Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
HarabanaR hait ek erilaR runoR waritu 4 часть
Hällristningar, несомненно, имеют определенную связь с рунической традицией. Связь эта проявляется не только в схожести некоторых символов; две традиции объединяет и сама идея вырезания рисунков и знаков на камнях и скалах, и даже обычай раскрашивать эти изображения, — и в том и в другом случае найдены частички красной краски, оставшиеся в образующих рисунок углублениях камня. Кроме того, нельзя забывать, что скандинавы в Швеции и Дании этнически автохтонны, т.е. руны на камнях вырезали прямые потомки тех, кто оставил изображения своих кораблей и магических символов на прибрежных скалах. Свидетельством того, что скандинавы ранней эпохи рун осознавали свою преемственность по отношению к традиции hällristningar может послужить уникальная находка в Химмельстадлунне (Швеция) рунической надписи, выполненной рядом с изображением корабля бронзового века. Дискуссия между сторонниками автохтонной теории и теории заимствования могла бы продолжаться до бесконечности, но, по счастью, уже в тридцатых годах XX века многие исследователи сумели понять, что причина разногласий не в ложности или истинности той или иной гипотезы, а в неполноте каждой. Уже тогда было высказано мнение, что совпадение многих рун со знаками, например, латинского письма объясняется общими, гораздо более древними корнями, что снова возвращает нас к древней альпийской письменности и ее истокам.
Определенную точку в этом споре поставил Вольфганг Краузе, «постановивший», что руны имеют двойное происхождение, и знаки знакомой германцам североиталийской письменности были некогда переосмыслены вместе с древнейшими германскими идеографическими символами, в результате чего и родилась совершенно новая сакрализованная система письма. В 1943 году Краузе писал: «В начале бронзового века древние германцы, судя по всему, могли пользоваться идеографическими до-руническими знаками в своей культовой и магической деятельности. Эти идеограммы были достаточно просты в своём написании и были близки по своему виду североиталийскому алфавиту. Таким образом, при возникновении древнегерманской рунической письменности были совмещены североиталийские буквы и до-рунические идеограммы, причем не только по форме, но и по значению, так что руны, помимо звуковых значений, имели также значение смысловое». * * * Краузе прав, прежде всего, в том, что возникновение и развитие рунического искусства не может быть описано в рамках одной локальной концепции, но является частью общеевропейского процесса формирования сакральной графики и систем письма. Это всегда следует иметь в виду при осмыслении рунической традиции. Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII—XVI тысячелетиями до н. э. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине; знаки, высеченные на европейских скалах (в том числе — и существенно более древние, чем hällristningar); или обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира «солнечные колеса», вырезанные из кости. Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали пра-формами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и тд. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI—V тысячелетиям до н. э. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе — и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов. Еще позднее, во II — начале I тыс. до н. э., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее — греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее и к идеографическим символам, и к алфавитам североиталийской группы, т.е. к алфавитам северных этрусков, ретов и италийских венетов. Произойти это могло только в Альпах — там, где и была распространена североиталийская письменность. С этнической точки зрения Альпы того времени представляли собой бурлящий котел; здесь жили, воевали и сотрудничали италийские, германские, кельтские, славянские племена. Относительно этнической принадлежности многих здешних племен до сих пор идут споры. Так, нориков, или норцев — основное население провинции Норик, о которой дальше пойдет речь, — называют, как правило, кельтским народом; однако некоторые авторы считают их германцами, а ряд известных славистов — славянами.
(Действительно, в «Повести временных лет» — Нарци еже суть Словъне; хотя само по себе это свидетельство Нестора ещё не есть доказательство.)
Именно в альпийском регионе почти ровно два столетия тому назад была сделана находка, которая играет существенную роль в понимании процесса рождения рунического искусства. В 1812 году в Негау (тогда — территория Австро-Венгрии, сейчас — Словения; в древности — окраина римской провинции Норик) при сельскохозяйственных работах был найден большой клад: 26 древних бронзовых боевых шлемов. Все они принадлежали к достаточно известному типу «шлемов с полями»; характерной чертой этого типа являются небольшие поля и наличие гребня при общей «шапкообразности» шлема. Все шлемы имеют разный возраст — от V до II вв. до н. э. На двух из них были обнаружены надписи; более новый несет несколько коротких надписей, интерпретируемых как ретийские; более древний (один из самых древних в кладе) — несет надпись, которая получила в рунологической литературе название «Надпись на шлеме из Негау». Надпись выполнена справа налево, содержит 14 знаков, четко интерпретируемых как алфавитные, и завершается еще пятью знаками, смысл которых не совсем понятен (скорее всего, это неалфавитные знаки магического или какого-то иного предназначения — подобные знаки обнаружены и на других шлемах клада). Как правило, читают именно первые четырнадцать символов, используя один из ретийских алфавитов или алфавит венетов: Harigast i teiwa Именно в содержании надписи и заключается ее уникальность. Первая часть надписи идентифицируется как известное германское имя Harigast (рун. harigastiR);последнюю же многие рассматривают как архаичный вариант имени германского бога войны Тива (сканд. Тюра). В этом отношении и первое имя, соотносимое со скандинавской основой «воин» (общегерм, *harjiz,сканд. herjar),может быть рассмотрено как хейти или одно из имен Одина, аналогичные эпитеты-имена которого хорошо известны (например, Herjann). С точки зрения грамматики полная фраза по-разному трактуется исследователями; возможны разные варианты прочтения, в том числе и простейший, хотя и неочевидный, вариант двух имен в именительном падеже, соединенных союзом[15]. Собственно говоря, не настолько важно, что именно хотел передать автор надписи, гораздо важнее то, что она — германская, а значит, перед нами — материальный свидетель начального момента развития рунической традиции. Пусть надпись выполнена еще альпийским письмом, но именно те, кто её начертал, принесут это знание на берега Балтики, где оно сольется с местными традициями магической графики и даст начало собственно рунам. И уже в Скандинавии будет сформирован Футарк, и начнется «классическая» эпоха развития рунического Искусства. Классическая эпоха Вероятно, к началу II века н. э. был сформирован классический общегерманский рунический строй — Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III веку н. э. относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV—V векам — на континенте. До наших дней сохранилось чуть менее трехсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них — это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях. Разумеется, во времена использования Футарка таких надписей было сделано гораздо больше, но традиционные материалы рунического искусства — дерево и кость, — увы, недолговечны... Самые ранние сохранившиеся памятники — это надписи на оружии и украшениях; IV веком датируется первый рунический камень, в более поздние времена они становятся в Скандинавии привычными. Один из древнейших рунических памятников — это наконечник копья из Овре-Стабю (II век н. э.), несущий короткую руническую надпись raunija[R], трактуемую либо как «Ранящий», либо как «Испытывающий». Надпись, несомненно, передает имя оружия, что, в целом, обычно для рунических надписей на оружии (традиция давать оружию имя и наносить это имя на клинок сохранилась и в более поздние, средневековые времена). Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. Его поверхность покрыта удивительными мифологическими изображениями, а по краю идет руническая надпись, гласящая: «Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил». Другой пример — руническая надпись на древней фибуле из Фрейлауберсхейма: Bosowraetruna Thorn;kdalenagolida Первая часть надписи читается достаточно четко: «Босо начертал руны...» Вторая часть вызывает у исследователей сомнения; по наиболее распространенному мнению, она продолжает первую: «...тебе, Далена, он дал [фибулу. — А. П.]». Надписи на рунических камнях, как правило, более многословны (хотя встречаются и очень короткие, всего из нескольких знаков). В качестве примера можно привести надпись на «камне Водурида» (Tune Stone, камень из Туне), ставшую классическим примером.
Камень находится в Норвегии и датируется первой половиной V века. Надпись, содержащая пять строк (две на одной стороне камня и три на другой) гласит[16]:
Сторона А:
|