Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социализация учащихся с нарушенным слухом



В условиях интеграции

Отечественные ученые (Т.С. Зыкова, Н.Н. Малофеев, М.И. Никитина, Н.Д. Шматко и др.) определяют сущность интеграции как путь создания для каждого ученика с нарушением слуховой функции благоприятных условий для развития, саморазвития и социализации, включение в общественную и трудовую жизнь наравне со слышащими после специального воспитания и образования. Дети с нарушением слуха нуждаются в создании условий для социально-трудовой адаптации. Особенность современной образовательной и воспитательной систем специальной школы — открытость для общественности, коррекционно-развивающая направленность, ориентация на здоровые функции организма ребенка, его потенциальные возможности, дифференци-рованность и интегративность, совершенствование путей социализации. По мнению Н.Н. Малофеева и М.И. Никитиной, одна из ведущих тенденций в развитии отечественной системы специального образования и воспитания — интеграция и социализация. Но такой подход не означает свертывания специальной системы дифференцированного обучения детей с недостатками слуха.

Дифференцированный и интегративный подход в образовательной и в воспитательной системах специальной школы взаимно дополняют друг друга, способствуют социализации личности и реализуются в следующих условиях:

· научно обоснованной диагностики нарушения слуховой функции, отклонений в психоречевом, физическом, эмоционально-волевом развитии; научно разработанных образовательных и воспитательных систем специальных образовательных (коррекционных) учреждений I и II видов;

· обеспеченности необходимых профилактических и лечебно-восстановительных, психологических и коррекционно-развивающих мероприятий при объединении усилий сурдопедагогов, психологов и медицинских работников;

· комплексности решения образовательных, воспитательных коррекционно-развивающих задач и содержательных направлений воспитания, их взаимосвязи;

· осуществления дифференцированного подхода с учетом возможностей и особенностей развития, уровня обученности детей на основе индивидуально-ориентированного подхода, создания вариативных программ обучения для повышения образования и интеграции учащихся;

· обеспечения интегрированного подхода к обучению и воспитанию учащихся через усиление межпредметных связей, введение интегрированных уроков и развивающих внеклассных занятий (чтение и развитие речи, урок литературы и разных видов искусства, урок культуры поведения и речевого общения и др.);

· развития интегративности в усилении единства воспитательного и общеобразовательного процессов на уроках, внеклассных занятиях, в творческой деятельности при объединении в разновозрастные группы сотрудничества разных категорий учащихся совместно с учителями.

Современные ученые, рассматривая по-новому личность учащегося с нарушенным слухом, признают за ним право на собственные интересы, творчество, активность, самостоятельность. В общей педагогике (И.С. Кон, Н.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Меливанова) и в сурдопедагогике (Т.С. Зыкова, Н.Н. Ма-лофеев, Н.М. Назарова, МИ. Никитина, Е.Г. Речицкая) определяют процессы воспитания, интеграции и социализации как самостоятельные, но взаимосвязанные между собой. Рассматривая проблему воспитания в специальной школе, можно утверждать, что меняются задачи воспитания, содержание, формы проведения внеклассной деятельности учащихся. Воспитательный процесс ориентирован на развитие личности, ее самосовершенствование, саморазвитие, формирование культуры и интеграцию в общество.

Влияние социальных факторов на развитие ребенка с отклонениями в развитии определяет Л.С. Выготский, считающий, что «обучение и воспитание... дефективных детей должны быть поставлены как проблема социального воспитания».

В условиях обновления специального воспитания в России активно развивается интернальная интеграция в воспитательной системе специальной школы. Происходят глубокие изменения в связи с включением всех учащихся в коллективную творческую деятельность совместно с учителями и родителями. Основная черта воспитательной системы — ориентация на обеспечение запросов родителей в образовании и воспитании детей с учетом состояния здоровья, их возможностей независимо от особенностей структуры отклонений в их развитии.

Значимым является разработка новых технологий и организационных интегрированных форм воспитательной работы, предполагающих интеграцию воспитанников с проблемами в развитии в общество.

Учащиеся с нарушением слуха, обучающиеся в специальной школе, одновременно получают разноплановую коррекционную квалифицированную помощь специалистов. Изучение передового опыта специальных коррекционных образовательных учреждений показывает, что в специальных школах для детей с недостатками слуха создаются реабилитационные центры, предусматривающие объединение различных специалистов (медицинских работников, сурдопедагогов, психологов, воспитателей, дефектологов по индивидуальной работе, музыкальных работников и др.) для реабилитационной работы с учащимися. В специальных школах функционируют консультативная психолого-педагогическая служба для школьников и их родителей, центр изучения и развития слухового восприятия и коррекции речи. Учителя и воспитатели организуют воспитывающую и развивающую социально и личностно значимую деятельность учащихся для адаптации и интеграции их в общество.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Дайте определения понятиям «интеграция», «включенное образование», «экстернальная и интернальная интеграция», «интегрированное обучение», «социальная адаптация», «социализация».

2. Раскройте особенности и взаимосвязь интеграции, дифференциации и социализации в отечественной сурдопедагогике.

3. Перечислите возможные организационные условия и формы интеграции и социализации учащихся в специальных школах для неслышащих и слабослышащих, приведите примеры.

4. Составьте таблицу «Условия эффективности интегрированного обучения и воспитания». Проанализируйте предложенные условия и заполните таблицу.

1. Внешние условия 2. Внутренние условия
   

Уровень психофизического развития школьника, соответствующий или близкий к норме. Раннее выявление нарушений развития и ранняя помощь с первых месяцев жизни. Желание родителей обучать ребенка в массовой школе и готовность помогать в учебном процессе. Возможность овладеть образовательным стандартом в школе для слышащих в результате раннего развивающего, коррекционного обучения. Психологическая готовность ребенка и родителей к интегрированному обучению. Наличие в школе или в медицинском учреждении специалистов для квалифицированной индивидуальной помощи ребенку с участием семьи. Психологическая готовность учителей слышащих детей принять ученика с нарушением слуха как равного. Готовность массовой школы оказывать постоянно медико-психолого-педагогическую помощь неслышащему или слабослышащему школьнику.

5. Назовите формы экстернальной и интернальной интеграции учащихся с нарушением слуха, составьте таблицу.

Дайте определение предложенным понятиям и заполните таблицу: полная интеграция; социальная интеграция в семье при поддержке специальной школы; интернальная интеграция во внеурочной деятельности; интеграция учащихся специальной школы в условиях внешкольных учреждений; комбинированная интеграция; совместная коллективная деятельность слышащих и неслышащих вне класса; частичная интеграция; временная интеграция; перевод в массовую школу после обучения в начальной специальной школе.

Массовая школа Специальная школа I и II вида
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.

Список литературы

1. Басова А.Г., Егоров С.Ф, История сурдопедагогики: Учеб. пособие. М, 1984.

2. Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей / Под ред. С.А. Зыкова. М., 1961.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т 5.

4. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: Опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. 1998. № 3.

5. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М., 1957.

6. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. М., 1961.

7. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики: Избр. тр. / Сост. и авт. библиогр. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. М., 1997.

8. Зыкова Т.С, Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя. М., 2003.

9. 9. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом / Под ред, М.И. Никитиной. СПб., 1997.

10.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. № 6.

11.Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М, 1958.

12.Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: Социокультурный анализ современных тенденций // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М., 1996.

13.Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1996. № 1.

14.Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы международного семинара. СПб., 1996.

15.Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996. Ч. 1.

16.Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. М., 1996.

17.Никитина М.И. Вариативные воспитательные системы коррекционных учреждений Санкт-Петербурга // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб., 1992.

18.Никитина М.И. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения. Проблема подготовки специалистов по коррекционной педагогике // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы междунар. семинара. СПб., 1996.

19.Никитина М.И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. СПб., 1997.

20.Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Л.М. Шипицына. СПб., 1997.

21.Педагогика I Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.

22.Пенин Г.Н. Теория и практика политехнического образования неслышащих: История и современность. СПб., 2000.

23.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. М., 2000.

24.Пономарева З.А. Традиции и новации в воспитании детей с нарушениями слуха // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб., 2003. Ч. 2. С. 317.

25.Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Отв. ред.

26.Е.Г. Речицкая. М., 1994.

27.Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы / Отв. ред. К.А. Волкова. М., 1976.

28.Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М., 1973.

29.Рекомендации к работе воспитателя в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса. М., 1976.

30.Речицкая Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Л., 1988.

31.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. М., 2002.

32.Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате для слабослышащих детей в условиях группы-класса. М., 1997.

33.Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002. ,33. Сурдопедагогика I Под ред. А.И. Дьячкова М., 1963.

34.Сурдопедагогика I Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.

35.Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студ. дефектологических фак-тов пед. ин-тов / Под ред. М.И. Никитиной. М., 1989.

36.Учебно-воспитательная работа в школе для глухих детей / Под ред. Л.М. Быковой. М., 1984.

37.Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России / Сост. А.И. Дьячков и А.Д. Доброва. М., 1949. Т. 1.

38.Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение //Дефектология. 1999. № 1-2.

Раздел 2



Просмотров 2107

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!