Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Воспитание учащихся в условиях устного метода обучения



При разработке дидактической системы «устный метод обучения» отечественные сурдопедагоги в какой-то мере испытывали влияние идей зарубежной сурдопедагогики, но критически их осмысливали. Взгляды А.Ф. Остроградского, Н.М. Натовского, И.А. Васильева, П.Д. Енько, Ф.А. Рау на процесс обучения и воспитания глухонемых отражали прогрессивные педагогические тенденции своего времени. Они более полно рассматривали вопросы формирования устной и письменной речи как средства умственного, речевого, духовно-нравственного развития. Большое значение придавалось профессионально-трудовому обучению и воспитанию, организации мастерских для ремесленно-IX) обучения, воспитанию интереса к разным ремеслам и творческим видам деятельности (живопись, граверное дело, вышивание и т. п.).

Важный компонент воспитания учащихся в Санкт-Петербургском училище глухонемых — организованная внеурочная творческая деятельность. Анализ работ А.Ф. Остроградского, Н.М. Натовского, П.С. Янковского и других ученых показывает, что использование во внеурочное время экскурсий и прогулок — это развивающая деятельность, наглядное познание окружающего мира.

А.Ф. Остроградский проводил образовательные и профориентационные развивающие учащихся экскурсии и прогулки по достопримечательным местам Санкт-Петербурга, в мастерские, на различные производства. Практиковались и поездки в другие города России для ознакомления с их жизнью, историческими местами, художественными промыслами, посещались заводы и фабрики. П.С. Янковский считал, что экскурсии служат для приобретения знаний но природоведению, географии, истории, об окружающей жизни. Экскурсия, по его мнению, позволяет учащимся развивать интересы, творческие способности, инициативу и самостоятельность. Осуществлялось развитие художественного и эстетического вкуса глухих, приобщение к искусству, понимание живописи и т. д.

В Петербургском училище в конце XIX — начале XX в. при директоре А.Ф. Остроградском (позднее — при П.Д. Енько) формированию творческой личности способствовало организация занятий живописью, гравированием, резьбой по дереву и другими видами изобразительной и ручной деятельности. Изобразительное искусство давало возможность учащимся развивать свои способности, художественный вкус. В училище систематически организовывались выставки работ воспитанников.

Творческие работы учащихся представлялись в 1899 г. на Франко-русскую кустарную выставку, на ремесленную выставку в Санкт-Петербурге; в 1900 г. на Всемирные выставки в Париже, в Чикаго. За свои изделия и постановку учебного дела Санкт-Петербургское училище глухонемых получило почетный диплом, золотую медаль и другие поощрения.

Следует упомянуть и об организации в училище различных мероприятий, праздников (Рождество, Пасха и др.), включающих учащихся в творческую театральную деятельность. Часто в небольшом театре при училище устраивались спектакли. Актерами, декораторами, костюмерами становились сами воспитанники. В училище устраивались костюмированные балы, литературные праздники, посвященные творчеству писателей и поэтов, различные соревнования.

П.Д. Енько, основываясь на принципах психологии, определял идеи «свободного воспитания» школьников как условия для самостоятельной творческой и игровой деятельности, для развития речи в разных жизненных ситуациях общения. Идеи «свободного воспитания», «естественного метода воспитания» раскрываются также в работах Н.М. Лаговского, Н.А. Рау, Ф.А. Рау, которые являются сторонниками воззрений Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, Ф.-А. Дистервега.

Идея о необходимости в воспитательной деятельности следовать естественному, природному развитию ребенка получило свое обоснование и развитие в педагогическом опыте и работах Н.А. Рау и Ф.А. Рау. В Московском Арнольдо-Третьяковском училище (1860) под руководством директора Ф.А. Рау исходным средством обучения и воспитания стала устная речь. Развивался дифференцированный подход в образовательном и воспитательном процессе на основе изучения учащихся. Училище становится методическим центром воспитания и обучения глухих.

Прогрессивные педагогические идеи и опыт Петербургского училища имели большое значение для развития отечественной теории и практики воспитания детей с нарушениями слуха. Воспитательная система основывалась на идеях гуманизма, природосообразности воспитания, на понимании глухого человека как личности, способной к развитию и совершенствованию в процессе воспитания и специального обучения. На развитие воспитательной системы в училище оказали определенное влияние педагогические взгляды и распространение идей гуманизации воспитания и образования К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, выдающихся педагогов В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте основные педагогические положения воспитания глухих учащихся в работах В.И. Флери и Г.А. Гурцова.

2. Запишите положения, которые определяют эффективность воспитания в Санкт-Петербургском училище в первой половине XIX в.

Например: эффективность воспитательного процесса в условиях комбинированной системы зависит:

1) от понимания сущности глухонемоты, сочетания методов воспитания, форм речи и деятельности. И т. д.

3. Какие направления воспитательной работы выделены в Уставах Санкт-Петербургского училища глухонемых при применении устного метода обучения? Перечислите направления воспитания:

1) развитие и использование во внеурочное время устной и письменной речи как средства умственного развития... И т. д.

4. Перечислите формы организации воспитывающей и творческой деятельности воспитанников в училище в конце XIX — начале XX в.

5. Как оценивала результаты творческой деятельности учащихся общественность?

6. Назовите выдающихся сурдопедагогов и их труды по проблемам воспитания учащихся с недостатками слуха в XIX — начале XX в. Заполните таблицу.

Автор, гады работы в училище Труд, год издания Дидактическая система Устав училища, год Основные положения воспитательной системы
         
         
         

 



Просмотров 1517

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!