Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Теория социально-культурной деятельности - научная
Введение • ввести изучающих впроблемное поле истории науки, раскрыть общенаучные подходы и специфику социокультурных исследований; • сформировать представление о научном статусе теории социально- культурной деятельности, ее генезисе в контексте смены научных парадигм; • развить навыки использования научного аппарата теории социально- культурной деятельности в решении исследовательских задач; • развить навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, требующие фундаментальной теоретической подготовки по всем направлениям социально-культурной деятельности; • развить навыки критического мышления и анализа научных данных на основе изучения специальной литературы по историографии, методологии и теории социально-культурной деятельности; • сформировать способность к самостоятельному научному мышлению, постановке и решению научно-поисковых задач, требующих углубленных профессиональных знаний. Учебник имеет структурное подразделение по тематическим разделам, отражающим основные проблемы развития научного знания в сфере социокультурного воспитания, образования и творчества. Итак, обобщающая задача, которая была поставлена в ходе подготовки данного учебника, состояла в том, чтобы представить методологию и теорию социально-культурной деятельности как развивающееся явление в истории и современной жизни России. Безусловно, эта предельно широкая и обобщающая задача потребовала привлечения большого числа фактов, источников, анализа широкого круга работ по проблемам социально-культурной деятельности. Для нас имело большое значение то, что интерес к проблематике развития теоретического базиса социально-культурной деятельности постоянно возрастает, все чаще появляются новые работы по этой проблеме. Однако, находясь под обаянием новых работ, нельзя забывать о критичном прочтении источников, о необходимости отражать в учебной литературе в основном устоявшиеся оценки и мнения. Поэтому трудно считать данный учебник неким полным сводом сведений об истории и методологии теории социально-культурной деятельности. Скорее речь должна идти о первой попытке представить непрерывность истории теории социально-культурной деятельности, ее глубинную связь с историей России конца XIX века, всего XX века и, наконец, начала XXI века. Это лишь эскиз яркого и многоаспектного Введение процесса становления научной теории социально-культурной деятельности, который еще будет детализирован. В результате изучения дисциплины «История и методология науки (с учетом специфики направления)» по направлению «Социально- культурная деятельность» обучающиеся должны: • знать этапы исторического развития педагогической теории и развития ее методологии; • иметь представление об основных этапах развития научных знаний о социокультурной обусловленности воспитания, культурно- просветительской и социально-культурной деятельности; • уметь определить специфику теории социально-культурной деятельности как самостоятельной, целостной, сложноорганизован- ной отрасли педагогической науки; • знать основные источники формирования теории социально- культурной деятельности (изучение опыта, экспериментальная работа, использование достижений других наук и др.); • иметь представление о многоукладном составе методологии социально- культурной деятельности (общенаучная методология, методология интегративной науки и специально-научная методология); • уметь применять на практике принципы методологического обоснования научного исследования социально-культурной деятельности; • понимать родовидовую структуру теории социально-культурной деятельности, синтезирующую направления научного исследования социокультурного менеджмента, культурно-досуговой деятельности, народного художественного творчества, социально- культурной реабилитации, социально-культурного проектирования и моделирования и др.; • знать специфику научного исследования базовых социокультурных технологических систем социально-культурной деятельности (культуротворческие, рекреационные, зрелищные, игровые, информационные, просветительские, коммуникативные и др.). Реализация этих задач невозможна без опоры на первоисточники, без самостоятельной работы с книгой - только самостоятельный поиск в библиотеке, архиве приносит подлинную радость научного творчества, обеспечивает формирование будущего исследователя социально- культурной деятельности. Особенность данного учебника состоит в том, что оно написано на основе изучения, анализа и обобщения научной литературы по про- Введение блемам социально-культурного воспитания, а также источников по философии и истории науки, культурологии, педагогике, социологии и других научных дисциплин. Все это «задало» определенный стиль изложения, в котором сочетается научный язык, научная логика ипоследовательность аргументации, а также предельно возможная достоверность излагаемых сведений. В тех случаях, когда употребляемая научная лексика явно усложнена, автором даются определения ипояснения в форме тезауруса, распределенного по всему тексту учебника Данный учебник подкрепляет самостоятельную работу магистрантов и аспирантов специальным библиографическим аппаратом - ссылками на важнейшие работы по теории и истории внешкольного образования, культурно-просветительной работы и социально- культурной деятельности. В основу учебника положены результаты докторского диссертационного исследования, а также научные работы автора, опубликованные в период с 2000 по 2007 год. Учебник рассчитан на серьезное прочтение, которое опирается на предварительное знание общей истории и теории социально- культурной деятельности, предусмотренное соответствующим вузовским курсом. Автор благодарен всем своим предшественникам - теоретикам, историкам социально-культурной деятельности, чьи работы сформировали глубокое и искреннее чувство профессиональной солидарности и научной сопричастности и сегодня позволяют надеяться, что теория социально-культурной деятельности имеет основу для обретения своих продолжателей. РАЗДЕЛ I. НАУЧНЫЙ СТАТУС ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА 1. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕМ КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Теория социально-культурной деятельности - научная
|