Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Реклама в интегративной парадигме 1 часть



Глава 1

Реклама в поле социологического дискурса ................................5

1.1. Реклама: проблема*идентификации и определения..........5

1.2. Дискурсы рекламы............................................................24

1.3. Реклама в контексте основных

категорий социологии ......................................................35

1.4. Социология рекламы как отрасль социологического знания. Взаимосвязь

с другими социологическими дисциплинами..................48

Глава 2

Возможности исследования рекламы

в рамках основных парадигм социологии...................................58

2.1. Социология как мультипарадигмальная наука................58

2.2. Реклама в структурной

парадигме («парадигме фактов»).....................................65

2.3. Реклама в свете интерпретативной парадигмы социологии («социологии дефиниций»)..........................78

2.4. Реклама в интегративной парадигме................................88

Глава 3

Реклама и проблема социального воздействия.........................100

3.1. Рекламное воздействие как влияние

на управляемую подсистему ..........................................100

3.2. Социально-технологический подход

к рекламному воздействию.............................................114

Глава 4

Социология потребления как основание рекламного воздействия.................................................................................127

4.1. Потребление как социально детерминированный процесс............................................................................127

4.2. Роль рекламы в процессе принятия потребительского решения.............................................150

Глава 5

Базовые модули рекламы как социальной технологии:

структуризация и проблематизация..........................................157

5.1. Алгоритмизация рекламного процесса..........................1575.2. Сегментирование рекламной аудитории......................164

5.3. Позиционирование рекламируемого объекта..............199

5.4. Имиджирование рекламируемого объекта...................205

5.5. Брендинг........................................................................214

Глава 6

Некоторые особенности российского социума

как реципиента рекламного воздействия ................................230

6.1. Отношение российских

потребителей рекламы к рекламе..................................230

6.2. Потребители рекламы и рекламная аудитория — проблема несовпадения ................................................240

Список литературы ..................................................................261

Приложение..............................................................................273

Реклама в поле социологического дискурса

1.1. Реклама: проблема идентификации и определения

На сегодняшний день в литературе существует множество оп­ределений понятия реклама. Это свидетельствует, с одной сторо­ны, о сложности самого идентифицируемого явления, с другой стороны — о существовании различных точек зрения на его систе­мообразующие характеристики.

Первая группа определений идентифицирует рекламу, прежде всего, как сообщение, послание, представляющее аудитории некото­рый объект (явление, процесс). Именно такая точка зрения отражена в федеральном законе «О рекламе», где реклама определяется как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств инфор­мация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начина­ниях (рекламная информация), которая предназначена для неопре­деленного круга лиц и призвана формировать или поддерживать ин­терес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний. Это определение подвергается критике. Основное направление та­кой критики — определение рекламы исключительно как «информа­ции». Оно считается слишком узким, не выражающим специфики рекламы. Такой точки зрения придерживается, в частности, АКАР — Ассоциация коммуникативных агентств России — влиятельная кор­поративная ассоциация, объединяющая людей, профессионально работающих в сфере маркетинговых коммуникаций.

Информацию в самом общем виде можно определить как не­которые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Информация не может быть передана, принята или хранима в чи­стом виде. Носителем ее является сообщение — кодированный экви­валент события, выраженный с помощью последовательности не­которых условных физических символов, образующих упорядо­ченную совокупность. Эквивалент этот формируется источником информации. Вопрос о полном соответствии «сведений, данных» объективной реальности при данном подходе вообще не ставится, ведь по определению сообщение — информационная модель «со­бытия», сформированная одним из участников информационного процесса, т.е. модель, зависящая от субъекта.Но есть и иная точка зрения: информация — не любые сведе­ния, данные, а лишь те, которые способны когнитивно запечатле­вать реальный мир. Эта точка зрения принимается и обыденным сознанием. На его уровне информацией считается лишь то, что соответствует реальности, отражает только истинные свойства объекта, явления, процесса (иное — дезинформация, ложные све­дения и т.п.). Фактически речь идет о так называемой «объектив­ной информации», т.е. той информации, которая, во-первых, ре­презентирует действительность, во-вторых — понимание которой не зависит от индивидуальной интерпретации. Субъективные же высказывания, утверждения, сведения, даже соответствующие ре­альности, способны генерировать самые различные интерпрета­ции и ассоциации. Рекламное высказывание «срок службы данно­го прибора — 5 лет» — объективная информация, если, конечно, этот факт соответствует истине. «У этого прибора очень долгий срок службы» — субъективная интерпретация факта. Для кого-то «долгий срок» — 10 лет, для кого-то — 1 год.

На практике такое различие порождает целое направление со­циальной критики рекламы, а также различие в подходах к иден­тификации конкретных сообщений как сообщений рекламных. Рассмотрим в качестве примера типичную рекламу духов в жен­ском глянцевом журнале — русалка лежит на берегу моря, внизу написано фирменное наименование духов. Если взять за основу широкую трактовку понятия «информация», то информацией бу­дет не только наименование товара, но и те сигналы (в данном случае — знаки и символы), которые формируют у аудитории представление о духах, не подкрепленное фактами, представле­ние, основанное на индивидуальной интерпретации знако-сим-волического ряда («напоминание о морской свежести в летний день»). Если внимательно проанализировать Закон РФ «О рекла­ме», то можно предположить, что его авторы руководствовались именно таким широким пониманием термина «информация», иначе тавтологией являются устанавливаемые законом понятия «недостоверная реклама», «заведомо ложная реклама». Значит, ав­торы закона допускают, что не обязательно «информация» соот­ветствует реальным фактам, бывает и «недостоверная информа­ция», «заведомо ложная информация». Нашу точку зрения под­тверждает и тот факт, что особые ограничения введены на рекламу лекарственных средств, где несоответствие рекламных обещаний реальным доказанным фактам особенно опасно. Если бы слово «информация» по определению содержало в себе такие свойства

передаваемых аудитории сведений, как достоверность, правди­вость, доказанность и т.п., то вводить эти ограничения не было бы необходимости.

Если же взять за основу вторую, «узкую» точку зрения, то ин­формацией в рассматриваемой рекламе духов является только на­звание духов (это — реальный факт), весь же видеоряд — это зна­ки и символы, не являющиеся информацией. Они создают у ауди­тории не подкрепленное объективными данными эмоциональное представление о рекламируемом объекте, причем это представле­ние может ввести их в заблуждение. Сотрудники российского ан­тимонопольного ведомства, контролирующего соблюдение зако­нодательства о рекламе, часто указывают рекламистам как на не­достаток именно на это — отсутствие информации (т.е. рациональных, объективных сведений) о товаре в рекламе. Ины­ми словами, они призывают рекламистов создавать «товароведче­скую рекламу», содержащую сведения о реальных потребитель­ских свойствах товара, а не апеллирующую к человеческим жела­ниям, мотивам, эмоциям, фантазии.

Между тем, основным компонентом потребительской рекла­мы, размещаемой на массовых каналах, являются как раз не раци­ональные сведения, а не подкрепленный фактами знако-символи-ческий ряд, формирующий мнение, представление аудитории о товаре. Этот знако-символический ряд вмещен в форму реклам­ного плаката, рекламного фильма, текстового рекламного объяв­ления в газете и прочих видов так называемой рекламной продук­ции. Именно этот ряд составляет, по нашему мнению, специфику рекламного воздействия на социум.

Знако-символическая деятельность появилась уже у кромань­онцев. Тогда же начала формироваться социальная практика пре­зентации личности и группы с помощью знаков и символов, а фак­тически — система маркировки социально значимых свойств объ­екта с целью их публичной заявки. В основе этой технологии лежал факт расширения коммуникационного поля древнего человека. В этом поле контакты человека с лично ему незнакомыми людьми превращались из редкого эпизода в постоянную социальную прак­тику. Возникла необходимость быстрой «заявки себя» в процессе коммуникации и, одновременно, быстрой идентификации партне­ра по общению. Роль социальных определителей стали выполнять знаки и символы, используемые в процессе коммуникации.

Человечество за свою историю выработало огромное множест­во знаков, символов и ритуалов. Обручальное кольцо, траурнаяпроцессия, фата невесты, буквы на вывеске — эти и другие куль­турные определители помогают современному человеку правиль­но понять происходящее, индентифицировать объекты, взаимо­действующих с ним людей, подобно тому, как зубы льва повешен­ные на шею охотника, помогали древним людям правильно идентифицировать существенные для данного акта общения ка­чества незнакомца — силу, храбрость и пр. Снабжение объектов культурными определителями социально-значимых свойств стало постоянной соци&чьной практикой, обслуживающей коммуника­цию людей. Основная часть рекламы содержит систему таких культурных определителей свойств и отношений, формируя у ау­дитории не только знания о прагматических свойствах товаров, но и представления о социально значимых характеристиках этих то­варов, т.е. характеристиках, имеющих значение в процессе соци­ального взаимодействия.

В целях полноценного изучения существующей социальной практики необходимо, на наш взгляд, придерживаться широкой концепции понятия «информация» применительно к рекламе. Во избежание неоднозначности в идентификации соответствую­щих материалов как рекламы, в данной работе мы предпочитаем, где это возможно, использовать не термин «рекламная информа­ция», а термин «рекламное сообщение» — текст, представляю­щий благо аудитории посредством знаков и символов. Если при­держиваться широкой трактовки понятия «информация», то можно определить рекламное сообщение как текст, содержащий информационный эквивалент (информационную модель) рек­ламируемого блага. Рекламное сообщение на практике вмещено в определенную форму (определенный вид) рекламной продук­ции. Поэтому нам представляется вполне допустимым использо­вать как синонимы термины «рекламная продукция» и «реклам­ное сообщение».

В связи с неоднозначностью понятия «информация», некото­рые зарубежные авторы предпочитают использовать схожие по смыслу, но менее строгие термины. Так, известный французский теоретик рекламы А. Дейян определяет ее как «обращение»: рекла­ма — платное, однонаправленное и неличное обращение, осуще­ствляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующее в пользу какого-либо товара, марки, фирмы, дела, кандидата, правительства [38].

Второй подход к определению понятия «реклама» принципи­ально отличен от первого. Реклама не сводится к «информации»,

«посланию», «обращению», «сообщению». Реклама понимается в этих определениях как деятельность по рекламированию, т.е. по со­зданию таких «посланий» и доведению их до реципиентов (рек­ламных аудиторий). Наиболее известно из этой группы определе­ние маркетолога Ф. Котлера: «Реклама — это любая платная фор­ма неличного представления и продвижения идей, товаров, услуг от имени идентифицируемого спонсора» [78, с. 482]. Близко по смыслу определение, данное Американской ассоциацией марке­тинга: реклама — это платная форма неличного представления и продвижения неанонимным рекламодателем идей, товаров и услуг определенной аудитории [11]. Такая позиция была характерна и для советской рекламы. Так, в Большой советской энциклопедии реклама определялась как разнообразные мероприятия, имею­щие целью оповещение о чем-либо, например, товарах, зрели­щах, услугах, оказываемых каким-либо предприятием. В россий­ской научной литературе такая точка зрения также имеет место и понятие «реклама» уравнивается с понятием «рекламная дея­тельность».

Именно эту позицию отстаивает рекламное корпоративное со­общество в лице своих профессиональных объединений, в частно­сти, АКАР. Оно считает, что реклама — это не «рекламная инфор­мация» (т.е. не рекламная продукция), а вид предприниматель­ской деятельности. Соответственно, и законодательство должно быть направлено на регулирование «деятельности», а не «сообще­ния». Своеобразным свидетельством такой точки зрения является тот факт, что в стандарт подготовки специалистов с высшим обра­зованием по специальности «Реклама» (сформированном при ак­тивном участии рекламного сообщества) включен в качестве фе­дерального компонента предмет «Социология рекламной деятель­ности», но не «Социология рекламы».

Вместе с тем, полностью встать на такую позицию не позволя­ют хотя бы языковые реалии. Существуют устойчивые языковые клетки: стиль рекламы, композиция рекламы, рекламный дизайн и т.д. Понятно, что они имеют отношение не к деятельности, а к промежуточному результату этой деятельности — рекламной про­дукции.

Поэтому неизбежным было появление и третьей, интегральной точки зрения на определение понятия «реклама». Согласно с ней, этот феномен включает в себя одновременно и рекламную деятель­ность, и рекламную продукцию. Так, один из самых известных в России специалистов по рекламе, профессор МГИМО И.Я. Рожковдает определение рекламы как вида деятельности, либо произве­денной в результате этой деятельности информационной продук­ции [126, с. 27].

Поддерживая такую позицию, обратим внимание на следую­щее. Сообщением в теории коммуникации называется информа­ция, полученная адресатом. Следовательно, какой-то набор знаков и символов только тогда становится рекламным сообщением, ког­да он доведен до аудитории. До этого момента объявление можно назвать результатом профессиональной деятельности дизайнера, составителя текстов, кинорежиссера, оператора и т.п. Но рекламой это объявление станет только тогда, когда будет передано аудито­рии через каналы рекламной коммуникации (средства массовой информации, средства связи, компьютерные сети, городское про­странство и пр.). Передача рекламного сообщения — это деятель­ность. Следовательно, сообщение и деятельность неразрывно свя­заны, они не могут фактически существовать друг без друга. Итак, в данной работе мы будем придерживаться именно такого интег­рального определения: реклама единство двух составляющих, а именно рекламных сообщений и рекламной деятельности.

Но это определение слишком лаконично, оно не содержит те критерии, которые позволили бы четко идентифицировать рек­ламные сообщения и рекламную деятельность, выделить их среди других видов деятельности и других сообщений. Анализ много­численных определений понятия «реклама», встречающихся в отечественной и зарубежной литературе по рекламе, позволяет выделить в качестве таких критериев следующие:

1. Конечная цель сообщения — реализация товара.

Реализация — обмен товара, имеющегося у продавца, на что-то, имеющееся у покупателя. Совершенно не обязательно это «что-то» — деньги. Во всем мире существует система бартерного обмена. На рынке труда человек «обменивает» свою рабочую силу на рабочее место. В предвыборный период программа политичес­кой партии, ее лидер «обмениваются» на голос избирателя. Таким образом, реклама обслуживает значительное число существую­щих сегодня в обществе практик.

По нашему мнению, следует обратить особое внимание на тер­мин «обмен» в данном контексте. Достаточно общепринятым в среде специалистов, связанных с рекламой, является мнение о том, что реклама обслуживает потребление. Но цель капиталисти­ческого производства — получение прибыли, а не рост потребле­ния. Прибыль же, еще по К. Марксу, создается в производстве, но

проявляется только в процессе обмена. «Для капиталистов цель расширения производства состоит, как известно, в извлечении прибыли. Последнее предполагает производство ради обмена, а не ради потребления», — вполне «по-марксистски» пишет один из ве­дущих современных социологов И. Валлерстайн [19, с. 109]. Соот­ветственно, назначение рекламы — стимулировать обменные опе­рации, в т.ч. и за счет роста «нерационального» потребления — по­требления товаров, которые с некоторой «объективной» точки зрения не нужны (ручки с золотым пером или гель для душа), а то и вредны (как, например, чипсы или мороженное).

Товар — один из основных терминов не только в экономике, но и в маркетинге, и в рекламе. Как правило, под этим словом пони­мают материальный объект (вещь), предлагаемый к продаже. Но это слишком узкое определение, не соответствующее сегодняш­ним реалиям. В классической работе Ф. Котлера «Основы марке­тинга» под товаром имеются в виду отнюдь не только материаль­ные объекты, но и услуги, идеи, организации, личности, места, виды деятельности, словом, все то, что выносится на тот или иной вид рынка (рынок предметов потребления, услуг, политический рынок, рынок рабочей силы и пр.). Строго говоря, даже само рас­пространенное выражение «товары и услуги» неправильно, так как услуга — тот же товар, но в невещественной форме. Сам Ф. Котлер в своих последних работах все чаще заменяет слово «то­вар» термином «предложение» или «средство удовлетворения» и говорит о «маркетинге предложений».

Есть такой раздел рекламы, как корпоративная реклама — рек­лама не конкретного товара, а фирмы, больницы, университета... В данном случае рынку предлагаются организации, точнее — ре­путация организации. Во многих странах очень распространена реклама городов, особенно являющихся центрами туризма, отды­ха (так называемая «реклама мест»). Социальная реклама — рекла­ма социально одобряемых «предложений», не имеющих коммер­ческого характера, позитивных социальных идей. Есть реклама, пропагандирующая те или иные идеологемы (можно сказать — идеологическая реклама). В советский период часто можно было встретить лозунг «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». Это — пример рекламы идеологии. Политическая реклама — это презентирование аудитории предложений, связанных с борьбой за доступ к политической власти и с осуществлением властных полно­мочий органами власти. В качестве «средства удовлетворения» по­литических запросов аудитории предлагается личность кандидата вдепутаты, политическая партия или предвыборный блок. Реклама армии, которая время от времени стала появляться на российских каналах массовых коммуникаций — это так называемая «институ­циональная реклама», т.е. реклама социальною института. На­помним еще раз, что на рынок может предлагаться объект любой природы, а не только «товары и услуги» в традиционном понима­нии этого слова.

В пункте 1 упомянуты слова «конечная цель». Конечная цель рекламы — реализация товара. Но не всегда это непосредственная цель данного рекламного объявления. Так, корпоративная рекла­ма предполагает формирование положительного отношения к фирме, а не прямое стимулирование продаж производимых фир­мой товаров. Но благожелательное отношение потенциальных потребителей к фирме необходимо, в конце концов, именно для того, чтобы «кассовый аппарат крутился быстрее», даже если речь не идет о коммерческой рекламе.

2. Платность создания и передачи сообщения.

Сообщение создается и передается аудитории на возмездных ос­нованиях (за плату со стороны рекламодателя). Рекламодатель пла­тит как за разработку и изготовление самого рекламного сообщения, так и за размещение его на канале рекламной коммуникации. Бес­платной рекламы не бывает. Есть случаи, когда реклама бесплатно разрабатывается дизайнером, но, как правило, он делает это в пред­дверии конкурса, тендера и т.п., т.е. желая продемонстрировать свои творческие способности и потенциальные возможности к выполне­нию заказа. Есть случаи, когда реклама (прежде всего социальная) бесплатно размещается на телевидении, радио, но это связано или с требованием законодательства (российское законодательство обязы­вает СМИ предоставлять 5% рекламного времени или рекламного пространства для размещения социальной рекламы), или с благотво­рительной деятельностью самого телеканала или радиостанции. Они оплачивают появление социальной рекламы в эфире тем, что недо­получают прибыль от коммерческого использования данного рек­ламного времени. «Бесплатная реклама» — это образное выражение. Имеется в виду, что реклама оплачена не тем, чье «предложение» рек­ламируется, а другой стороной (благотворительным фондом, фир­мой-спонсором, средством массовой информации и пр.). Именно платность создания и передачи сообщения аудитории отличает рек­ламу от PR. В PR источник коммуникации оплачивает лишь созда­ние сообщения (информационный повод), доведение сообщения до аудитории должно происходить уже без участия коммуникатора.

3. Сообщение является неперсонифицированным. Даже если реклама (например, рекламное письмо) предваряет­ся персональным обращением ( «Уважаемый Олег Петрович...»), рекламные сообщения разрабатываются и передаются в расчете не на отдельного человека, а на группы. Неперсонифицированное со­общение — рекламное сообщение, разработанное и переданное в расчете не на отдельное физическое или юридическое лицо, а на группу таких лиц. Личное обращение, в данном случае, просто за­головок рекламного объявления. Группа физических или юриди­ческих лиц, для которой предназначено рекламное сообщение, называется рекламная аудитория. Эти аудитории могут охватывать как население целых регионов мира (как в случае с рекламой «Ко-ка-Кола»), так и население микрорайона (реклама местного про­дуктового магазина). Другое дело, что разработана реклама долж­на быть таким образом, чтобы создавалось впечатление личного обращения к данному конкретному адресату.

Случаем, когда требование неперсонифицированности нару­шается, является интерактивная реклама, предполагающая актив­ность реципиента рекламного сообщения, персональную заявку им себя. Но все же объем такой рекламы все еще существенно ус­тупает объему массовой, неперсонифицированной рекламы. 4. Сообщение передается от имени неанонимного рекламодателя. Неанонимный рекламодатель — источник рекламного сообще­ния, идентифицируемый аудиторией. Рекламодатель оплачивает рекламу с целью убедить людей в преимуществах своего товара. Ес­тественно, он желает, чтобы потребительская аудитория идентифи­цировала его товар, самого рекламодателя, а иногда и то, и другое сразу. Есть реклама, в которой назван только товар (сладкая закус­ка «Сникерс»), есть, где назван только рекламодатель (фирма «Партия»), есть, когда объявляется и то, и другое (стиральный по­рошок «Тайд», продукция компании «Проктер энд Гэмбл»).

Особые проблемы возникают с социальной рекламой. Россий­ским законодательством запрещено указывать в рекламном объ­явлении ее спонсора, поэтому часто она идет без указания источ­ника сообщения. Но в США, например, иной подход. Реклама — не самоцель, а часть социальной программы (по борьбе с наркоти­ками, по предотвращению лесных пожаров). Поэтому в подобной рекламе указывается контактный телефон или адрес организации, куда можно обратиться с информацией или с запросом по сути рекламного сообщения (противопожарной службы, медицинско­го наркологического центра, общественной организации). Этофактически обязательное требование к социальной рекламе за рубежом. Предъявляемое к нашей социальной практике в этой области, оно вызывает порой парадоксальные последствия. Так, в 2000 г. в России был снят социальный ролик «Исчезновение» (ки­нокомпания «Пигмалион»), посвященный проблеме сексуально­го трафика. Молодые женщины из России, Украины и других стран Восточной Европы вербуются на работу за рубежом в каче­стве медсестер, нянь, горничных, танцовщиц. В стране пребыва­ния они отдают свои документы работодателю и оказываются «между небом и землей», а то и в сексуальном рабстве («Вас нет. Вас нигде нет»). Рекламный ролик призывает тщательно изучить работодателя, проверить легальность его бизнеса перед тем, как давать согласие на работу. Финансировал этот ролик Госдепарта­мент США. По принятому там стандарту, заказчик потребовал указать в конце координаты того государственного органа, кото­рый мог бы дать подобную информацию будущему «гастарбайте-ру». В России такой организации нет, но без этого ролик не при­нимался заказчиком. «Пигмалион» дал в конце координаты суще­ствовавшего тогда российского министерства по делам национальностей. Оно этим вопросом не занималось, но хоть как-то подходило по названию.

Указанные четыре критерия являются обязательным призна­ком рекламы. Но есть еще два, относительно которых можно сказать что они «как правило» характерны для рекламного сооб­щения:

5. Рекламное сообщение содержит элемент убеждения в пре­имуществах данного предложения по сравнению с аналогами.

6. Имеет место неличная презентация рекламируемого предло­жения, т.е. передача сообщения осуществляется через посредни­ков, в качестве которых выступают чаще всего каналы массовой коммуникации.

Рассмотрим пункт 5. Проанализировав различные определе­ния понятия «реклама», можно обратить внимание на то, что трактовки этой категории различаются тем, считается ли реклама просто «объявлением товара», или же к рекламе относится только «восхвалительное объявление товара» (определение В.Даля). В не­которых случаях к рекламе относят любое оповещение об услуге, идее, продукте и т.д., если это оповещение способствует их реали­зации. В этом случае написанное от руки объявление на автобус­ной остановке «Продается шкаф» с указанием контактного телефо­на — это реклама. В других случаях рекламой считается только такое

объявление товара, в котором имеется элемент убеждения в преиму­ществах данного товара. Тогда листок с надписью «Продается шкаф» — не реклама, но вот если бы было написано «Продается прекрасный шкаф», или «Дешево продается шкаф», или «Прода­ется шкаф. Купите, не пожалеете», то это реклама

Такая разница возникла исторически. Цель рекламы — стиму­лирование реализации. Если на рынок вынесен только один то­вар, то аудитория не имеет возможности выбора одного объекта из нескольких. Тогда реализации будет способствовать простое указание на предлагаемое благо. Модель для иллюстрации такой ситуации предложила Л.Н. Федотова в своей книге «Социология рекламы» [155]. Ковбойский улица-город времен освоения «ди­кого Запада», вдоль дороги вытянуты строения с надписями «Са­лун», «Банк», «Почта», идентифицирующими оказываемые в них услуги. Безусловно, для проезжающих эти надписи были важны, они способствуют реализации предлагаемых услуг. Если считать рекламой любое оповещение о товаре, то вывески «Салун», «Банк» — реклама, они выполняют рекламные функции. Соглас­но второй точке зрения — подобные объявления нельзя считать рекламой. Это действительно оповещение о предложении това­ра, но оно в случае необходимости неминуемо будет принято (другой почты или банка в городе нет). Подлинная же реклама, реклама в полном смысле слова возникает только там, где есть выбор между несколькими конкурирующими предложениями.

Возникновение ситуации выбора — вот обязательное условие возникновения «настоящей» рекламы. Ситуацию выбора создало развитие производства. Ранее вещи производились вручную, предприятие располагалось по месту проживания производителя и, как правило, недалеко от места проживания потребителя. Рабо­та велась, по большей части, на конкретного, известного заказчи­ка, значительная доля товара продавалась самими производителя­ми. Технологические и социальные изменения — возникновение мануфактур и буржуазные революции — разрушили средневеко­вую цеховую организацию производства. Возник слой конкуриру­ющих друг с другом производителей, соответственно — создалась ситуация выбора. Именно тогда и появилась реклама как техноло­гия убеждения потенциального потребителя в превосходстве данно­го товара над конкурирующими по каким-либо критериям и параме­трам. Недостаточно было просто оповестить о товаре, нужно бы­ло заявить о его преимуществах. Реклама стала не просто «объявлением», а «восхвалительным объявлением».

Взаимосвязь производственного развития и развития рекламы пояснил (на материале пореформенного развития России) первый русский теоретик рекламы Н. Плиский еще в конце XIX века. Он писал: «Недавно еще всякий купец, дороживший своей репутаци­ей, полагал, что действовать при помощи рекламы не соответству­ет его достоинству, чтобы при ее содействии, например, преодоле­вать конкурентов. Предубеждение это было столь сильно распро­странено, что оно не только в деловых кругах преобладало, но большею частью вследствие близких сношений с публикой, усво­ено последнею до того, что она клеймила прозвищем плута всяко­го, кто осмеливался прибегать к рекламе. Теперь это время отошло уже в область преданий! Хотя и долго сопротивлялись все те важ­ные торговые дома, которые хотели, чтобы их репутация состав­ляла единственную их рекламу, они должны были принять участие в общем стремлении в духе времени: если б они этого не сделали, то исчезли бы вместе со своей репутацией» [115, с. 45-46].



Просмотров 552

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!