Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



HarabanaR hait ek erilaR runoR waritu 3 часть



«Практическое руководство...», несомненно, принадлежит к категории «магия для домохозяек». И, тем не менее, я не могу не отметить, что это какая-то очень добродушная книга, сделанная, несомненно, с любовью и к рунам, и к читателям. Книга пережила как минимум одно переиздание; еще одно, насколько я понимаю, было сделано под несколько измененным названием.

Вышедшая в следующем 1998 году в издательстве «Астролокид» книга «Руны»представляет собой своего рода сборник, организо­ванный по принципу «с мира по нитке» (составитель — Анна Кайа). В книгу вошли и фрагменты того, что выходило на русском языке раньше (попали туда и куски моих статей и «Рунической магии»), материалы других изданий; вероятно, и собственные наработки составителей (над книгой работало несколько человек). Определенный интерес сборник представлял наличием фактиче­ского материала (в том числе изображений), ранее в России не публиковавшегося, однако структура книги получилась несколько излишне хаотической.

Наконец, в 1999 году в издательстве «София» выходит в свет наш с Алексом ван Дарт «Практический курс рунического искусства». В предисловии к первому изданию мы писали: «Приступая к этой работе, авторы поставили перед собой весь­ма непростую задачу: создать книгу, предназначенную для после­довательного освоения начал рунического Искусства. Памятуя о мудрости Срединного Пути, авторы стремились, с одной сторо­ны, не перегружать книгу отступлениями в область языческой мифологии и теоретической магии и, по возможности, усилили именно практические, прикладные аспекты, рунического Искусства, а с другой стороны постарались не опуститься до уровня распространенных (увы) ныне «учебников по магии», полностью оторванных как от магической реальности, так и от традиционных корней волшебства. Насколько это удалось авторам судить критикам и читателям...»

Насколько это нам удалось, я действительно не возьмусь судить сам, но воспользуюсь любезным разрешением Сигвальда Годи, руководителя Общества возрождения северной языческой Традиции «Рагнар», использовать здесь материалы его обзора литературы по рунам[13]. Итак, из рецензии Сигвальда Годи:

«В этой книге Антон Платов в соавторстве с Алексом вон Аартом, в целом повторяя материалы своею более раннего труда "Руническая магия", частично вошедшего в "Магические искусства Древней Европы", представляет читателю практическое руковод­ство по самостоятельному освоению основ искусства рунической магии. В книге вместе с теоретическими сведениями, изложенными в простой и доступной форме и порядке, оптимальном для поэтап­ного изучения рун, приводятся практические советы по освоению, закреплению и применению знаний, полученных в результате изу­чения теоретического материала. После экскурса в историю воз­никновения и применения рун, даются сведения о руническом письме, различных рунических рядах, включая славянские руны, и о практи­ке рунической мантики (гадания). Вторая часть книги посвящена собственно основам практической магии рун: рассказывается о раз­личных видах и способах применения рун, о предметах и материа­лах, используемых для нанесения рун (здесь приводится мнение автора о магических свойствах деревьев и металлов редкость среди литературы о рунах), о рунических текстах и, достаточно кратко, о "рунической йоге". Заслуживает внимания руководство по составлению рунических формул различного типа, встречаю­щихся на древних памятниках.

Эта книга не просто рассказывает о существующем Пути под названием "руническая магия", как большинство других книг "о магии". Она позволяет читателю сделать несколько шагов в этом направлении, почувствовав его вкус, ощутить малую толику радостей и трудностей, ждущих его на этом Пути, и решить для себя, идти ли дальше. Разумеется, прочитавший эту книгу тут же не станет мастером рун и всемогущим магом сведений, изложенных в ней и времени, затраченного на описан­ную практику, явно будет недостаточно для этого. Но прошед­ший этот курс уже будет знать и на собственном опыте пони­мать, что руническая магия есть не где-то у кого-то, а в его собственной жизни, и её дальнейшая роль в его жизни зависит от него самого. И от воли богов, разумеется».

Он же, в другом месте своего обзора, критикует нашу концеп­цию «групп рунической магии»:

«Спорным является вопрос соотнесения Старшего Футарка с "группами рунической магии" в тексте эддической песни "Речь Сигрдривы". Разумеется, в Старшем Футарке всё имеет значе­ние, в том числе возможность разделить его на восемь групп по три руны в каждой, но соотнесение этих групп с теми, что опи­саны в "Речах Сигрдривы", многим исследователям рун кажется ошибочным зачастую далеко не очевидны соответствия значений рун в группах и смысловых значений названий групп, как и их описания в эддическом тексте».

Книга пережила два переиздания (оба в 2000 году); общий тираж ее составил около 15 000 экземпляров.

Период второй:

«СОФИЙСКАЯ» СЕРИЯ (2000—2002 годы)

К 2000 году общее число русскоговорящих людей, более или менее серьезно интересующихся рунами, стало достаточно велик для того, чтобы издатели в свою очередь проявили интерес к подготовке и изданию целого ряда книг о рунах, которые могли бы познакомить читателя с разными концепциями и разными авто­рами. Мне довелось быть составителем и редактором такой серии книг, вышедших все в той же «Софии» в 2000—2002 годах. Я выделяю это время в отдельный период постольку, поскольку именно тогда русскому читателю была представлена возможность работать не с пересказами известных авторов, а непосредственно с их книгами, и это, полагаю, во многом изменило общую ситуа­цию. В этой серии нам удалось издать Блюма, фон Листа, Торссона, мою работу по славянским рунам. К огромному сожалению, не оказалось возможным перевести и издать посвященные рунам работы Найджела Пенника, и наше с ним общение ограничилось интересной перепиской и обменом книгами.

...Непросто рецензировать книги, редактором которых ты выступал, но я попытаюсь сделать это, хотя бы коротко — и, опять же, используя подробный обзор, выполненный Сигвальдом Годи.

Ральф Блюм

В 2000 году вышла в свет его знаменитая «Книга рун»,в 2001-м — «Целительные руны».Обе книги неоднократно пере­издавались, и судить об их суммарном тираже затруднительно. Далее — предоставляю слово Сигвальду Годи:

«Именно с него (т.е. с Блюма. — А. П.) началось новое массовое увлечение рунами, позже перекинувшееся и на территорию быв­шего СССР. Ральф Блум, автор книг "Книга рун" и "Целительные Руны", не был ни серьезным рунологом, ни историком, ни при­верженцем Северной Традиции. Он был энтузиастом, открыв­шим для себя мир древних магических знаков и показавшим доро­гу в этот мир широким массам. Этот вклад в развитие рунологии невозможно переоценить, но также необходимо отметить отдельные, весьма грубые ошибки автора, многие из которых сегодня являются предметом разногласий авторитетных рунологов и дилетантов-популяризаторов. Среди них и пресловутая "пустая руна", и порядок рун в ряду, не обоснованный ничем, кроме собственного, весьма сомнительного мистического опыта автора, и не менее сомнительный способ установления им опи­санных в его трудах значений рун путем параллелей с совершен­но чуждой рунике китайской системой И Цзин. Многие умозаключения автора носят чисто христианский характер, чуждый рунической среде, а потому противоречат ей, а иногда и здраво­му смыслу. Однако по праву первого и по масштабности роли книги Блума, несмотря на все его заблуждения, достойны почет­ного места на книжной полке современного рунолога».

Гвидо фон Лист

«Тайна рун»фон Листа, несомненно, является классикой эзо­терической рунологии - как бы мы ни относились к его идеям и выводам. К моменту выхода в свет русского издания книги (2001) она давным-давно была переведена почти на все европейские языки. Собственно говоря, о фон Листе и его «Тайне рун» так много сказано и написано (в том числе и на русском языке), что вряд ли имеет смысл как-то комментировать его работу. Другое дело, сама книга, и прежде всего качество перевода и комментари­ев (а надо сказать, что переводить фон Листа — занятие сложней­шее). Надеюсь, что в этом отношении мы не ударили в грязь лицом.

Антон Платов

В том же 2001 году вышли в свет мои «Славянские руны».

Я видел немало критики этой книги, но, к сожалению, ни одной полноценной рецензии (творения Гриневича и Чудинова не в счет, это вообще не имеет отношения к рунам), поэтому не могу при­вести здесь таковую.

Большинство нападок сводится к обвинениям в «неисторич­ности» материала и «недоказанности» выводов. Между тем книга намеренно разбита на две части. Первая, «Историческая», посвя­щена обзору доступной информации по докириллической пись­менности славян и анализу северовендских рун, — и опирается на данные археологии и академические источники. До сих пор мне не доводилось видеть корректных указаний на конкретные ошиб­ки, допущенные в этой части.

Название второй части книги — «Волшебная» — по-моему, говорит само за себя. Эта часть содержит описания значений рун вендского ряда и представляет собой (что, к слову, оговорено во введении к части) результат моей собственной практики и мое видение вопроса. В «волшебной» части и не может быть прямых доказательств, просто для кого-то мое видение близко, а для кого-то — неприемлемо.

Книга переиздавалась в 2002 году.

Эдред Торссон

В 2002 году в этой серии вышли две книги Торссона, в отличие от изданной в 1997 году «Северной магии», посвященные непо­средственно рунам. Это серьезный объемистый труд «Руническое учение: введение в эзотерическую рунологию» и небольшая книжка «Источник судьбы», представляющая собой руковод­ство по рунической мантике.

О признаваемых большинством понимающих людей недостат­ках книг Торссона мы уже говорили выше, и повторяться не стоит. В любом случае, «Руническое учение» — фундаментальная работа, выгодно отличающаяся доскональностью и объемом рассматри­ваемого исторического материала (что, увы, редкость среди выхо­дящих в России книг о рунах), а также — рассмотрением рун непосредственно в контексте Северной Традиции. Несомненно, книга заслуживает всяческого внимания.

Период третий:

НОВАЯ ВОЛНА (2002—2005 годы)

В первые годы нового столетия начинается «массовое» издание книг по рунам. Продолжают переводиться и издаваться западные авторы (и интересные, и не очень), но главное отличие «новой волны» в литературе по рунам — это появление большого числа русскоязычных авторов.

В 2001 году в ростовском издательстве «Феникс» выходит пер­вая книга Сергея Батюшкова — «Амулеты и Талисманы. Практическая Магия Рун». Книга примечательна уже тем, что Батюшков стал первым российским автором этой самой «новой волны». Создавать собственную книгу на фоне уже опубликованных трудов мэтров — это очень непросто, особенно когда ты идешь первым. В остальном — процитирую обзор Сигвальда Годи:

«В своей книге Сергей Батюшков кратко излагает собствен­ный опыт в качестве пособия для начинающих практиков амулето- и талисманостроения. Книга написана простым и доходчи­вым языком, порой не без юмора, что еще более упрощает усвое­ние и без того нехитрого материала. Жаль только, что автор не снисходит до обоснования собственных утверждений, кроме разве что упомянутых вскользь Старшей и Младшей Эдд. Основная заслуга автора разработка ритуала освящения рунического амулета в трех вариантах: малый, большой и походный ритуал. Разумеется, данный материал не имеет ниче­го общего с древней Традицией, однако, во-первых, он в целом не противоречит ей (разве что вызывает смущение присутствие четырех стихий), во-вторых, он отвечает на столь распро­страненный вопрос новичков о том, как "включить" созданный предмет Силы или от чего плясать при разработке собственно­го ритуала».

В 2002 году питерская «Евразия», известная многими замеча­тельными книгами, перевела и выпустила в свет книгу Эдмунда Вебера «Руническое искусство».Можно только порадоваться и самому выходу на русском языке этой книги, и качеству перевода, и тому, что редактировать книгу взялся А. А. Хлевов, обеспечив высокое качество подготовки издания.

Впервые книга была опубликована в фашистской Германии в 1941 году. Вебер не был, в отличие от некоторых других немецких рунологов того времени, офицером СС, но, конечно, время и место написания книги не могли не сказаться на ее «настроении». Тем не менее, книга написана абсолютно корректно, и политические воззрения автора никак не сказались на его объективности.

По структуре книга представляет собой ряд небольших вза­имосвязанных очерков, в совокупности своей достаточно полно характеризующих руническую традицию. Отлично охаракте­ризовал книгу в своем предисловии к русскому изданию А.А. Хлевов: «Подобно педантичному, но увлекающемуся и знающему школьному учителю опять же, учителю именно немецкому, Вебер ведет читателя от вопроса к вопросу [...] Два образа возникают, когда размышляешь над страницами этой книги: первый — образ экскурсовода в строгом черном костюме, аккуратно показывающего длинной указкой на наи­более интересное из разложенного в витринах большого музея. И второй образ человека, предлагающего взглянуть на рабочий стол исследователя...»

Автор не дает привычных для книг «эзотериков от рунологии» пространных трактовок значений рун, но вопросы о сакральном значении и магическом применении рунических знаков, разуме­ется, затрагивает.

В 2003 году «Фаир-Пресс» перевел и издал «Руны и мисте­рии северных народов» Фрейи Асвинн,достаточно известного на Западе автора. Правда, в исходном варианте книга называлась существенно иначе — «Northern Mysteries and Magick: Runes and Feminine Powers», но про «женские силы» или «женское могуще­ство» издатель решил не упоминать, дабы, вероятно, не терять мужскую часть потенциальных покупателей. (К слову, можно отметить употребление специфического термина magick, введен­ного некоторыми викканскими и неоязыческими объединениями для различения с классическим англ. magic, сейчас принявшим — особенно в США — значение «фокус».)

«Руны и мистерии» — любопытная книга, несколько удивляю­щая избыточным феминизмом, но привлекающая широтой рас­сматриваемого материала. Не все утверждения автора могут вызвать стопроцентное согласие (но так вообще редко бывает в области рунологии), но в любом случае книга интересна, полезна и содержательна.

В период с 2002 по 2005 год в издательстве «Велигор» выходят в свет три книги Леонида Кораблёва,интереснейшего исследо­вателя исландской культуры:

«Графическая магия исландцев»(2002),

«Рунические заговоры и апокрифические молитвы исландцев»(2003),

«Рунология Йоуна Оулафс-сона из Грюнна-вика. Исландские трактаты XVII века»(2005).

Все три книги интересны прежде всего тем, что созданы на основе богатейшего исландского этнографического и письменного материала, который благодаря Кораблёву стал доступен русскому читателю. Книги несколько хаотично структурированы, но это с лихвой искупается ценностью их содержания. Нет никаких сомнений, что все три эти книги должны быть частью библиотеки любого человека, серьезно интересующегося рунами.

Галина Бедненко («Руническая магия»,2003; «Школа рун: техника гадания и магический комментарий»,2006), несомненно, человек в сообществе российских эзотерических рунологов незаурядный. Так, например, первым ее появлением на литературно-рунологическом поприще стала изрядно злобная статья «О рунах: не веря, не любя. Германская магия в американ­ском исполнении», опубликованная еще в 1998 году[14]. В этом не очень большом тексте Бедненко не только успела «размазать по стенке» Эдреда Торссона, но и помянула Найджела Пенника, а заодно — и меня самого объявила автором «компиляций статей Е.А. Мельниковой»... Дело даже не в конкретных нападках (тем более что русское издание «Северной магии» Торссона дей­ствительно не лишено грешков), а в самом тоне статьи...

Но... вернемся к книгам. Скажу честно, я не очень верю в то, что можно эффективно использовать руны, не погружаясь в исто­рический и культурный контекст Северной Традиции. Я знаю, что Бедненко с этим контекстом прекрасно знакома, но... «Школа рун», например, включает едва десяток страниц, посвященных истории рун, и не содержит ни одного примера древних руниче­ских артефактов. Собственно говоря, непосредственно рунам посвящено лишь около трети книги; остальная часть — это рас­сказ о скандинавских богах, описание техник мифодрамы, прин­ципов скальдической поэзии и... «современной обрядовой кулина­рии». Эта последняя часть книги особенно любопытна; в ней можно найти, например, такие обрядовые блюда, как «десерт Муспелльхейм и Нифльхейм» из ванильного мороженого и конья­ка или «отрезвляющий напиток "Враги сожгли родную хату"»...

Впрочем, книги Галины Бедненко, несомненно, будут полезны для практика, особенно если он рассматривает руны, прежде всего, как инструмент самоанализа и психологической работы.

В 2004 году увидела свет книга Олега Шапошникова «Руническое Таро»(СПб., издательство «Невский проспект»). В анализе данной книги я полностью разделяю мнение Сигвальда Годи и потому, дабы не повторяться, снова процитирую его обзор:

«Олег Шапошников довольно уважаемый в среде рунологов теоретик и практик, автор множества исследований на тему рун, Северной Традиции, шаманизма и биоэнергетики. Не так давно он изложил в книге "Руническое Таро" часть своих исследо­ваний, до того представленных лишь на его Интернет-сайте. Как и у многих других авторов, большинство материалов этой книги являются результатом личной практики Шапошникова, а некоторые из них имеют довольно сомнительное отношение к древнему искусству, как, например, соотношение рун и карт Таро (впрочем, столь часто встречающееся у современных исследователей). Однако вызывает уважение стремление авто­ра совместно с коллегами по ремеслу постоянно развиваться, проверяя на прочность все предлагаемые теории.

Основная часть данной книги представляет собой компиля­цию из описаний значений отдельных рун различными известны­ми исследователями, а также коллегами автора по рунической работе и самим автором, включая его соображения касаемо соответствий рун камням, деревьям, цветам и руническим позам. Также приводится описание рунического оракула с ориги­нальными техниками, включая так называемое "руническое Таро". Излагается собственное мнение автора о "Заклинаниях Одина" и весьма интересная техника работы с Валькнутом в руническом круге. Завершают книгу примеры рунических формул на разные случаи жизни, основная часть которых построена на авторской технике связи рун с переходами между мирами в структуре Мирового Древа.

Книга полна интересных и свежих мыслей, многие из кото­рых хоть и не являются наследием древности, но вполне способ­ны приоткрыть завесу над многими тайнами рун разумеется, для тех, кто не устает искать. Наибольшая ценность этой книги состоит в множественности изложенных мнений по каж­дой из рун, что позволяет читателю, не ограничиваясь мнением одного автора, более полно увидеть то, что скрывают руны».

2005 год принес нам сразу несколько хороших книг по рунам, и первая из них, которую необходимо упомянуть, это работа Гезы фон Неменьи «Священные руны. Магические символы Севера»,вышедшая в издательстве «Велигор».

Фон Неменьи — руководитель одного из языческих объедине­ний Германии. В июне 1998 года он представлял свою организа­цию и свою страну на I съезде WCER (World Congress of Ethnic Religions) в Вильнюсе; жаль, что мы так и не встретились на этих съездах: меня не было на первом, а позднее, когда я уже участвовал в работе WCER, туда не добирался он. Думаю, нам было бы о чём поговорить.

Книга фон Неменьи могла бы послужить примером того, как стоит строить книгу, посвященную рунам. Я прекрасно вижу и то, что структура «Священных рун», на мой, по крайней мере, взгляд, не идеальна, и то, что этот труд не лишен целого ряда недо­статков (их не лишена любая из наших книг). Но здесь я имею в виду сам подход автора к рассказу о рунах: фон Неменьи говорит сначала о Традиции и лишь во вторую очередь — о практике. Увы, это редкое достоинство.

Из недостатков книги следует отметить, например, очень местами странные выводы о происхождении формы рун (напри­мер, руны Райдо — от изображения изгибов дороги) и иногда не допустимые (на мой взгляд) трактовки их значений.

Не подлежит сомнению, что книга фон Неменьи — «не для всех» (всем порекомендую, например, брошюры Лизы Пешель). Но те, кто серьезно стремится к постижению рун, эту книгу, несо­мненно, оценили.

В том же 2005 году вышла книга Сергея Кормилицына «Тайны Рун. Наследники Одина»(Москва, издательства «Яуза», «Эксмо»). Это нужная, хорошая книга, но: а) она состо­ит из трех очень разных материалов, которые не стоило пытать­ся слить в одно целое, и б) она абсолютно неверно позициони­рована.

Основная часть книги — это новый русский перевод «Тайны рун» Гвидо фон Листа; мне было очень интересно сравнить его с нашим переводом, сделанным четырьмя годами раньше. Не знаю, почему Кормилицын не ссылается на наше издание, но — это его личное дело. Гораздо непонятнее другое: почему книга не была позиционирована как новое русское издание знаменитого труда фон Листа? У меня есть некоторые замечания и к переводу, и к трактовкам, но это уже совсем другой вопрос, — значимости рабо­ты это никак не снижает.

Две другие части книги — неравноценны. Первая представляет собой очень интересный очерк использования рун в Германии первой половины XX века. Эту часть — возможно, несколько рас­ширенную, — было бы удовольствием видеть отдельно изданной книгой.

А вот третью часть — свод трактовок значений рун разными авторами — можно было и вообще не печатать. Автор сам указы­вает, что часть информации скачал из Интернета, и даже приводит веб-ссылки. Можно было и ограничиться публикацией этих ссы­лок на пиратские сайты: кому нужно — сам скачает...

2005 год разродился еще одной книгой по рунам: это «Магия рун: Футарк классический и арманический» Евгения Колесова и Александра Торстена(издательство «КСП+»). Необходимо сразу сказать, что попытки связать воедино жестки­ми соответствиями все известные символические системы, чтобы создать некую великую «надсистему», не вызывают у меня серьезного доверия. Подобные системы вообще далеко не всегда сопоставимы (даже когда число элементов в них близко), неред­ко они используют разные «базы». А уж сопоставить «всё со всем»... В рамках данной книги авторы попытались сделать именно это — увязать (жестко увязать!) между собой руны, астрологические образы, буквы еврейского алфавита, арканы Таро, алхимические символы, христианские и иудаистские пред­ставления, «архетипы артурового цикла». Так, например, руна f оказывается связана с «великой триадой Алеф-Мем-Шин», со словами Иисуса про «да любите друг друга», с образом Саваофа, с «путем Диониса», с арканом «Первосвященник» и с «артуровым архетипом ЯН». Дело не только в изрядной мешанине (что это, например, за артуров «архетип» с китайским названием, да и вообще такие концепции, как Ян или Инь, не являются архе­типами — ни в юнговском, ни в элиадевском смыслах), но и в том, что связывать северные руны с ветхозаветными образами или с мистикой еврейского алфавита, на мой взгляд, бессмыслен­но, да и опасно.

 

Период четвертый: ХАОС

Начиная примерно с конца 2005 года число книг по рунам, выходящих на русском языке, увеличивается лавинообразно. На настоящий момент (конец 2009 года) мне известно более 100 рус­скоязычных изданий, — а я наверняка знаю их далеко не все. В последние годы переиздаются и переводные книги, успевшие ранее завоевать популярность, но масса изданий — новые книги новых русских авторов. Сейчас таких авторов около двадцати.

Анализировать все это «книжное буйство» невозможно, да и не нужно. Нет никакого смысла последовательно разбирать все вышедшие в свет «Эротические руны», «Руны для дома и семьи», «Рунические настои», «Мудры рун исцеления» и т.д. Среди этого болота появляются новые значимые и интересные книги, но их доля в завалившем прилавки ширпотребе минимальна.

На самом деле, в этом нет ничего страшного. Массовое появле­ние «пустых» книг ничего не значит, пока есть книги достойные. Отличить их в создавшемся хаосе совсем несложно: если автор ставит Традицию впереди сугубой практики, — как Пенник, Торссон, фон Неменьи, — книга заслуживает изучения, даже если трактовки и концепции автора будут отличаться от наших соб­ственных или от «условно общепринятых».


Глава 3

История

применения рун

Происхождение рун

И

стоки рунического искусства, как и зарож­дение самих рунических символов, корня­ми уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование классического гер­манского рунического строя — Футарка — датируется первыми веками нашей эры, а время собственно воз­никновения рунического письма определяется разными исследователями в интервале середина I тысячелетия до н. э. — I век до н. э.

Относительно небольшие вариации в определении времени появления рун мало что меняют в общей кар­тине и не вызывают сейчас серьезных разногласий. А вот с вопросом о происхождении рун все обстоит гораздо сложнее. Сложнее настолько, что это позволило известному лингвисту Э. Хаугену заметить: «Согласно исландским литературным источникам, руны были изо­бретены Одином и дарованы им человечеству; возмож­но, эта теория не хуже всякой другой...»

Несомненно, «эта теория» ничуть не хуже всякой другой (хотя Хауген, конечно, имел в виду огромное коли­чество существующих гипотез о происхождении рун и отсутствие однозначных доказательств верности какой-либо одной из них). Руны действительно суть дар Одина, но это никак не исключает наличия и их «земной» истории.

Изначально научная борьба развернулась вокруг двух фунда­ментальных версий происхождения рун; обе они были высказаны в последней четверти XIX века. Автор первой из них, Л.ФА. Виммер, настаивал на том, что руническое письмо развилось из более древ­них, хорошо известных систем письма Автор другой версии, Р.Н. Мейер, утверждал, что руны возникли непосредственно в Скандинавии, путем длительного развития образовав письменную систему из древнейших сакральных символов, часть которых использовалась еще в бронзовом веке. Один из его последователей, Г. Некель, так сформулировал в 19 3 8 году эту идею: «Употреблению рун в качестве письменных знаков предшествует их употребление в качестве понятийных символов».

И тот и другой подходы базируются на вполне объективных данных; и в то же время сторонникам и той и другой версии можно предъявить не менее объективные факты, ставящие их выводы под сомнение. Возможно, именно поэтому у обеих гипо­тез нашлись сторонники.

Сторонники версии Людвига Виммера — о вторичности рунического письма по отношению к более южным алфави­там — стремились определить ту конкретную письменность, к которой можно было бы возвести руны. Действительно, многие руны — r, t, l, a, h, i, s и т.д. — не только похожи или полностью повторяют начертания этрусского, латинского и других древних алфавитов, но нередко и передают тот же самый звук. Сам Виммер считал, что руны образовались из знаков латинского письма; позднее его предположение было признано несостоя­тельным, и все-таки полностью отрицать возможное влияние контактов с римлянами на развитие северной письменности остается невозможным. Позднее С. Бугге предложил вариант заимствования из греческого курсивного письма, но и эта версия была отвергнута. Действительно, готы — а они единственные из германских племен могли серьезно контактировать с греками — добрались до Причерноморья как минимум на три-четыре сто­летия позже, чем на Севере были созданы первые рунические надписи. И, наконец, в 1928 году К. Марстрандер выдвинул гипо­тезу о родстве рунического письма и североиталийской (альпийской) письменности, восходящей к письму северных этрусков. Именно эта гипотеза не опровергнута до сих пор; дело не только в том, что североиталийские знаки максимально «подходят» к рунам, но и в том, что германцы того времени знали Альпы, и у них была возможность заимствовать эти знаки.

Сторонники автохтонной версии Р.Н. Мейера интересовались в ответ, откуда же взялись остальные руны — те, которые нельзя вывести из более древних алфавитов, а также указывали (не без ехидства, вероятно), что многие из «предположительно заимство­ванных» символов можно увидеть на скалах Северной Европы, причем изображения эти заведомо древнее того же латинского письма.

Действительно, на норвежских и шведских прибрежных ска­лах можно видеть тысячи искусно вырезанных изображений, датируемых бронзовым веком (в Скандинавии это примерно XIX—VI века до н. э.). Их называют hallristningar, в основном это красивейшие в своей примитивной эстетике изображения древ­них судов, оружия, людей — в бытовых и в очевидно культовых ситуациях, — и многочисленные символы: «солнечные колеса», простейшие лабиринты, руноподобные символы.



Просмотров 561

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!