Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Дисциплина, т.е. специальная область знания, характеризующаяся



единством: года появления основополагающих публикаций;

Фундаментальных трудов; институтов исследования и

Обучения; национальных, региональных и международных

Научных сообществ.

Становление и развитие социально-культурной деятельности как

научной дисциплины неразрывно связано с общими процессами

функционирования науки, ее зарождением, развитием, усложнением

и, наконец, дифференциацией, т.е. появлением новых областей научного

поиска и новых аспектов изучения действительности.

Общие закономерности развития науки изучает комплексное научное

направление - науковедение, которое, в свою очередь, включает

философию и историю науки, а также ряд других дисциплин (гносеологию

науки, логику научного исследования и др.), отражающих частные

проблемы функционирования научного знания

Применение науковедческого подхода к теории социально-

культурной деятельности основывается на философском определении

науки как особой целенаправленной деятельности по производству

новых надежно обоснованных знаний

Это дает возможность рассматривать науку как один из основных

видов человеческой деятельности наряду с искусством, религией и

философией, в котором ведущую роль играют знания.

Не случайно понятие «наука» в справочно-энциклопедической литературе

раскрывается как «система знаний о закономерностях в развитии

природы, общества и мышления и о способах планомерного

История и методология теории социально-культурной деятельности

воздействия на окружающий мир»3. Именно так «наука» была определена

в «Толковом словаре русского языка» под редакцией

Д.Н.Ушакова, который вышел в 1934-1940 годы. Словарь

Д.Н. Ушакова носит нормативный характер и не претендует на полный

охват всех слоев лексики русского языка, однако составители

словаря в полной мере учитывали семантику каждого включенного

слова, тщательно фиксировали устаревающие и вновь возникающие

значения. В плане корректности дефиниций этот словарь и по сей

день остается лучшим толковым словарем русского языка, незаменимым

справочником.

В энциклопедических изданиях «наука» представлена как сфера

человеческой деятельности, функцией которой является выработка и

теоретической систематизация объективных знаний о действительности;

одна из форм общественного сознания.

Безусловно, что справочно-энциклопедическая литература только

фиксирует устоявшиеся значения и смыслы понятия «наука», не занимаясь

их разработкой. Эту задачу выполняет история и философия

науки, непосредственно рассматривающие процесс выработки и систематизации

объективных научных знаний.

Наука имеет свои специфические методы, средства и критерии познания,

которые отличают ее как от повседневного знания, так и от

ненаучных его форм. При этом наука нацелена на поиск истинного

знания, обладающего качествами достоверности, объективности, логичности

и непротиворечивости.

Научная деятельность является естественным продолжением стихийно-

эмпирического процесса познания, основанного на ненаучных

способах постижения действительности, важнейшим из которых является

обыденное знание.

Обыденное и научное познание состоят в сложной диалектической

связи: обе эти формы постижения действительности преемственно

обогащают друг друга. Преемственность между обыденным знанием и

наукой, здравым смыслом и критическим, рациональным мышлением

состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений

здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению,

исправлению или замене другими положениями. В свою очередь,

здравый смысл также не остается неизменным, ибо со временем включает

в свой состав утвердившиеся в науке истины.

3 Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос.

ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

Поскольку наука вообще и научное исследование в частности представляют

собой особую целенаправленную деятельность по производству

новых, надежно обоснованных знаний, постольку они должны

располагать своими специфическими методами, средствами и критериями

познания.

Наука хотя и начинает с анализа предположений здравого смысла,

не отличающихся особой обоснованностью и надежностью, в процессе

своего развития подвергает их рациональной критике, используя для

этого специфические эмпирические и теоретические методы исследования,

и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении

изучаемых явлений.

Потребность в анализе истории и методологии науки - это обязательный

компонент ее самоопределения, уточнения предметной специфики

и своеобразия. Такой подход позволяет увидеть научную теорию

не как нечто застывшее и одномоментно представленное, но как

развивающееся, динамично изменяющееся явление.

Становление педагогических исследований социально-культурных

явлений и процессов подчиняется общим закономерностям развития

науки. Возникновение и развитие научной теории социально-

культурной деятельности, которая обладает явной спецификой, все-

таки мало отличается от процессов развития других гуманитарных

наук.

Основные закономерности развития науки определяются ее преемственным

и кумулятивным характером.

Хорошо известно, что на каждом историческом этапе наука суммирует

в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый

результат науки входит неотъемлемой частью в ее общий фонд, не перечеркивается

последующими успехами познания, а лишь переосмысляется

и уточняется.

Историки и философы науки неоднократно указывали на то, что

преемственность науки определяет поступательный и необратимый

характер ее развития.

Наука становится особым видом «социальной памяти» человечества,

который теоретически обобщает прошлый опыт познания действительности

и овладения ее законами. Теория социально-культурной

деятельности нацелена на обобщение богатого опыта познания процессов

приобщения человека к культуре. Причем теория социально-

культурной деятельности развивается не только путем накопления и

возрастания суммы накапливаемых положительных знаний. Этот

процесс характеризуется общими для всей науки закономерностями

развития, а также имеет некоторую специфику.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Общей закономерностью является то, что развитие науки распространяется

на всю ее структуру - так, на каждом историческом этапе

научное познание использует определенную совокупность познавательных

форм — фундаментальных категорий и понятий, методов,

принципов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятием

стиля мышления.

Например, для античного стиля мышления характерно наблюдение

как основной способ получения знания; наука нового времени опирается

на эксперимент и на господство аналитического подхода, направляющего

мышление к поиску простейших, далее неразложимых первоэлементов

исследуемой реальности; современная наука характеризует

стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых

объектов.

Каждая конкретная структура научного мышления после своего

утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к

его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление

нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих

схем, заставляет искать новые, интенсивные пути развития

науки, что приводит время от времени к научным революциям, т.е.

радикальной смене основных компонентов содержательной структуры

науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов

науки. Иными словами - общей закономерностью развития науки

является смена научных парадигм как способов постановки и решения

научных задач.

Чередование экстенсивных и революционных периодов развития,

характерное как для науки в целом, так и для отдельных ее отраслей,

рано или поздно находит свое выражение также и в соответствующих

изменениях форм организации науки.

Однако специфика развития той или иной научной теории определяется

и особенностью ее предметного поля, состава и основных фи-

лософско-методологических конструкций, которые лежат в ее основе.

История науки - это история борьбы идей, позиций исследователей

и научных школ, острая конкуренция методологических подходов.

Одновременно это и история того, как общий культурный и политический

контекст эпохи создавал предпосылки для выбора путей научного

познания, выработки научных взглядов, оказывающих, в свою очередь,

воздействие на все стороны общественной жизни.

Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое сочетание

процессов дифференциации и интеграции. При этом, с одной стороны,

освоение все новых областей реальности и углубление познания

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

приводят к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные

области знания, а с другой - потребность в синтезе

ннания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки.

Подчеркнем также, что если первоначально новые отрасли науки

формировались по предметному признаку — сообразно с вовлечением

к процесс познания новых областей и сторон действительности, то для

современной науки становится все более характерным переход от

предметной к проблемной ориентации. В той ситуации новые области

.шания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретической

или практической проблемы.

Раскрывая эту особенность, философы и историки науки, как правило,

приводят возникновение значительного количества стыковых

(пограничных) наук типа биофизики и т.п. Их появление продолжает

в новых формах процесс дифференциации науки, но вместе с тем дает

и новую основу для интеграции прежде разобщенных научных дисциплин.

Социально-культурная деятельность как научная теория еще мало

исследована в историческом и методологическом контексте. Более

того, она еще не всегда воспринимается как научная теория, а зачастую

безосновательно сводится к самой этой деятельности. Уничижительные

и ничем не оправданные оценки теории социально-

культурной деятельности можно слышать со стороны культурологов,

ревниво оберегающих границы культурологического знания, где не

находится место для бывших «культпросветских» наук. Осторожно

относятся к теории социально-культурной деятельности и представители

общей педагогики, считающие еще не до конца оформленным

предметное поле «новой» научной дисциплины. Социологи претендуют

на собственную разработку технологий социально-культурного

менеджмента... Например, представители специальности «Связи с

общественностью» совершенно несправедливо «приписывают» себе

авторство методик и технологий, которые на протяжении XX столетия

получили широкую педагогическую апробацию в советских учреждениях

культуры, а теоретики социальной работы без должных оснований

включают социально-культурную деятельность в арсенал собственных

педагогических средств, снижая тем самым ее научную и

практическую миссию.

Перечень недоразумений, откровенных заблуждений и утверждений,

не имеющих под собой реальной основы, можно было бы продолжить.

Но перечисление ошибочных суждений не создает нового

знания, оно лишь подсказывает нам, что большая часть ошибочных

16 17

История и методология теории социально-культурной деятельности

представлений основывается на неверном истолковании, или, что еще

более вероятно, на незнании истории социально-культурной деятельности

и непонимании ее научной специфики. Пожалуй, этим обстоятельством

объясняется и недостаточная научная подготовленность

некоторых магистрантов и аспирантов, представляющих к защите

диссертации по проблематике социально-культурной деятельности.

Ведь эта теория, зародившись в 1890-е годы в России, как теория

внешкольного образования народа, представляла собой синкретичное

теоретическое явление, в котором гармонично сочетались культурологический,

педагогический, социальный и социально-педагогический

аспекты. Ибо сама внешкольная работа, служившая практическим

базисом новой научной дисциплины, была ярким образцом социально-

культурного синкретизма4 - т.е. неслиянного единства различных

направлений просветительной, образовательной, воспитательной,

рекреационной и социозащитной деятельности.

На протяжении XX столетия дифференциация научного знания

привела к выделению в его структуре новых научных направлений, о

многих из которых в начале прошлого века даже не было известно.

Уместно напомнить, что, например, психология выделилась из философии

как самостоятельная научная дисциплина лишь к началу XX

века, а культурология - к середине XX века. Дифференциация педагогической

науки проходила не только по линии сближения с психологической

наукой и социологией, но и по пути выделений особых отраслей,

среди которых наиболее известна педология, социальная педагогика,

а также библиотечно-информационная деятельность, музыкальная

педагогика, педагогика творческого развития, любительской

деятельности и др. Ни одна из научных дисциплин, которые сегодня

заявили о себе как о самостоятельных и самодостаточных направлениях

развития научной мысли, не избежали воздействия других наук.

Теория социально-культурной деятельности в этом ряду не является

исключением. Она сама является результатом генезиса научного

знания, пытающегося осмыслить процессы культурного бытия человека,

педагогического обеспечения вхождения человека в культуру

как субъекта творчества, обеспечивающего полное самовыражение,

самораскрытие личности в ее наилучших способностях и дарованиях.

4 Синкретизм [греч. sygkrotismos - соединение] - недифференцированность,

первоначальная слитность в каком-н. явлении, впоследствии расчленяющаяся

в самостоятельные ряды (науч.). (Толковый словарь русского языка: В 4 т. /

Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во

иностр. и нац. слов., 1935-1940).

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

В российской педагогической традиции с конца XIX века по на-

с гоящее время данная научная теория была представлена в виде следующих

научных концептов: внешкольное образование - политико-

просветительная деятельность - клубное дело - культурно-

просветительная работа - Культурно-досуговая деятельность - социально-

культурная деятельность.

Смена этих концептов сопровождалась не только переоценкой

сущности социально-культурного воспитания, но и сохранением преемственности

в системе технологических средств и методик. В процессе

становления данной теории сохранялось представление о синкретической

природе социально-культурной деятельности, которое на

рубеже XX - XXI столетий было подвергнуто серьезной критике.

Анализ современной литературы по проблемам воспитания, показывает,

что в поле проблем воспитания активно используются категории

философии науки: «парадигмы воспитания», «стратегии воспитания

», «концепции воспитания», «модели воспитания». Обращает на

себя внимание активное использование данных терминов при исследовании

проблем развития воспитания в современных условиях5.

Вместе с тем в научно-педагогической литературе сегодня констатируется

тенденция некорректного использования научной терминологии.

И.А. Липский, доктор педагогических наук, профессор, академик

РАЕН, отмечает, что широкое использование подобной терминологии

носит обыденный характер, при котором те или иные из названых

терминов используются лишь для повышения степени научности

соответствующей публикации. В связи с этим появились десятки различных

«парадигм» воспитания», множество различных «стратегий»

воспитания и бесчисленное множество различных «моделей» воспитания.

С одной стороны, этот феномен характеризует концептуализацию

воспитательной проблематики на уровне теоретико-

методологического ее анализа, что не может не привлечь внимания к

5 См.: Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций

воспитания / / Теоретико-методологические проблемы современного воспитания:

Сборник научных трудов - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 14;

Мальковская Т.Н. Смена парадигм воспитания как социально-педагогическая

проблема / / Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и

народного образования: Информационный сборник. Вып.8. М., НИИ общей

педагогики АПН СССР, 1990. - С. 1-31; Филонов Г.Н. Воспитание как социально-

педагогический феномен. Стратегия развития. - М.: ГосНИИ семьи и

воспитания, 2000. - 160 с; Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-

культурной деятельности: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 2000. -

48 с. и др.

История и методология теории социально-культурной деятельности

росту статуса и значимости воспитания как социального феномена. С

другой стороны, обыденность использования этих терминов, без исследования

и обоснования их структурной композиции, линий и характера

взаимосвязей между собой, существенно снижает научный

статус этих терминов, придает текстам излишнее наукообразие6.

Соглашаясь с этой оценкой, мы можем подчеркнуть, что без опоры

на достижения современной философии науки невозможно преодолеть

облегченное понимание соответствующих терминов. Особенно

это важно для развития системы воспитания в России современного

исторического этапа, когда развернулся широкий научный, теоретический

и практико-ориентированный поиск ориентиров развития социально-

культурного воспитания.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ -«СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»: ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ

Определения социально-культурной деятельности как многоаспектного

и многофункционального явления. Основные

аспекты анализа социально-культурной деятельности (социальный;

общечеловеческий; конституционно-правовой; научно-

исследовательский; учебно-образовательный; межотраслевой,

внепроизводственный; профессионально-отраслевой;

пространственно-временной; общественно организованный;

.точностно-индивидуальный). Родовые черты, определяющие

сущность и специфику социально-культурной деятельности,

которая осуществляется а) на базе ценностей культуры, б) в

сфере свободного времени, в) основываясь на активности ее

участников

Вопрос об определении социально-культурной деятельности весьма

сложный и многоаспектный. В разделах, посвященных современным

подходам к пониманию феномена социально-культурной деятельности,

будет показано, сколь трудно складывается современная

научная парадигма и как разнообразны предлагаемые авторами подходы.

Однако начать изучение истории и методологии теории социально-

культурной деятельности без предварительного, исходного определения

невозможно. Поэтому кратко охарактеризуем сущность социаль-

6 Липский И.А Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики

/ / Педагогика. - 2001. - № 10. - С.13-20.

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

ЦО-культурной деятельности, подчеркивая не только ее сложность, но

И специфичность.

Социально-культурная деятельность -

многоаспектное и многофункциональное явление

Профессор Ю.Д. Красильников, написавший главу о теории социально-

культурной деятельности в известном учебнике, указал на то,

что понятие «социально-культурная деятельность» употребляется в

трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано

сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной

социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной

логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль

научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям

большого отряда ученых и практиков7.

Эта триада «практика - научная теория - учебная дисциплина»,

хотя и признана большинством теоретиков социально-культурной

деятельности, не исчерпывает все возможные подходы к ее рассмотрению.

Так, профессор В.В. Попов верно указывает на то, что социальная

природа социально-культурной деятельности многогранна, вариативна,

интегрирована во все сферы жизнедеятельности государства, общества,

социальных страт, личности8. Исходя из этого, исследователь

показал, что в зависимости от ракурса ее анализа социально- i

культурную деятельность можно рассматривать следующим образом.

1. Как социальный феномен. Социально-культурная деятельность

- общественно значимый способ активного отношения человека к

действительности, проявляющийся в производстве, распространении

и потреблении ценностей культуры в сфере досуга.

2. Как общечеловеческий феномен. Социально-культурная деятельность

- социальный механизм и сфера международных, межнациональных

культурных связей и обменов, проводящихся независимо

от инициативы или по инициативе частных лиц, государственных или

негосударственных организаций.

7 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность:

Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - С. 37.

8 Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте

научного анализа / / Социокультурные и культурологические аспекты развития

Западной Сибири: Матер. Всерос. науч.-практ. конфер. - Тюмень: Изд-во

ТГУ, 1999. - С.139-157.

История и методология теории социально-культурной деятельности

3. Как конституционно-правовой феномен. Социально-культурная

деятельность - конституционный механизм создания правовых гарантий

для свободной культурной деятельности граждан, этнических

общностей; определения принципов и правовых норм взаимоотношений

субъектов культурной деятельности, государства и организаций

культуры.

4. Как научно-исследовательский феномен. Социально-культурная

деятельность - междисциплинарная область научных исследований,

предметом которой выступает изучение культурной, образовательной,

просветительной среды обитания человека, особенностей духовного

развития различных социальных, возрастных, профессиональных и

этнических групп.

5. Как учебно-образовательный феномен. СКД - программа подготовки

специалистов средней и высшей квалификации в области культуры

и искусства, способных обеспечить социально-педагогическое,

психолого-педагогическое, информационное, организационно-

методическое содействие развитию личности в процессе производства,

интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей.

6. Как межотраслевой, внепроизводственный феномен. Социально-

культурная деятельность - функция, содержание и сфера деятельности

трудовых коллективов материальных и нематериальных отраслей

производства, осуществляемая в рекреационных, просветительных,

креативных целях.

7. Как профессионально-отраслевой феномен. Социально-

культурная деятельность - система профессиональной деятельности,

стимулирующая на государственно-нормативной основе духовное развитие,

культурную активность личности и социума в условиях свободного

времени.

8. Как пространственно-временной феномен. Социально-

культурная деятельность: 1) профессиональное поле деятельности

специалистов социальной сферы, осуществляемой в рамках их рабочего

времени; 2) самостоятельная культурная деятельность человека,

ограниченная объемом и структурой его свободного времени, главным

образом, той его части, которая определяется как досуг.

9. Как общественно организованный феномен. Социально-

культурная деятельность - особая область деятельности общественных

организаций и движений, направленная на сохранение и трансляцию

исторически сложившихся норм поведения, национального язы-

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

ка, традиций, обычаев, фольклора, промыслов и ремесел различных

этносов.

10. Как личностно-индивидуальный феномен. Социально-

культурная деятельность: 1) духовно-эстетическая индивидуальная

деятельность, основанная на инициативе, активности, добровольности,

выражении «самости» человека в его творческом развитии; 2)

функционирование личности в окружающей социокультурной среде,

формирование ее социокультурного статуса, норм и образцов поведения,

форм участия в социокультурных процессах.

Приведенные В.В. Поповым десять аспектов рассмотрения социально-

культурной деятельности дают возможность для одновременного

существования большого числа непохожих и несовпадающих определений.

Это, собственно говоря, и имеется в современной теории -

каждый из ученых, разрабатывающих проблематику социально-

культурной деятельности, считает своим долгом дать собственное определение

этого явления. Поэтому вопрос о сущности понятия «социально-

культурной деятельности» хотя во многом остается открытым и

не до конца решенным, является очень важным с позиции методологии.



Просмотров 958

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!