![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Характеристики якорных систем позиционирования КС
Якорными системами позиционирования оснащаются ПК и КС независимо от их архитектурно-конструктивного типа (понтонного, однокорпусного судового, двухкорпусного катамаранного или полупогружного типов). Количество якорных линий и схема их расположения (раскладки) относительно удерживаемого плавсредства определяется гидрометеорологическими условиями и решаемыми задачами. Так, в случае оснащения ПК или КС трубоукладочным оборудованием для прокладки подводных трубопроводов, на этих судах предусматривается до 14 якорных линий. Конструктивно каждая якорная линия якорной системы позиционирования ПК или КС включает в себя в общем случае: - якорь; - якорную связь; - якорную лебедку; - направляющие устройства; - устройство для завозки, подрыва и подъема якоря. Краткие сведения по составу, характеристикам и оборудованию якорных систем позиционирования некоторых плавучих кранов, крановых и трубоукладочных судов с кранами большой грузоподъемности приведены в таблице 6.1. В качестве якорей якорной системы позиционирования современных ПК или КС применяются якоря повышенной или высокой держащей силы так называемого «протаскиваемого» типа, заглубляемые в грунт, как и обычные судовые якоря, путем протаскивания их по грунту под действием внешней силы, горизонтально приложенной посредством якорной связи. В якорных системах позиционирования ПК или КС применяются бесштоковые якоря с поворотными лапами, обладающими высокой держащей силой, такие как якоря Stevin, Flipper Delta, а иногда и другие. В некоторых случаях отмечается применение якорей с неповоротными лапами, обладающих еще большей держащей силой, такими как якоря Stevpris и Stevhark. Возможность применения якорей с неповоротными лапами, требующих покладки на грунт только в строго определенном положении, обусловлена тем, что раскладка якорей ПК или КС при развертывании якорной системы производится в подавляющем большинстве случаев с помощью вспомогательных судов-завозчиков якорей. Эти суда обеспечивают завозку (транспортировку) якорей от ПК или КС к плановой точке их покладки на грунт, саму покладку (опускание на грунт) якорей, подрыв из грунта, подъем к поверхности воды и обратную завозку якорей к ПК или КС. При необходимости эти же суда-завозчики якорей осуществляют переустановку или повторную (в случае необходимости) завозку и покладку на грунт якорей. Масса (вес) применяемых в якорных системах позиционирования ПК или КС якорей колеблется в широком диапазоне: от 5 до 40 тонн – в зависимости от назначения и типа ПК или КС, а также технических характеристик, обеспечиваемых якорными системами позиционирования. Как правило, хранение якорей на ПК и КС предусматривается на трубчатых якорных кронштейнах, устанавливаемых снаружи корпуса судна по бортам или в оконечностях судна. На некоторых ПК и КС хранение якорей предусматривается не на этих судах, а на судах-завозчиках якорей, что позволяет освободить борта и оконечности судна от якорных кронштейнов, выступающих за пределы его корпуса. В качестве якорных связей якорной системы позиционирования современных ПК или КС применяются исключительно стальные канаты (тросы), обеспечивающие необходимые жесткостные характеристики системы позиционирования, требующиеся при удержании ПК или КС во время проведения грузоподъемных операций. Применяются, как правило, 6-прядные стальные канаты конструкции 6х19, 6х31 или 6х37 со стальным сердечником в виде троса двойной свивки. Эти канаты с цинковым покрытием проволочек обладают хорошими эксплуатационными свойствами при работе в морской воде, а также необходимой гибкостью при работе на отводных и направляющих блоках при проводке их от якорных лебедок к якорям. Размеры и прочность применяемых в якорных системах позиционирования ПК или КС стальных канатов колеблются в пределах: диаметр – от 40 до 90 мм; длина – до 4500 м; прочность – до 5000 кН (500 тс). С учетом применения на ПК или КС в качестве якорных связей стальных канатов для их хранения, выбирания/травления и создания в них необходимого натяжения на ПК или КС применяются тросовые якорные лебедки с одним или двумя тяговыми (грузовыми) барабанами соответствующей канатоемкости для многослойной навивки каната предусмотренных диаметра и длины. Лебедки имеют электрический или гидравлический привод барабанов (иногда и дизель-гидравлический привод), гидравлический или пневматический привода вспомогательного оборудования (тормозов, муфт, насосов охлаждения и пр.), электрическую систему управления, сигнализации и контроля.
Таблица 6.1
Продолжение таблицы 6.1
Продолжение таблицы 6.1
В широких пределах соответственно применяемым якорным канатам колеблются и тяговые усилия приводов (до 2500 кН) и удерживающие усилия тормозов барабанов лебедок (до 4000 кН). Лебедки оснащаются устройствами измерения длины и скорости травления/выбирания якорного каната, а также натяжения якорного каната. Как правило, датчики длины, скорости и натяжения якорного каната навешиваются в виде компактного устройства на якорные канаты на палубе ПК и КС или вмонтируются в оси отводных блоков, устанавливаемых для необходимого изменения направления канатов при их проводке от якорных лебедок к якорям. Управление якорными лебедками предусматривается как с местных, расположенных около лебедок постов управления (вспомогательное управление), так и с дистанционного пульта управления (основное управление), устанавливаемого в ходовой рубке или в специальном помещении ПК или КС. При этом может быть предусмотрено как ручное, так и полуавтоматическое и автоматическое управление всем комплексом предусмотренных якорных лебедок якорной системы позиционирования. Якорные лебедки на ПК или КС размещаются как на открытой (верхней) палубе, так и в подпалубных помещениях с проводкой якорных канатов с барабанов лебедок к якорям с помощью направляющих устройств: отводных тросовых блоков (горизонтальных или вертикальных) и бортовых поворотных роульсов. С помощью бортовых поворотных роульсов обеспечивается вывод якорного каната за борт судна и его беспрепятственное отклонение в горизонтальной и вертикальной плоскостях при якоре, находящемся на дне моря. Для возможности завозки, покладки на грунт, подрыв из грунта, подъема и обратной завозки якорей к ПК или КС, осуществляемых судами-завозчиками якорей, применяются два типа устройств: якорные буи с буйрепами и устройства для завозки и подрыва якорей (так называемые «chaser» - бегунки). Строго говоря, эти устройства не являются составляющими компонентами якорных линий якорной системы позиционирования, но используются как непременная оснастка, применяемая при развертывании и свертывании якорных линий системы позиционирования. Как правило, эти устройства по-походному (при неиспользовании) хранятся на ПК или КС и передаются на суда-завозчики якорей только при необходимости развертывания якорных линий системы позиционирования.
7 Вертолетные комплексы для КС Общие положения Проведенный анализ информации по крановым судам и плавучим кранам, эксплуатирующимся на континентальном шельфе, показал, что данные объекты, как правило, оснащены взлетно-посадочной площадкой (ВПП) для приема вертолета, с помощью которого обеспечивается еженедельно или раз в две недели перевозка на плавкраны рабочего персонала, а затем доставка сменного персонала на береговую авиабазу. Кроме этого, с помощью вертолета обеспечивается быстрая доставка на авиабазу больного или раненого.
Размещение ВПП на КС С целью безопасности полетов вертолетов на крановые суда и плавучие краны, особое внимание занимает вопрос размещения на них ВПП. Как правило, ВПП на судах и плавкранах размещается как можно дальше от высотных надстроек и кранов. Наиболее часто ВПП на судах и плавучих кранах (см. рисунки 7.1, 7.2 и 7.3) устанавливаются на выносных консолях.
Рисунок 7.1 - Расположение ВПП на судне
Рисунок 7.2 - Расположение ВПП на КС проекта DLV4400 грузоподъемностью 4400 т
Рисунок 7.3 - Расположение ВПП на КС «Олег Страшнов»
![]() |