурочное время для общих игр и общения друг с другом. Общение со слышащими, по его мнению, способствует развитию глухих детей и обучению их устной разговорной речи.

На съездах сурдопедагогов России (1903, 1910) обсуждались вопросы дошкольного обучения и воспитания. Н.А. Рау (Московский детский сад) и Н.К. Патканова (Киевская начальная школа с детским садом) утверждали в своих докладах, что при правильной постановке раннего коррекционного обучения многие неслышащие дети могут обучаться в народных школах для слышащих после четырех лет дошкольного специального обучения и воспитания.

Н.А. Рау активно занимался проблемой интегрированного обучения и воспитания оглохших и плохослышащих детей, утративших слух после овладения речью. Особое место в педагогической деятельности Н.А. Рау в 20-30-е гг. XX в. занимала консультативная работа с родителями, имеющими детей с поздней потерей слуха, для получения детьми образования в школах для слышащих. Многие родители получали методическую помощь, часто по переписке, для сохранения речи оглохших на основе обучения чтению с губ и налаживания их общения со слышащими.

Л.С. Выготский указывал, что цель воспитания детей с нарушением развития — их интеграция в жизнь общества. Ученый понимал компенсацию как в биологическом аспекте, так и в социальном. Воспитателю приходится преодолевать социальные последствия нарушенного развития ребенка. Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы образования и воспитания в специальной школе, которая бы максимально приближала развитие детей с ограниченными возможностями к развитию нормальных детей.

М.Е. Хватцев в 30-е гг. предлагал обучать в массовых школах детей с нарушенным слухом, владеющих в разной мере речью, для раннего включения их в общение со слышащими. Некоторые дети с недостатками слуха обучались совместно со слышащими с помощью семьи и специалистов.

В XX в. в результате развития медицины, сурдопсихологии, сурдопедагогики, сурдотехники, методов компенсаторно-развивающего специального обучения, расширения раннего и специального дошкольного воспитания создаются условия интегрированного и индивидуального обучения детей с нарушенным слухом в образовательных учреждениях общего типа. Эти дети обучаются совместно со слышащими при систематической поддержке специалистов центров диагностики и консультирования, сурдоцентров, сурдологопедических кабинетов медицинских учреждений и при активном участии родителей.

Созданная в России в конце XX в. система специального образования и воспитания учащихся с нарушенным слухом имеет коррекционно-развивающую направленность, дифференцированность и интегративность. Интегрированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением слуха — одна из актуальных проблем сурдопедагогики как в России, так и за рубежом. Известно, что сущность процесса интеграции понимается специалистами по-разному.

Ученые рассматривают интеграцию как средство социально-трудовой адаптации детей с отклонениями в развитии. Отечественные ученые (Т.С. Зыкова, В.З. Кантор, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, Л.П. Носкова, Г.Н. Пенин, Ф.Ф. Рау, Е.Г. Речицкая, Л.И. Тигранова, Н.Д. Шматко и др.) под интеграцией понимают создание условий для возможно ранней социальной адаптации детей с нарушенным слухом. Очевидно, что в современной социтально-экономической ситуации наиболее благоприятные условия для развития неслышащих и слабослышащих имеются в специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей с недостатками слуха. К таким условиям относятся: современные системы специального обучения; необходимая материально-техническое обеспечение: медицинское оборудование, технические средства диагностики и коррекции слуха и речи, аудиометр, звукоусиливающая аппаратура, визуальные приборы, компьютеры, различные учебные кабинеты со специально оборудованными наглядными средствами обучения, кабинеты для индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, формированию и коррекции речи, помещения для воспитательных групп, комнаты для игр и отдыха и др. В классе и во внеклассной деятельности постоянно используются звукоусиливающая аппаратура коллективного назначения и индивидуальные слуховые аппараты, мультимедийные модули, соблюдаются условия для слухозрительного общения учащихся. Главное, что в специальной школе работают все необходимые специалисты для осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания учащихся.

Проблема интегрированного обучения и воспитания остается дискуссионной, поскольку интеграция детей с нарушениями слуха в массовую школу имеет положительные и отрицательные факторы. В частности, Н.Н. Малофеев, Л.М. Щипицына, Н.Д. Шматко утверждают, что в образовательных учреждениях общего типа возможности и условия для специального интегрированного воспитания и обучения еще не созданы.

В России развиваются разные формы интеграции: интернальная и экстернальная; частичная или полная интеграция в массовые школы, комбинированная, временная интеграция. Интернальная интеграция — это интегрированный подход внутри учреждений специального образования. Экстернальная — предполагает образование и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в учреждениях общего типа. Дети с отклонениями в развитии в этих условиях не будут изолированы от общества. Но в настоящее время возможности специального интегрированного обучения в массовых школах ограничены из-за отсутствия индивидуальной специальной помощи. Важной и еще не решенной является проблема психолого-педагогического и коррекционного сопровождения образования и воспитания детей с отклонениями в развитии в процессе их обучения и воспитания в школе общего типа для слышащих.



Просмотров 1600

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!