Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие интеграции в условиях современной школы



В специальных школах для детей с нарушениями слуха проблема интернальной интеграции активно развивается в нескольких аспектах. Известно, что лучшими условиями для развития и социализации ребенка с отклонениями в развитии является семья, где ребенка окружают вниманием, заботой, любовью. Для стимулирующей развитие ребенка обстановки родители должны понимать его состояние и возможные пути адаптации в обществе. Необходимо, чтобы учителя специальных школ учитывали этот фактор и постоянно осуществляли многоплановую помощь семье в воспитании ребенка. Во многих школах организуются во внеурочное время группы полного или продленного дня, консультации родителей по вопросам коррекционной работы и воспитания ребенка в семье. Ученик, посещая такие группы, воспитывается в своей семье, среди слышащих, общается и взаимодействует с окружающими, что способствует его социальной адаптации. Специальная школа сохраняет ребенку возможность жить в своей семье, общаться и дружить со слышащими сверстниками.

Интернальная интеграция развивается в специальной школе в условиях воспитательного процесса во внеурочной деятельности. Учителя и воспитатели совместно со школьниками организуют различные коллективные воспитывающие занятия, привлекая к творческой подготовительной деятельности всех воспитанников, независимо от условий и программы обучения, от сложности структуры отклонений в развитии. В равноправных условиях организованной деятельности воспитанники в меру своих возможностей с интересом совместно занимаются коллективными делами, привлекаются и слышащие школьники. У детей с нарушениями слуха развивается познавательная деятельность, формируется социальное поведение, культура речевого общения. Развивается общественное сознание ребенка, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе усвоенных норм общества.

Отмечается позитивное развитие личности в деловом общении неслышащих и слабослышащих со слышащими сверстниками при посещении детских музеев, Центров детского и юношеского творчества, различных культурных центров и учреждений дополнительного образования. Особенно эффективна интеграция учащихся с нарушенным слухом со слышащими школьниками в условиях внешкольных учреждений при участии в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, в художественной самодеятельности, праздниках.

Важное значение имеет совместная деятельность глухих и слабослышащих со слышащими. Благоприятные условия для совместной деятельности создаются в лагерях отдыха, туристических походах, домах отдыха, при участии в экскурсиях. Коллективная деятельность побуждает учащихся к речевому общению, к усвоению правил речевого поведения. Совместные игры, конкурсы, театрализованные праздники, их подготовка объединяют участников, требуют разучивания речевого материала различных ролей, стихотворений и т. д. В этих условиях школьники быстрее сближаются, ищут средства устного общения. При плановой организации совместной деятельности неслышащих и слышащих учащихся осуществляется специальная подготовка как участников коллективных дел, игр или праздников и т. п., так и педагогов. Такие встречи заранее планируются, продумывается организация, методические приемы проведения совместной деятельности. Желательно включение учащихся с нарушением слуха и слышащих в смешанные группы или команды для участия в викторинах, дидактических играх, КВН, инсценировках. На отдыхе и во внеурочное время возможно проведение подвижных и спортивных праздников или соревнований. Сурдопедагоги активно помогают неслышащим учащимся понять основные условия или правила, содержание деятельности и требования для победы. Возможно организовывать соревнования между группами слабослышащих или неслышащих и слышащих школьников.

Совместная коллективная деятельное детей с нарушениями слуха и слышащих учащихся в условиях внеурочной .деятельности или отдыха способствует развитию речевой коммуникации в соответствии с требованиями методики обучения языку. Усвоение нового словаря, упражнения в использовании знакомых фраз и словосочетаний осуществляется в различных ситуациях в зависимости от потребности в общении. Совместная деятельность со слышащими является положительным фактором для активизации речевой, познавательной и мыслительной деятельности, активного усвоения знаний об окружающей жизни, норм социального поведения. Ведется и просветительская работа со слышащими детьми и взрослыми как до проведения различных мероприятий, так и в условиях совместной деятельности.

Организационные формы интеграции учащихся с нарушенным слухом могут быть разными. Совершенствование коррекционно-развивающего воспитания и обучения слабослышащих учащихся первого отделения в начальной школе для слабослышащих может подготовить ребенка к переходу в основную или старшую школу общего типа тому способствует разработка вариативных программ обучения в специальной школе, адекватный подбор типов учебных программ, возможность пере>ода с одной программы на другую. Важное значение имеет и медико-псилого-педагогическое сопровождение развития учащихся специальной школы» форме изучения, наблюдения и контроля за развитием ученика в начальных классах. Конечная цель реализации такой модели интеграции — подготовка слабослышащих и некоторых глухих учащихся к обучению в общеобразовательной школе для слышащих. Включение учащихся с нарушением слуха и речи в среду нормально развивающихся школьников иногда вызывает социальную изоляцию подростка, недостаточную эффективность обучения, комплекс неполноценности из-за трудностей устной коммуникации.

Интеграция слабослышащих и неслышащих рассматривается как процесс включения их в систему определенных отношений в образовании и воспитании в школе общего типа. Следует учитывать и многообразие ценностных отношений, которые формируются не только у ученика с нарушенным слухом, но и у окружающих. Интеграция школьника в массовую школу предполагает определенное комфортное состояние в учебной деятельности, межличностном и деловом общении в классе с учащимися и учителями. Для этого необходима предварительная психологическая подготовка, определенный коммуникативный опыт в условиях учебной и особенно внеурочной деятельности как ученика с нарушенным слухом, так и слышащих учащихся класса и учителей.

Специальные коррекционные образовательные учреждения могут оказывать медико-психолого-педагогическую и коррекционную помощь учащимся, интегрированным в школу общего типа, их родителям при внесении изменений в статус специальной школы. Специальные школы для детей с нарушением слуха и речи ведут поиск новых форм интернальной интеграции для формирования осознанных прочных знаний и включения учащихся в жизнь общества.

Специальная школа разрабатывает взаимосвязанные направления совершенствования учебной и воспитательной систем, включающих как дифференцированный, так и интегрированный подход. В образовательном процессе осуществляется внедрение дифференцированного подхода к выбору вариативных учебных программ, дифференциация обучения школьников на основе одной учебной программы. В то же время вводятся в школьную практику интегрированные уроки, межпредметные связи, интегрированный подход к формированию системных знаний, который усиливается в условиях организации внеурочной деятельности школьников.

Воспитательный процесс строится на основе объединения уроков и внеклассных занятий. Новое содержание воспитания требует использования разнообразных методов, технологий и новых организационных форм воспитательной работы, активизирующих развитие личности ребенка, способствующих его интеграции в общество. В учебный и воспитательный процесс специальной школы введены новые развивающие предметы: интегрированный курс валеологии, речь и культура общения, история и культура Санкт-Петербурга, объединяющие классную и внеурочную деятельность школьников. Создаются разные культурно-досуговые программы: «Литература, музыка, живопись», «Игра как средство воспитания учащихся», «Детский праздник», «Приобщение детей к миру театра», «Воспитание петербуржца» и др.



Просмотров 3184

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!