Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



HarabanaR hait ek erilaR runoR waritu 4 часть



Hällristningar, несомненно, имеют определенную связь с руни­ческой традицией. Связь эта проявляется не только в схожести некоторых символов; две традиции объединяет и сама идея выре­зания рисунков и знаков на камнях и скалах, и даже обычай рас­крашивать эти изображения, — и в том и в другом случае найдены частички красной краски, оставшиеся в образующих рисунок углублениях камня.

Кроме того, нельзя забывать, что скандинавы в Швеции и Дании этнически автохтонны, т.е. руны на камнях вырезали прямые потомки тех, кто оставил изображения своих кораблей и магических символов на прибрежных скалах. Свидетельством того, что скандинавы ранней эпохи рун осознава­ли свою преемственность по отношению к традиции hällristningar может послужить уникальная находка в Химмельстадлунне (Швеция) рунической надписи, выполненной рядом с изображе­нием корабля бронзового века.

Дискуссия между сторонниками автохтонной теории и тео­рии заимствования могла бы продолжаться до бесконечности, но, по счастью, уже в тридцатых годах XX века многие исследователи сумели понять, что причина разногласий не в ложности или истинности той или иной гипотезы, а в неполноте каждой. Уже тогда было высказано мнение, что совпадение многих рун со зна­ками, например, латинского письма объясняется общими, гораздо более древними корнями, что снова возвращает нас к древней альпийской письменности и ее истокам.

 

Определенную точку в этом споре поставил Вольфганг Краузе, «постановивший», что руны имеют двойное происхождение, и знаки знакомой германцам североиталийской письменности были некогда переосмыслены вместе с древнейшими германски­ми идеографическими символами, в результате чего и родилась совершенно новая сакрализованная система письма. В 1943 году Краузе писал:

«В начале бронзового века древние германцы, судя по всему, могли пользоваться идеографическими до-руническими знаками в своей культовой и магической деятельности. Эти идеограммы были достаточно просты в своём написании и были близки по своему виду североиталийскому алфавиту. Таким образом, при возникно­вении древнегерманской рунической письменности были совмеще­ны североиталийские буквы и до-рунические идеограммы, причем не только по форме, но и по значению, так что руны, помимо звуко­вых значений, имели также значение смысловое».

* * *

Краузе прав, прежде всего, в том, что возникновение и разви­тие рунического искусства не может быть описано в рамках одной локальной концепции, но является частью общеевропей­ского процесса формирования сакральной графики и систем письма. Это всегда следует иметь в виду при осмыслении руниче­ской традиции.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человече­ской рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода отно­сятся к палеолиту и датируются XVII—XVI тысячелетиями до н. э. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине; знаки, высеченные на евро­пейских скалах (в том числе — и существенно более древние, чем hällristningar); или обнаруженные на Сунгирской стоянке непо­далеку от Владимира «солнечные колеса», вырезанные из кости.

Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить сим­волы, которые стали пра-формами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и тд. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накаплива­лись, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI—V тысячелетиям до н. э. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе — и искусств волшеб­ных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений.

Керамика этой культуры, обнаруженная на территории совре­менных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата маги­ческими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов. Еще позднее, во II — начале I тыс. до н. э., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в свя­щенные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетически­ми значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее — греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее и к идеографическим символам, и к алфавитам североиталийской группы, т.е. к алфави­там северных этрусков, ретов и италийских венетов.

Произойти это могло только в Альпах — там, где и была рас­пространена североиталийская письменность. С этнической точки зрения Альпы того времени представляли собой бурлящий котел; здесь жили, воевали и сотрудничали италийские, германские, кельтские, славянские племена. Относительно этнической при­надлежности многих здешних племен до сих пор идут споры. Так, нориков, или норцев — основное население провинции Норик, о которой дальше пойдет речь, — называют, как правило, кельтским народом; однако некоторые авторы считают их германцами, а ряд известных славистов — славянами.

 

 

(Действительно, в «Повести временных лет» — Нарци еже суть Словъне; хотя само по себе это свидетельство Нестора ещё не есть доказательство.)

 

Именно в альпийском регионе почти ровно два столетия тому назад была сделана находка, которая играет существенную роль в понимании процесса рождения рунического искусства.

В 1812 году в Негау (тогда — территория Австро-Венгрии, сей­час — Словения; в древности — окраина римской провинции Норик) при сельскохозяйственных работах был найден большой клад: 26 древних бронзовых боевых шлемов. Все они принадлежа­ли к достаточно известному типу «шлемов с полями»; характер­ной чертой этого типа являются небольшие поля и наличие гребня при общей «шапкообразности» шлема. Все шлемы имеют разный возраст — от V до II вв. до н. э. На двух из них были обнаружены надписи; более новый несет несколько коротких надписей, интер­претируемых как ретийские; более древний (один из самых древ­них в кладе) — несет надпись, которая получила в рунологической литературе название «Надпись на шлеме из Негау».

Надпись выполнена справа налево, содержит 14 знаков, четко интерпретируемых как алфавитные, и завершается еще пятью знаками, смысл которых не совсем понятен (скорее всего, это неалфавитные знаки магического или какого-то иного предназна­чения — подобные знаки обнаружены и на других шлемах клада). Как правило, читают именно первые четырнадцать символов, используя один из ретийских алфавитов или алфавит венетов:

Harigast i teiwa

Именно в содержании надписи и заключается ее уникаль­ность. Первая часть надписи идентифицируется как известное германское имя Harigast (рун. harigastiR);последнюю же многие рассматривают как архаичный вариант имени германского бога войны Тива (сканд. Тюра). В этом отношении и первое имя, соот­носимое со скандинавской основой «воин» (общегерм, *harjiz,сканд. herjar),может быть рассмотрено как хейти или одно из имен Одина, аналогичные эпитеты-имена которого хорошо известны (например, Herjann). С точки зрения грамматики пол­ная фраза по-разному трактуется исследователями; возможны разные варианты прочтения, в том числе и простейший, хотя и неочевидный, вариант двух имен в именительном падеже, соеди­ненных союзом[15].

Собственно говоря, не настолько важно, что именно хотел пере­дать автор надписи, гораздо важнее то, что она — германская, а значит, перед нами — материальный свидетель начального момента развития рунической традиции. Пусть надпись выполнена еще аль­пийским письмом, но именно те, кто её начертал, принесут это знание на берега Балтики, где оно сольется с местными традициями магической графики и даст начало собственно рунам.

И уже в Скандинавии будет сформирован Футарк, и начнется «классическая» эпоха развития рунического Искусства.

Классическая эпоха

Вероятно, к началу II века н. э. был сформирован классический общегерманский рунический строй — Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III веку н. э. относится его распро­странение в остальной Скандинавии, к IV—V векам — на конти­ненте.

До наших дней сохранилось чуть менее трехсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них — это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях. Разумеется, во времена использования Футарка таких надписей было сделано гораздо больше, но тради­ционные материалы рунического искусства — дерево и кость, — увы, недолговечны... Самые ранние сохранившиеся памятники — это надписи на оружии и украшениях; IV веком датируется пер­вый рунический камень, в более поздние времена они становятся в Скандинавии привычными.

Один из древнейших рунических памятников — это наконеч­ник копья из Овре-Стабю (II век н. э.), несущий короткую руниче­скую надпись raunija[R], трактуемую либо как «Ранящий», либо как «Испытывающий». Надпись, несомненно, передает имя ору­жия, что, в целом, обычно для рунических надписей на оружии (традиция давать оружию имя и наносить это имя на клинок сохранилась и в более поздние, средневековые времена).

Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим приме­ром такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. Его поверхность покрыта удивительными мифологическими изо­бражениями, а по краю идет руническая надпись, гласящая: «Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил».

Другой пример — руническая надпись на древней фибуле из Фрейлауберсхейма:

Bosowraetruna

Thorn;kdalenagolida

Первая часть надписи читается достаточно четко: «Босо начер­тал руны...» Вторая часть вызывает у исследователей сомнения; по наиболее распространенному мнению, она продолжает первую: «...тебе, Далена, он дал [фибулу. — А. П.]».

Надписи на рунических камнях, как правило, более многослов­ны (хотя встречаются и очень короткие, всего из нескольких зна­ков). В качестве примера можно привести надпись на «камне Водурида» (Tune Stone, камень из Туне), ставшую классическим примером.

 


 


Камень находится в Норвегии и датируется первой половиной V века. Надпись, содержащая пять строк (две на одной стороне камня и три на другой) гласит[16]:

 

Сторона А:



Просмотров 678

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!