Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 1.5. Становление современной концепции



Воспитательной системы

Специальной школы

В 90-е гг. социально-экономические изменения в нашей стране отразились на развитии отечественной системы воспитания детей с недостатками слуха. Переход от идеологизированной тоталитарной системы воспитания к открытой демократической активизировал ученых и сурдопедагогов специальных школ к разработке многих аспектов воспитательной системы для внедрения современной парадигмы воспитания на основе отечественной гуманистической педагогики. В сурдопедагогике утверждаются идеи «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили), гуманизации процесса воспитания на основе культурологического подхода, природосообразности воспитания учащихся. Исходя из этого, изменяются все компоненты воспитательной системы цели, принципы, содержание, методы и технологии, организационные формы.

В последнее десятилетие XX в. теория и практика воспитания глухих и слабослышащих обогащается новыми педагогическими идеями и методическими разработками в области воспитания учащихся. Сотрудники кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена раскрывают в своих работах вопросы воспитания и развития детей с недостатками слуха во внеклассной деятельности, особенности методики воспитательной работы. Современные проблемы теории и практики воспитания рассматриваются в исследованиях и трудах М.И. Никитиной; вопросы нравственного и трудового воспитания глухих — в работах Г.Н. Пенина, Л.В. Андреевой. З.А. Пономарева в своих работах раскрывает методические аспекты воспитательной системы и педагогическую технологию воспитания учащихся с нарушенным слухом. Художественно-эстетическое и литературное воспитание учащихся в творческой деятельности освещаются в работах Л.В. Кораблевой, О.А. Красильниковой, Н.Е. Граш. Значение физического воспитания и вопросы двигательной культуры, здорового образа жизни детей с нарушением слуха раскрыты в исследованиях А.А. Коржовой. Ученые кафедры на протяжении многих лет активно сотрудничают с педагогическими коллективами специальных коррекционных школ I и II вида для создания и реализации новых подходов в воспитании учащихся.

С 1995 г. Первая школа глухих СПб становится опорной школой по созданию программы «Социализация неслышаших учащихся». Научное руководство программой осуществляет член-корреспондент РАО, профессор М.И. Никитина. Внедряется и программа «Воспитание юного петербуржца» с учетом особенностей воспитания и развития глухих. Под руководством М.И. Никитиной выпущены три научно-методических сборника школы-интерната № 1 для глухих, где обобщается педагогический опыт учебно-воспитательной работы (директор Н.М. Крутицкая).

Школа слабослышащих детей № 33 СПб (директор Г.А. Киреева), как и другие школы, постоянно сотрудничает с кафедрой сурдопедагогики. Ученые кафедры проводят семинары, участвуют в работе методического объединения воспитателей, в публикациях материалов в сборниках, обобщающих педагогический опыт школы и исследования ученых. Под руководством директора, заслуженного учителя Г.А. Киреевой и при участии доцентов кафедры З.А. Пономаревой и О.А. Красильниковой изданы шесть сборников, обобщающих опыт учебно-воспитательной работы школы-интерната № 33 слабослышащих детей Санкт-Петербурга. В материалах сборников обобщается передовой опыт учителей по совершенствованию образовательной и воспитательной систем, по усилению воспитательного потенциала уроков и их интеграции во внеурочную творческую деятельность. Успешно реализуются программы «Социализация учащихся с нарушенным слухом», «Реабилитация творчеством», «Воспитание юного петербуржца», «Здоровье и валеологические аспекты обучения и воспитания учащихся» и др.

М.И. Никитина, Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева, обобщая собственные исследования и педагогический опыт школ-интернатов № 1, 20, 31, 33 Санкт-Петербурга, выпустили методическое пособие для воспитателей, студентов, учителей, родителей «Воспитание младших школьников с нарушением слуха» (1996). В нем раскрываются новые подходы к организации и содержанию воспитательной системы, рассматривается значение чтения, творческой деятельности в кружках по интересам для развития учащихся и др. Исследования ученых позволяют научно обосновать новую воспитательную систему специальной школы.

Новые социально-экономические условия в стране потребовали изменения парадигмы воспитания. Усиливается роль воспитательного воздействия во внеурочной деятельности, в подготовке школьников к самостоятельной жизни, в социализации учащихся. Вместо командно-формирующей, авторитарной, единообразной системы развивается личностно-ориентированная, демократическая, открытая для общественности и родителей воспитательная система. Цель этой системы — развитие каждого воспитанника, его способностей, возможностей к самопознанию и самосовершенствованию и подготовка к самостоятельной жизни и труду.

В исследованиях Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной и научных сотрудников Института коррекционной педагогики РАО осуществляется разработка проблемы социально-эмоционального развития школьников, целенаправленного развития самосознания и самопознания ребенка. Авторы отмечают: «Становится все более и более очевидной необходимость переосмысления соотношения образовательных достижений ребенка и достижений в области жизненной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социально-эмоционального развития сознательной регуляции поведения ребенка в социуме и его подготовки к реальной жизни в столь сложных социокультурных и экономических условиях»1. Актуальность проблемы социализации детей с недостатками слуха подтверждается исследованиями ученых (Т.С. Зыкова, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, М.И Никитина, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая и др.) и педагогическим опытом специальных школ. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида усиливается роль организованной внеурочной творческой деятельности для социализации воспитанников.

К проблеме социальной адаптации и достижений учащихся с недостатками слуха в области жизненной компетенции в настоящее время обращаются ученые, педагогические коллективы специальных школ, родители и общественные организации. Для реализации потребностей практики и определения содержания курса социализации неслышащих учащихся в лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха ИКП РАО Т.С. Зыковой и Э.Н. Хотеевой разработан новый курс «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида» (пособие для учителя, 2003). В работе на основе системного подхода решается вопрос социализации учащихся школ-интернатов. Содержание курса и технология обучения предусматривает совместную работу учителя, воспитателя, семьи по социальной и бытовой ориентировке неслышащих. Содержание курса и его взаимосвязь с внеурочной деятельностью учащихся создают условия для усвоения детьми норм культуры поведения и общения с окружающими, нравственной и трудовой культуры и др.

Современные системы воспитания детей с нарушениями слуха, теоретические основы личностно-ориентированного воспитания неслышащих и слабослышащих, современные новые тенденции, определяющие воспитательный процесс, представлены в фундаментальных трудах, созданных в конце XX — начале XXI в.

Содружество ученых и педагогических коллективов специальных коррекционных образовательных учреждений I и II вида позволяет утверждать, что на основе научно-практического подхода формируется культурно-гуманистическая педагогическая парадигма воспитания учащихся, включающая комплекс направлений по изменению воспитательной системы школы: основной целью воспитания становится не столько накопление знаний, умений учащимися, а овладение методами их приобретения и реализации. Изменяется и место воспитания в социализации учащихся, оно становится приоритетным в образовательном процессе. Создаются современные технологии воспитания и социализации, ориентированные на усиление коррекционно-адаптационного подхода, развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Меняется система взаимодействия педагога и ученика как субъекта воспитательного процесса, где ведущими принципами являются индивидуально-личностный подход в условиях внеурочной деятельности, природокультуросообразность воспитания и социальная интеграция учащихся. Обновляется содержание воспитательной системы, ориентированной на общечеловеческие ценности, на принципы гуманизации. При обосновании основного культурно-гуманистического подхода в воспитании учащихся следует подчеркнуть значение поиска сочетания традиций и новаций в воспитании детей с нарушениями слуха. Новое возникает только при изучении и знании лучших традиций отечественной сурдопедагогики.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Назовите ученых Санкт-Петербурга, их научные взгляды и труды по проблемам воспитания учащихся с недостатками слуха.

2. Над какими проблемами воспитания работают ученые-сурдопедагоги в современный период для становления новой парадигмы воспитательной системы?

3. Какое влияние оказывают исследования научных сотрудников Института коррекционной педагогики РАО на развитие воспитательной системы специальной школы I и II вида?

4. Перечислите основные направления культурно-гуманистической парадигмы воспитания учащихся в современной школе неслышащих и слабослышащих.

5. Законспектируйте статью М.И. Никитиной «Перспективы развития образовательных и воспитательных систем в детских учреждениях для детей с нарушением слуха» из книги: Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. СПб., 1997.

Примерные вопросы для обсуждения: 1) Какие актуальные проблемы воспитания выделяются в статье? 2) Из каких содержательных направлений состоит вариативная часть внеклассных занятий учебного плана школ для детей с нарушенным слухом, отводимых на «Обязательные занятия по выбору» и «Технологию»? 3) Перечислите развивающие уроки и внеклассные занятия. 4) Какие новые или обновленные технологии образовательного и воспитательного процесса разрабатываются в специальных школах? 5) Раскройте новые подходы в организации, содержании, использовании методов воспитательный работы во внеурочное время.

 



Просмотров 1167

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!