![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 1.5. Становление современной концепции
Воспитательной системы Специальной школы В 90-е гг. социально-экономические изменения в нашей стране отразились на развитии отечественной системы воспитания детей с недостатками слуха. Переход от идеологизированной тоталитарной системы воспитания к открытой демократической активизировал ученых и сурдопедагогов специальных школ к разработке многих аспектов воспитательной системы для внедрения современной парадигмы воспитания на основе отечественной гуманистической педагогики. В сурдопедагогике утверждаются идеи «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили), гуманизации процесса воспитания на основе культурологического подхода, природосообразности воспитания учащихся. Исходя из этого, изменяются все компоненты воспитательной системы цели, принципы, содержание, методы и технологии, организационные формы. В последнее десятилетие XX в. теория и практика воспитания глухих и слабослышащих обогащается новыми педагогическими идеями и методическими разработками в области воспитания учащихся. Сотрудники кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена раскрывают в своих работах вопросы воспитания и развития детей с недостатками слуха во внеклассной деятельности, особенности методики воспитательной работы. Современные проблемы теории и практики воспитания рассматриваются в исследованиях и трудах М.И. Никитиной; вопросы нравственного и трудового воспитания глухих — в работах Г.Н. Пенина, Л.В. Андреевой. З.А. Пономарева в своих работах раскрывает методические аспекты воспитательной системы и педагогическую технологию воспитания учащихся с нарушенным слухом. Художественно-эстетическое и литературное воспитание учащихся в творческой деятельности освещаются в работах Л.В. Кораблевой, О.А. Красильниковой, Н.Е. Граш. Значение физического воспитания и вопросы двигательной культуры, здорового образа жизни детей с нарушением слуха раскрыты в исследованиях А.А. Коржовой. Ученые кафедры на протяжении многих лет активно сотрудничают с педагогическими коллективами специальных коррекционных школ I и II вида для создания и реализации новых подходов в воспитании учащихся. С 1995 г. Первая школа глухих СПб становится опорной школой по созданию программы «Социализация неслышаших учащихся». Научное руководство программой осуществляет член-корреспондент РАО, профессор М.И. Никитина. Внедряется и программа «Воспитание юного петербуржца» с учетом особенностей воспитания и развития глухих. Под руководством М.И. Никитиной выпущены три научно-методических сборника школы-интерната № 1 для глухих, где обобщается педагогический опыт учебно-воспитательной работы (директор Н.М. Крутицкая). Школа слабослышащих детей № 33 СПб (директор Г.А. Киреева), как и другие школы, постоянно сотрудничает с кафедрой сурдопедагогики. Ученые кафедры проводят семинары, участвуют в работе методического объединения воспитателей, в публикациях материалов в сборниках, обобщающих педагогический опыт школы и исследования ученых. Под руководством директора, заслуженного учителя Г.А. Киреевой и при участии доцентов кафедры З.А. Пономаревой и О.А. Красильниковой изданы шесть сборников, обобщающих опыт учебно-воспитательной работы школы-интерната № 33 слабослышащих детей Санкт-Петербурга. В материалах сборников обобщается передовой опыт учителей по совершенствованию образовательной и воспитательной систем, по усилению воспитательного потенциала уроков и их интеграции во внеурочную творческую деятельность. Успешно реализуются программы «Социализация учащихся с нарушенным слухом», «Реабилитация творчеством», «Воспитание юного петербуржца», «Здоровье и валеологические аспекты обучения и воспитания учащихся» и др. М.И. Никитина, Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева, обобщая собственные исследования и педагогический опыт школ-интернатов № 1, 20, 31, 33 Санкт-Петербурга, выпустили методическое пособие для воспитателей, студентов, учителей, родителей «Воспитание младших школьников с нарушением слуха» (1996). В нем раскрываются новые подходы к организации и содержанию воспитательной системы, рассматривается значение чтения, творческой деятельности в кружках по интересам для развития учащихся и др. Исследования ученых позволяют научно обосновать новую воспитательную систему специальной школы. Новые социально-экономические условия в стране потребовали изменения парадигмы воспитания. Усиливается роль воспитательного воздействия во внеурочной деятельности, в подготовке школьников к самостоятельной жизни, в социализации учащихся. Вместо командно-формирующей, авторитарной, единообразной системы развивается личностно-ориентированная, демократическая, открытая для общественности и родителей воспитательная система. Цель этой системы — развитие каждого воспитанника, его способностей, возможностей к самопознанию и самосовершенствованию и подготовка к самостоятельной жизни и труду. В исследованиях Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной и научных сотрудников Института коррекционной педагогики РАО осуществляется разработка проблемы социально-эмоционального развития школьников, целенаправленного развития самосознания и самопознания ребенка. Авторы отмечают: «Становится все более и более очевидной необходимость переосмысления соотношения образовательных достижений ребенка и достижений в области жизненной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социально-эмоционального развития сознательной регуляции поведения ребенка в социуме и его подготовки к реальной жизни в столь сложных социокультурных и экономических условиях»1. Актуальность проблемы социализации детей с недостатками слуха подтверждается исследованиями ученых (Т.С. Зыкова, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, М.И Никитина, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая и др.) и педагогическим опытом специальных школ. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида усиливается роль организованной внеурочной творческой деятельности для социализации воспитанников. К проблеме социальной адаптации и достижений учащихся с недостатками слуха в области жизненной компетенции в настоящее время обращаются ученые, педагогические коллективы специальных школ, родители и общественные организации. Для реализации потребностей практики и определения содержания курса социализации неслышащих учащихся в лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха ИКП РАО Т.С. Зыковой и Э.Н. Хотеевой разработан новый курс «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида» (пособие для учителя, 2003). В работе на основе системного подхода решается вопрос социализации учащихся школ-интернатов. Содержание курса и технология обучения предусматривает совместную работу учителя, воспитателя, семьи по социальной и бытовой ориентировке неслышащих. Содержание курса и его взаимосвязь с внеурочной деятельностью учащихся создают условия для усвоения детьми норм культуры поведения и общения с окружающими, нравственной и трудовой культуры и др. Современные системы воспитания детей с нарушениями слуха, теоретические основы личностно-ориентированного воспитания неслышащих и слабослышащих, современные новые тенденции, определяющие воспитательный процесс, представлены в фундаментальных трудах, созданных в конце XX — начале XXI в. Содружество ученых и педагогических коллективов специальных коррекционных образовательных учреждений I и II вида позволяет утверждать, что на основе научно-практического подхода формируется культурно-гуманистическая педагогическая парадигма воспитания учащихся, включающая комплекс направлений по изменению воспитательной системы школы: основной целью воспитания становится не столько накопление знаний, умений учащимися, а овладение методами их приобретения и реализации. Изменяется и место воспитания в социализации учащихся, оно становится приоритетным в образовательном процессе. Создаются современные технологии воспитания и социализации, ориентированные на усиление коррекционно-адаптационного подхода, развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Меняется система взаимодействия педагога и ученика как субъекта воспитательного процесса, где ведущими принципами являются индивидуально-личностный подход в условиях внеурочной деятельности, природокультуросообразность воспитания и социальная интеграция учащихся. Обновляется содержание воспитательной системы, ориентированной на общечеловеческие ценности, на принципы гуманизации. При обосновании основного культурно-гуманистического подхода в воспитании учащихся следует подчеркнуть значение поиска сочетания традиций и новаций в воспитании детей с нарушениями слуха. Новое возникает только при изучении и знании лучших традиций отечественной сурдопедагогики. Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов 1. Назовите ученых Санкт-Петербурга, их научные взгляды и труды по проблемам воспитания учащихся с недостатками слуха. 2. Над какими проблемами воспитания работают ученые-сурдопедагоги в современный период для становления новой парадигмы воспитательной системы? 3. Какое влияние оказывают исследования научных сотрудников Института коррекционной педагогики РАО на развитие воспитательной системы специальной школы I и II вида? 4. Перечислите основные направления культурно-гуманистической парадигмы воспитания учащихся в современной школе неслышащих и слабослышащих. 5. Законспектируйте статью М.И. Никитиной «Перспективы развития образовательных и воспитательных систем в детских учреждениях для детей с нарушением слуха» из книги: Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. СПб., 1997. Примерные вопросы для обсуждения: 1) Какие актуальные проблемы воспитания выделяются в статье? 2) Из каких содержательных направлений состоит вариативная часть внеклассных занятий учебного плана школ для детей с нарушенным слухом, отводимых на «Обязательные занятия по выбору» и «Технологию»? 3) Перечислите развивающие уроки и внеклассные занятия. 4) Какие новые или обновленные технологии образовательного и воспитательного процесса разрабатываются в специальных школах? 5) Раскройте новые подходы в организации, содержании, использовании методов воспитательный работы во внеурочное время.
![]() |