![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Анализ информации по основным характеристикам КС большой грузоподъемности
3.8.1 Водоизмещение порожнем Анализ данных, приведенных в таблицах 3.1, 3.5 и 3.6 показывает, что водоизмещение порожнем двухкорпусных КС имеет явно выраженную зависимость от максимальной грузоподъемности кранов. Графики зависимости Dпор = f(Qm), где: Dпор – водоизмещение порожнем, т; Qm – максимальная грузоподъемность крана (кранов); для двухкорпусных судов приведены на рисунках и .
Рисунок 3.21 - Зависимость водоизмещения порожнем от грузоподъемности для полупогружных КС Рисунок 3.22 - Зависимость водоизмещения порожнем от грузоподъемности для КС - катамаранов 3.8.2 Главные размерения Графики зависимости кубического модуля двухкорпусных КС от максимальной грузоподъемности LxBxH = f(Qm), где L – наибольшая длина КС; B – наибольшая ширина КС; H – высота борта КС до грузовой палубы; представлены на рисунках и . Для полупогружных КС наибольшими являются длина и ширина верхнего корпуса. Зависимость главных размерений от максимальной грузоподъемности кранов у полупогружных КС прослеживается, однако она более явно выражена у КС – катамаранов.
Рисунок 3.23 - Зависимость кубического модуля от максимальной грузоподъемности для полупогружных КС Рисунок 3.24 - Зависимость кубического модуля от максимальной грузоподъемности для КС - катамаранов
Размерения нижних корпусов полупогружных КС выбираются исходя из: - размещения стабилизирующих колонн достаточной площади для обеспечения остойчивости в рабочем состоянии и при штормовом отстое; - обеспечения достаточного объема для цистерн жидкого балласта, используемых при крановых операциях, а также для размещения средств активного управления СДП и движительно-рулевых устройств (ДРУ); - обеспечения достаточной плавучести и остойчивости КС при переходе. Зависимость кубического модуля нижнего корпуса полупогружных КС от максимальной грузоподъемности L1xB1xH1 = f(Qm), где: L1 – длина нижнего корпуса, м; B1 – ширина нижнего корпуса, м; H1 – высота борта нижнего корпуса, м; представлена на рисунке . Рисунок 3.25 - Зависимость кубического модуля нижнего корпуса полупогружных КС от максимальной грузоподъемности
Размерения корпусов КС – катамаранов должны обеспечивать: - размещение главных и вспомогательных механизмов, крана, СДП, судовых устройств, систем, оборудования, жидкого балласта; - достаточную остойчивость при выполнении крановых операций; - достаточную плавучесть и высоту надводного борта КС при переходе. Зависимость кубического модуля корпусов КС - катамаранов от максимальной грузоподъемности L1xB1xH1 = f(Qm) приведена на рисунке . Рисунок 3.26 - Зависимость кубического модуля корпусов КС - катамаранов от максимальной грузоподъемности
3.8.3 Остойчивость Остойчивость двухкорпусных КС при выполнении крановых операций в основном обеспечивается: - у полупогружных КС - переносным моментом инерции площади ватерлинии (ВЛ) стабилизирующих колонн; - у КС – катамаранов – переносным моментом инерции действующей ВЛ корпусов. В отсутствие достаточного количества достоверных данных по площадям и моментам инерции стабилизирующих колонн полупогружных КС, а также по площадям и моментам инерции ВЛ КС – катамаранов, в качестве обобщенной характеристики принят переносный момент инерции площади L1xB1. Графики зависимости IX = f(Qxl), где IX = L1xB1xb2 – переносный момент инерции характерной площади, м4; b – отстояние ДП корпуса от ДП КС, м; Q – максимальная грузоподъемность крана со стрелой, развернутой на борт, т; l – вылет главного подъема при максимальной грузоподъемности крана со стрелой развернутой на борт; представлены на рисунках 3.27; 3.28.
Рисунок 3.27 - Зависимость переносного момента инерции характерной площади ВЛ нижнего корпуса полупогружных КС от грузового момента
Рисунок 3.28 - Зависимость переносного момента инерции характерной площади ВЛ корпуса КС - катамаранов от грузового момента
3.8.4 Мощность главной энергетической установки Практически все современные крановые суда оборудуются дизель – электрической ГЭУ, которая питает электроэнергией средства ДРК, САУ используемые в составе СДП, электроприводы крановых механизмов и прочие потребители. Зависимости мощности ГЭУ от грузоподъемности N = f(Qm) для двухкорпусных КС приведены на рисунках 3.29; 3.30. Зависимость N = f(Qm) имеет явно выраженный характер и является практически линейной (для полупогружных КС) или близкой к линейной (для КС – катамаранов).
Рисунок 3.29 - Зависимость мощности ГЭУ от грузоподъемности для полупогружных КС
Рисунок 3.30 - Зависимость мощности ГЭУ от грузоподъемности для КС - катамаранов 3.8.5 Мощность ДРК и ходкость двухкорпусных КС Относительные скорости хода двухкорпусных КС лежат в достаточно большом (с точки зрения гидродинамики) диапазоне чисел Фруда Fr = 0,10…0,20. В качестве обобщенной характеристики ходкости для двухкорпусных судов принята зависимость энерговооруженности от скорости PS/Dпор = f(V), где PS – мощность средств ДРК КС, кВт; V – скорость хода КС, уз. Графики зависимости знерговооруженности двухкорпусных КС от скорости хода приведены на рисунках 3.31 и 3.32.
Рисунок 3.31 - Зависимость энерговооруженности полупогружных КС от скорости хода Рисунок 3.32 - Зависимость энерговооруженности КС - катамаранов от скорости хода
3.9 Сравнительный анализ основных характеристик КС различных архитектурно – конструктивных типов 3.9.1 Общие положения Сравнительный анализ основных характеристик КС различных архитектурно - конструктивных типов представлен в таблице 3.7 Главные размерения и основные характеристики КС «Олег Страшнов» представлены в таблице 3.3, а также в п. 3.5. В качестве основных моделей для сравнения приняты, разработанные в ОАО «ЦКБ «Коралл», варианты двухкорпусного КС пр. КС-5000: - вариант 2: полупогружное КС с одним краном г/п 5000/7500 т; - вариант 3: КС – катамаран с двумя кранами г/п по 1600/2200 т. Главные размерения и основные характеристики указанных двухкорпусных судов представлены в таблице 3.1. Для сравнения с двухкорпусными КС использовано однокорпусное КС «Олег Страшнов», основные характеристики которого приведены в таблице 3.3, а также в п. 3.5. Выбор КС для сравнения, кроме их сопоставимости по грузовым характеристикам, обусловлен также наличием достоверных данных, включая водоизмещение порожнем, дедвейт, предельные ГМУ в рабочем состоянии, мореходность судна при переходе и т. д. Кроме указанных выше КС, в таблице 3.7 представлены сравнительные параметры для полупогружного КС «Thialf» наибольшей грузоподъемностью 14000 т, рассчитанные по данным таблицы 3.5. 3.9.2 Массогабаритные характеристики КС В качестве величины, характеризующей соотношение массы и габаритных размеров КС, принят удельный габаритный объем, представляющий собой отношение кубического модуля LxBxH к водоизмещению порожнем. Худшими массогабаритными характеристиками обладают полупогружные двухкорпусные КС главным образом ввиду их большой высоты, причем с ростом грузоподъемности этот показатель заметно ухудшается. Однокорпусное КС со спонсонами имеет несколько лучший, но вполне соизмеримый с полупогружным вариантом КС-5000 показатель. Катамаранный вариант КС – 5000 имеет наилучшее значение удельного габаритного объема, хотя оно сопоставимо с показателями КС других типов близкой грузоподъемности.
Таблица 3.7
Продолжение таблицы 3.7
Примечание: * – нет данных.
3.9.3 Показатели полезного использования массы и объема В качестве показателей полезного использования массы и объема КС введены: - коэффициент утилизации водоизмещения (массы) порожнем по дедвейту, представляющий собой отношение водоизмещения КС порожнем к величине полезного груза (дедвейта) КС при переходе; - коэффициент утилизации габаритного объема по дедвейту, представляющий собой отношение кубического модуля LxBxH КС порожнем к величине полезного груза (дедвейта) КС при переходе. Наилучшими показателями полезного использования массы и объема отличается КС – катамаран, который опережает КС остальных типов близкой грузоподъемности почти в 2 раза. 3.9.4 Показатели грузоподъемности В качестве показателей грузоподъемности КС использован удельный грузовой момент, представляющий собой отношение грузового момента крана (кранов) к водоизмещению КС порожнем, рассчитанный как для полноповоротного, так и для фиксированного режима работы крана (кранов). Грузовой момент представляет собой произведение максимальной грузоподъемности крана (кранов) в соответствующем режиме работы и максимального вылета крана (кранов). КС – катамаран имеет вполне сопоставимые с КС других типов показатели грузоподъемности, особенно в фиксированном совместном режиме работы кранов. Следует отметить, что с ростом грузоподъемности кранов полупогружных КС их показатели грузоподъемности также возрастают, что является одной из существенных причин появления таких КС как «Thialf», «Saipem – 7000» максимальной грузоподъемностью 14000 т. 3.9.5 Показатели условий эксплуатации Показателями условий эксплуатации являются высота волны 3% обеспеченности и скорость ветра, при совместном действии которых обеспечивается работа крана (кранов). Наилучшими показателями условий эксплуатации обладают полупогружные суда, обычно обеспечивающие проведение крановых операций при волнении силой до 5 баллов и ветре скоростью 15 – 17 м/с. Наихудшие показатели по условиям эксплуатации на волнении имеют КС – катамараны, для которых характерна высокая поперечная остойчивость и, как следствие этого, резкая, короткопериодная бортовая качка. Кроме того, большая площадь ватерлинии приводит к увеличению амплитуды вертикальных перемещений. Таблица 3.8
3.9.7 Показатели энерговооруженности В качестве показателей энерговооруженности приняты относительные мощности ГЭУ и СДП, представляющие отношения мощностей ГЭУ и СДП к водоизмещению порожнем. Значения этих показателей для КС различных архитектурно – конструктивных типов, приведенные в таблице 3.7, для вышеизложенного примера достаточно близки. 3.9.8 Показатели ходкости В качестве показателя ходкости использован адмиралтейский коэффициент, определяемый по формуле: CA = V3 x D2/3 /Ps ; где V – скорость хода, уз; D – водоизмещение КС на переходе, т; Ps – буксировочная мощность, кВт. Анализ технической информации показывает, что наилучшим - самым высоким значением адмиралтейского коэффициента располагает однокорпусное КС, корпус которого является гидродинамически наиболее совершенным. Наихудшие значения адмиралтейского коэффициента характерны для полупогружных КС, имеющих корпуса с обводами близкими по типу к понтонам. Для судна –катамарана величина адмиралтейского коэффициента имеет среднее значение. Для примера в таблице 3.7 приводятся величины адмиралтейских коэффициентов для разного типа КС. 3.9.9 Показатели мореходности Показателями мореходности являются высота волны 3% обеспеченности и скорость ветра, при совместном действии которых КС может самостоятельно ходить и управляться. Из приведенных в таблице 3.7 КС только однокорпусное судно не имеет ограничений по мореходности. Создание КС – катамарана с неограниченной мореходностью также не представляет существенных технических трудностей, что обосновывается в работах [9], [10].
![]() |