![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Воспитание учащихся в условиях устного метода обучения
При разработке дидактической системы «устный метод обучения» отечественные сурдопедагоги в какой-то мере испытывали влияние идей зарубежной сурдопедагогики, но критически их осмысливали. Взгляды А.Ф. Остроградского, Н.М. Натовского, И.А. Васильева, П.Д. Енько, Ф.А. Рау на процесс обучения и воспитания глухонемых отражали прогрессивные педагогические тенденции своего времени. Они более полно рассматривали вопросы формирования устной и письменной речи как средства умственного, речевого, духовно-нравственного развития. Большое значение придавалось профессионально-трудовому обучению и воспитанию, организации мастерских для ремесленно-IX) обучения, воспитанию интереса к разным ремеслам и творческим видам деятельности (живопись, граверное дело, вышивание и т. п.). Важный компонент воспитания учащихся в Санкт-Петербургском училище глухонемых — организованная внеурочная творческая деятельность. Анализ работ А.Ф. Остроградского, Н.М. Натовского, П.С. Янковского и других ученых показывает, что использование во внеурочное время экскурсий и прогулок — это развивающая деятельность, наглядное познание окружающего мира. А.Ф. Остроградский проводил образовательные и профориентационные развивающие учащихся экскурсии и прогулки по достопримечательным местам Санкт-Петербурга, в мастерские, на различные производства. Практиковались и поездки в другие города России для ознакомления с их жизнью, историческими местами, художественными промыслами, посещались заводы и фабрики. П.С. Янковский считал, что экскурсии служат для приобретения знаний но природоведению, географии, истории, об окружающей жизни. Экскурсия, по его мнению, позволяет учащимся развивать интересы, творческие способности, инициативу и самостоятельность. Осуществлялось развитие художественного и эстетического вкуса глухих, приобщение к искусству, понимание живописи и т. д. В Петербургском училище в конце XIX — начале XX в. при директоре А.Ф. Остроградском (позднее — при П.Д. Енько) формированию творческой личности способствовало организация занятий живописью, гравированием, резьбой по дереву и другими видами изобразительной и ручной деятельности. Изобразительное искусство давало возможность учащимся развивать свои способности, художественный вкус. В училище систематически организовывались выставки работ воспитанников. Творческие работы учащихся представлялись в 1899 г. на Франко-русскую кустарную выставку, на ремесленную выставку в Санкт-Петербурге; в 1900 г. на Всемирные выставки в Париже, в Чикаго. За свои изделия и постановку учебного дела Санкт-Петербургское училище глухонемых получило почетный диплом, золотую медаль и другие поощрения. Следует упомянуть и об организации в училище различных мероприятий, праздников (Рождество, Пасха и др.), включающих учащихся в творческую театральную деятельность. Часто в небольшом театре при училище устраивались спектакли. Актерами, декораторами, костюмерами становились сами воспитанники. В училище устраивались костюмированные балы, литературные праздники, посвященные творчеству писателей и поэтов, различные соревнования. П.Д. Енько, основываясь на принципах психологии, определял идеи «свободного воспитания» школьников как условия для самостоятельной творческой и игровой деятельности, для развития речи в разных жизненных ситуациях общения. Идеи «свободного воспитания», «естественного метода воспитания» раскрываются также в работах Н.М. Лаговского, Н.А. Рау, Ф.А. Рау, которые являются сторонниками воззрений Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, Ф.-А. Дистервега. Идея о необходимости в воспитательной деятельности следовать естественному, природному развитию ребенка получило свое обоснование и развитие в педагогическом опыте и работах Н.А. Рау и Ф.А. Рау. В Московском Арнольдо-Третьяковском училище (1860) под руководством директора Ф.А. Рау исходным средством обучения и воспитания стала устная речь. Развивался дифференцированный подход в образовательном и воспитательном процессе на основе изучения учащихся. Училище становится методическим центром воспитания и обучения глухих. Прогрессивные педагогические идеи и опыт Петербургского училища имели большое значение для развития отечественной теории и практики воспитания детей с нарушениями слуха. Воспитательная система основывалась на идеях гуманизма, природосообразности воспитания, на понимании глухого человека как личности, способной к развитию и совершенствованию в процессе воспитания и специального обучения. На развитие воспитательной системы в училище оказали определенное влияние педагогические взгляды и распространение идей гуманизации воспитания и образования К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, выдающихся педагогов В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др. Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов 1. Раскройте основные педагогические положения воспитания глухих учащихся в работах В.И. Флери и Г.А. Гурцова. 2. Запишите положения, которые определяют эффективность воспитания в Санкт-Петербургском училище в первой половине XIX в. Например: эффективность воспитательного процесса в условиях комбинированной системы зависит: 1) от понимания сущности глухонемоты, сочетания методов воспитания, форм речи и деятельности. И т. д. 3. Какие направления воспитательной работы выделены в Уставах Санкт-Петербургского училища глухонемых при применении устного метода обучения? Перечислите направления воспитания: 1) развитие и использование во внеурочное время устной и письменной речи как средства умственного развития... И т. д. 4. Перечислите формы организации воспитывающей и творческой деятельности воспитанников в училище в конце XIX — начале XX в. 5. Как оценивала результаты творческой деятельности учащихся общественность? 6. Назовите выдающихся сурдопедагогов и их труды по проблемам воспитания учащихся с недостатками слуха в XIX — начале XX в. Заполните таблицу.
![]() |