Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Законодательная база Российской Федерации в области образования



К нормативно-правовым актам Российской Федерации относятся Конституция РФ, кодексы, законы РФ, постановления Правительства 1ссии, приказы, письма министерств и ведомств. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон «Об образовании», другие законы и нормативные правовые акты России, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

· разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

· обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;

· создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

· определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Основным федеральным законом, обеспечивающим развитие специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, служит закон РФ «Об образовании» (принят 25 октября 1991 г.). Закон содержит ряд статей (3, 5, 12,17,50 и др.), закрепляющих право детей-инвалидов на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. За годы существования закона в его статьи 12 раз вносились различные дополнения и уточнения, что позволило в значительной мере обновить один из основных федеральных законов России.

Центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования, в том числе специального, занимает закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 3 июля 1998 г.). Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.

Важной составляющей нормативно-правовой базы специального образования являются федеральные правительственные документы, определяющие общеобразовательную и профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее значимо в этом плане постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии» (12 марта 1997 г.), в соответствии с которым созданы коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения, коррекционные учреждения начального профессионального образования. Типовое положение распространяется на специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых. Оно регулирует деятельность всех государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, создавая благоприятные условия воспитанникам с отклонениями в развитии для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, служит постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (4 октября 2000 г.). Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Она предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Одной из основных задач, поставленных в доктрине, является «создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей». Лицам с ограниченными возможностями здоровья гарантируется общедоступное и бесплатное специальное образование, а также бесплатное среднее и высшее профессиональное образование.

Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство берет на себя обязанность обеспечить:

· дошкольные и школьные образовательные учреждения квалифицированными педагогами с высшим образованием;

· условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования;

· внедрение в учебный процесс новых технологий и информационных систем;

· формирование у обучающихся высоких духовно-нравственных качеств;

· расширение фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования;

· условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений.

Четкая поэтапная реализация целей и задач, определяемых доктриной будет способствовать, на наш взгляд, изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представлений об образовании и науке «как определяющих факторах развития современного российского общества». Опережающее развитие образования на основе рассматриваемой доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

С национальной доктриной образования непосредственно связана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», одобренная Правительством РФ 29 декабря 2001 г. Ее суть заключается в том, чтобы сориентировать образование на рынок труда и требования социально-экономического развития страны, «создать механизм устойчивого развития системы образования».

Ценность Концепции как важнейшего федерального правительственного документа заключается в том, что в ней раскрываются (дополняя и уточняя основные положения доктрины) основные приоритеты государственной образовательной политики, цели и задачи модернизации образования, а также меры по созданию правовых и экономических условий для обеспечения:

· бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта;

· равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней;

· получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Государство гарантирует социально-педагогическую и психологическую помощь семье, раннюю диагностику резервов физического и психического развития ребенка.

Согласно Концепции дети с ограниченными возможностями здоровья «должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний — в специальных школах и школах-интернатах». Предусматривается также введение персональных счетов для детей-инвалидов с целью аккумулирования государственных, корпоративных, спонсорских и родительских средств на образование и оздоровление каждого ребенка.

Важное место в Концепции отводится вопросам подготовки социальных педагогов и психологов в целях совершенствования работы с детьми группы риска, осуществления профилактики социального сиротства. Кроме этого, активизируется планомерная «подготовка и переподготовка педагогических кадров», проведение родительского всеобуча по широкому кругу проблем.

Заслуживают внимания положения Концепции о структурной и институциональной перестройке профессионального образования выпускников общеобразовательных (в том числе коррекционных) учебных заведений, о разработке различных моделей интеграции среднего и высшего профессионального образования, о создании университетских комплексов.



Просмотров 3662

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!