![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Программа научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» профилю «Государственное управление и местное самоуправление». Научно-исследовательская работа (НИР) – как основной вид самостоятельной работы магистранта в каждом блоке, формирует, прежде всего, профессиональные компетенции магистра техники и технологий. Целью НИР является расширение знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения, и формирование практических навыков в исследовании актуальной научной проблемы или решении конкретной задачи. Особенностью НИР является её тесная связь с другими формами самостоятельной работы – междисциплинарными проектами и практиками и подготовка на основе её результатов магистерской диссертации. Основными задачами научно-исследовательской работы являются: - формирование интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыкам работы в научных коллективах; - развитие творческого мышления и самостоятельности; - выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач экономической науки; - подготовка из числа наиболее способных и успевающих студентов резерва научно-педагогических и научных кадров университета. Программа научно-исследовательской работы предусматривает: 1. планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; 2. проведение научно-исследовательской работы; 3. корректировку плана проведения научно-исследовательской работы; 4. составление отчета о научно-исследовательской работе; 5. публичную защиту выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах университета с привлечением специалистов государственного управления и местного самоуправления и ведущих исследователей по выбранной теме, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. Виды научно-исследовательской работы, в которых обучающийся должен принимать участие: - изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; - участие в проведении научных исследований или выполнении технических разработок; - сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме (заданию); - принятие участия в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий; - составление отчетов (разделов отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); - выступление с докладом на конференции; - подготовка печатных статей на тему исследования и т. д. Местом выполнения НИР может быть выпускающая кафедра или подразделение предприятия, соответствующее направлению подготовки магистранта. Например, Правительство ленинградской области, МО Финляндский округ, СПб МО Озеро долгое, МО Аптекарский остров и др. После прохождения научно-исследовательской работы обучающийся должен уметь: · обобщать и оценивать результаты новейших исследований в сфере государственного управления и местного самоуправления; · выявлять перспективные направления научных исследований по проблемам управления, логистики, управления проектами; · обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной темы исследования; · владеть навыками составления программы научных исследований, способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой; · использовать методы и методологию проведения научных исследований; · представлять результаты проведенного исследования научному сообществу, в том числе в виде доклада или научной статьи. Научно-исследовательский семинар – одна из форм организации научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» профиль «Государственное управление и местное самоуправление», реализуемой в Санкт-Петербургском университете управления и экономики. Научно-исследовательский семинар по своему назначению непосредственно связан с такими компонентами структуры ООП магистратуры, как: - общенаучный цикл (М.1); - профессиональный цикл (М.2); - практики (М.3); - научно-исследовательская работа (М.3); - итоговая государственная аттестация (М.4) Семинар призван обеспечить эффективность реализации данных компонентов ООП, обеспечивает методическую поддержку магистрантам в ходе подготовки и написания научных докладов, статей, курсовых работ и магистерских диссертаций. Основная цель научно-исследовательского семинара – формирование у магистрантов навыков самостоятельной научной и исследовательской работы, необходимой для успешной подготовки магистерской диссертации, навыков научных коммуникаций, включение их в жизнь научного сообщества, реализация потребностей обучающихся в изучении научно-исследовательских проблем по профилю магистерской программы. Задачи семинара: - обеспечить планирование, корректировку и контроль качества выполнения индивидуальных планов обучающихся в области научно-исследовательской работы; - организовать профориентационную работу в целях обеспечения личностно мотивированного выбора студентом направления исследования и темы магистерской диссертации; - обеспечить широкое обсуждение научно-исследовательской работы магистранта с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся и степень их готовности к производственной деятельности; - облегчить работу студентов по выполнению научно-исследовательской работы; - формировать у студентов навыки академической и научно-исследовательской работы, специфические для уровня обучения в магистратуре, умения вести научную дискуссию, представлять результаты исследования в различных формах устной и письменной деятельности (презентация, реферат, аналитический обзор, критическая рецензия, доклад, сообщение, выступление, научная статья обзорного, исследовательского и аналитического характера и др.); - обеспечить непосредственную связь научно-исследовательской работы с профессиональной сферой деятельности будущего магистра, показать перспективы его научного роста; - диагностировать степень готовности магистранта к тем видам деятельности, которые предусмотрены в ФГОС ВПО и ООП магистратуры (организационно-управленческой, аналитической, научно-исследовательской, педагогической), развивать основные научные направления деятельности университета, обеспечивая преемственность уровней подготовки: бакалавриат – магистратура – аспирантура. В рамках научно-исследовательского семинара предполагается изучение наиболее значимых в теоретическом и методологическом отношении проблем развития управленческой деятельности в России и за рубежом, в том числе применения инновационных методов и технологий в управленческой деятельности, формирование критериев достоверности научного знания, критическое осмысление и выработка отношения к различным научным школам и направлениям науки менеджмента. Значительную роль в работе семинара займет методологическая составляющая подготовки магистров. Важно научить будущих магистров основам самостоятельного выявления актуальных научно-практических проблем, их анализа, а также описания способов их решения; ориентации в массиве научной литературы. Циклы подготовки магистерской диссертации - выбор и обоснование темы магистерской диссертации с указанием актуальности, цели, задач, объекта и предмета исследования; - написание и защита в рамках научно-исследовательского семинара курсовой работы. Курсовая работа – промежуточная форма подготовки магистерской диссертации, реализуемая на первом году обучения в магистратуре. Курсовая работа, как правило, составляет часть магистерской диссертации; - написание и представление в рамках научно-исследовательского семинара (в виде выступления) обзорного реферата по проблеме исследования. Как правило, реферат включается в состав теоретической главы магистерской диссертации / курсовой работы; - подготовка магистерской диссертации, в том числе сбор эмпирических данных / организация и проведение эксперимента; - написание и представление (на научно-исследовательском семинаре, научной конференции, круглых столах и пр.) текста доклада / сообщения по промежуточным итогам исследования с изложением теоретических и методологических основ, а также методов исследования, с проектированием его новизны, теоретической и практической значимости; - написание тезисов выступления / доклада и/или текста научной статьи для публикации в сборнике университета (в печатном и/или электронном форматах); - составление презентаций по промежуточным итогам, а также по конечным результатам научно-исследовательской деятельности; - составление текста / тезисов выступления во время процедуры защиты магистерской диссертации. Работу научно-исследовательского семинара предполагается организовать в следующих формах: · лекции, проводимые ведущими профессорами и преподавателями кафедры, имеющие целью ввести магистрантов в проблематику научных исследований в сфере магистерской программы, познакомить их с результатами исследовательской работы профессорско-преподавательского состава кафедры, а также с процедурами организации исследовательских проектов и полученными в ходе их осуществления научными результатами; · проведение мастер-классов ведущих специалистов в соответствующих магистерской программе областях теоретико-методологических исследований государственного управления и местного самоуправления и менеджмента; · проведение тематических «круглых столов»; · обсуждение научных публикаций, привлекших внимание научной общественности; · выступление участников семинара с докладами и научными сообщениями и их обсуждение. Научно-исследовательский семинар проводится, начиная со второго месяца обучения, не реже одного раза в месяц в течение всего периода обучения, в соответствии с ежегодно утверждаемым научным руководителем программы планом. В плане закрепляются тематика и сроки проведения заседаний. Предполагается, что в течение 2-х годичного обучения каждый слушатель выступит, как минимум, три раза с докладами. Во-первых, с обоснованием научной темы (проблемы), которую он избрал для исследования в рамках подготовки магистерской диссертации. Во-вторых, с научным докладом в рамках тематического плана работы семинара (в качестве одного из вариантов – выступление по теме курсового исследования на 1 курсе магистратуры). В-третьих, с представлением основных положений, выводов, результатов, полученных в ходе подготовки диссертационного исследования. Работа научно-исследовательского семинара будет организована научным руководителем семинара, а также тремя ведущими преподавателями кафедры. Задача руководителя научного семинара состоит в организации и координации научной работы слушателей, в указании как на положительные ее моменты, так и на научные и методические ошибки слушателей. Под руководством руководителя семинара: - формируется, обсуждается, утверждается и оформляется концепция научно-исследовательского семинара; - разрабатывается план и программа семинара; - утверждается состав приглашаемых преподавателей, практиков и работодателей; - контролируется содержательное наполнение данного семинара; - утверждаются оценки студентам за работу на семинаре. Членом научно-исследовательского семинара может стать преподаватель кафедры, обеспечивающей магистерскую программу. Как правило, членами семинара становятся преподаватели, являющиеся научными руководителями студентов, обучающихся по программе магистерской подготовки. Член семинара должен быть осведомлен в области научной проблематики семинара, иметь смежные с данной проблематикой направления научных исследований. Член семинара (по поручению руководителя семинара) выполняет следующие функции: - участвует в разработке концепции научно-исследовательского семинара; - участвует в разработке плана и программы научно-исследовательского семинара; - предлагает ведущих ученых, специалистов, работодателей для участия в работе научно-исследовательского семинара; - представляет предложения об оценках студентам за работу в семинаре. Контроль за работой магистранта на научно-исследовательском семинаре будут осуществлять научный руководитель семинара, а также научный руководитель магистранта по магистерской диссертации. Результаты работы магистранта на семинаре будут отражаться, в числе других показателей, в итоговой аттестации магистранта. Семинар прекращает свое действие в случае: - завершения магистерской программы, реализуемой в рамках направления подготовки, осуществляемого в университете; - изменения магистерской программы, реализуемой в рамках направления подготовки, осуществляемого университете; - необходимости повышения качества научно-исследовательской работы студентов (о недостаточном качестве могут свидетельствовать: а) низкие оценки студентов при выполнении различных форм научно-исследовательской деятельности, прежде всего, написании магистерской диссертации, б) мнение работодателей – членов научно-исследовательского семинара, в) мнение руководителя магистерской программы). Семинар прекращает действие по письменному представлению руководителя семинара и/или руководителя магистерской программы. Документом, регламентирующим порядок прохождения НИР, является индивидуальный план магистранта. Магистрант в начале каждого семестра составляет план НИР на текущий год, который должен быть частью общего плана НИР на весь период обучения. План должен содержать конкретные задания по этапам и сроки их выполнения, вид и форму отчётности. Магистрант при выполнении НИР обязан проводить все виды работ, предусмотренные индивидуальным планом, подчиняться правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, отчитываться в проделанной работе в соответствии с графиком её проведения. Магистрант представляет окончательные и/или промежуточные результаты НИР в одной из рекомендуемых форм: реферат, доклад на семинаре научной группы или на конференции, статья или раздел в научно-техническом отчёте, программа для компьютерного моделирования или макет прибора, методическая разработка лабораторной работы. 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ООП ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.68 Менеджмент профиль «Государственное управление и местное самоуправление»
![]() |