Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Российских и зарубежных ученых
В трудах российских и зарубежных ученых понятие социально- ч культурной деятельности интерпретируется неоднозначно. Между тем наряду с различием подходов и интерпретаций, большинство исследователей, так или иначе, указывают на наличие таких характеристик социально-культурной деятельности, которые отличают ее от всех других видов общественной практики. Их можно назвать родовыми чертами. Они задают общий вектор развития всех многообразных проявлений социально-культурной деятельности. Попытаемся выделить эти черты. Для этого воспользуемся сводной таблицей, разработанной профессором В.В. Туевым, в которую собраны десять наиболее известных определений социально-культурной деятельности9. 9 Туев В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: Учебное пособие по курсу «Социально-культурная деятельность» для студентов специальности 053100 «Социально-культурная деятельность / Сост. В.В. Туев; КемГУКИ, АлтГАКИ. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - С. 15. История и методология теории социально-культурной деятельности Социально-культурная - это деятельность: 1. Ж.Р. Дюмазедье (Франция, 1954) Сознательная, преднамеренная, организованная, даже планируемая аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения. 2.М.С. Каган (Ленинград, 1974) Высший уровень деятельности человека как общественного существа. 3. Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников (Москва, 1995) Деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей. 4. Н.Ф. Максютин(Казань, 1999) Социально-культурная деятельность - это социальная работа с маргинальными группами населения, осуществляемая кулыурно- досуговыми средствами. 5. А.С. Ковальчук(Орел, 2000) Совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время. 6. Н.Н. Ярошенко (Москва, 2001) Совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального сзаимо- действия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы. 7. М.А. Ариарский (Санкт-Петербург, 2001) Обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры. 8. Т.Г Киселева, Ю.Д. Красильников (Москва, 2001) Социально-педагогическая и социально-культурная среда обитания человека, пути и формы активного воздействия на эту среду и на активное функционирование в ней личности. 9. А.В. Соколов (Санкт-Петербург, 2003) Культурная деятельность социальных субъектов по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей. 10. Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников (Москва, 2004) Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности Исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Таким образом, определения социально-культурной деятельности имеют более чем полувековую историю и представляют разные научные подходы - от социально-философского (Ж.Р. Дюмазедье), фило- софско-культурологического (М.С. Каган, М.А. Ариарский) до социально- информационного (А.В. Соколов) и педагогического (Т.Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Н.Н. Ярошенко и др.). Мы выделяем из этих определений наиболее важные, родовые черты, которые дают возможность четко уловить сущность и специфику социально-культурной деятельности. Во-первых, социально-культурная деятельность выстраивается на основе ценностей культуры,которые определяют ее содержание и направленность. Во-вторых, социально-культурная деятельность реализуется в сфере свободного времени,что определяет ее организационные и пространственно- временные параметры. Этим объясняется то, что социально- культурная деятельность по существу и по своим функциям не повторяет другие виды общественной практики, даже, казалось бы, очень похожие на нее, например образование, социальную работу, другие виды профессиональной деятельности. В-третьих, социально-культурная деятельность реализуется на основе активности ее участников,что определяет ее субъектную и дея- тельностную природу. Она максимально полно соответствует потребностям, устремлениям, желаниям конкретных участников социально- культурной деятельности независимо от того, в каких формах она осуществляется (например, в массовых, групповых или индивидуальных). Таковы предварительные позиции, позволяющие далее углубленно рассматривать историю и методологию социально-культурной деятельности, взятой в теоретическом аспекте. История и методология теории социально-культурной деятельности ТЕМАЗ. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ Педагогический статус теории социально-культурной деятельности. Теория социально-культурной деятельности как система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях (педагогических, культурных и др.) осуществления в условиях свободного времени, досуга. Интеграция в теории социально-культурной деятельности достижений педагогики, культурологии, социологии, психологии, социальной психологии, теории менеджмента. Обусловленность научно-теоретических достижений уровнем развития гуманитарного знания и конкретными социально- культурными условиями. Основные источники формирования теории: изучение исторического и современного отечественного и зарубежного опыта; результаты социологических исследований и опытно- экспериментальной работы; использование данных смежных наук. Педагогический статус теории социально-культурной деятельности унаследован ею от теоретических предшественников - теории внешкольного образования, клубоведения, теории культурно- просветительной деятельности. В качестве примера приведем определение клубоведения, которое рассматривалось как «одна из наук о человеке, о формировании и развитии личности. Эта наука исследует воспитательное воздействие клубов на людей. Ее интересует все то, что касается изменений в сознании людей, в их поведении, во всей их жизни, - изменений, вызванных деятельностью клубов. Клубоведение изучает все эти обстоятельства для того, чтобы усилить воздействие, сделать его высокоэффективным, иначе говоря — изучает в педагогических целях»10. Собственно говоря, педагогическая составляющая, т.е. направленность на воспитание человека в процессе приобщения к культуре, отражает сущность современной социально-культурной деятельности и особенности российского варианта научного изучения этого явления. В зарубежных исследованиях досуговая активность 10 Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред С.Н. Иконниковой и В.И. Чепе- лева - М.: Просвещение, 1980. - С. 9. Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности личности рассматривается как культурно-антропологический или фи- лософско-социологический феномен. Рассмотрим действующую классификацию научных специальностей, утвержденную ВАК Российской Федерации. Структура научных специальностей Классификатор отраслей наук [01] Физико-математические науки [02] Химические науки [03] Биологические науки [04] Геолого-минералогические науки [05] Технические науки [06] Сельскохозяйственные науки [07] Исторические науки [08] Экономические науки [09] Философские науки [10] Филологические науки [11] Географические науки [12] Юридические науки [13] Педагогические науки [14] Медицинские науки < [15] Фармацевтические науки [16] Ветеринарные науки [17] Искусствоведение [18] Архитектура [19] Психологические науки [20] Военные науки [22] Социологические науки [23] Политические науки [24] Культурология [25] Науки о земле Практически все гуманитарные науки, а также некоторые другие (например, экономические), в той или иной мере могут изучать социально- культурную деятельность. Однако по классификации ВАК РФ это научное направление отнесено к педагогическим наукам. Рассмотрим классификацию педагогических наук: [13] Педагогические науки: » [13.00.01] Общая педагогика, история педагогики и образования * [13.00.02] Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) • [13.00.03] Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) » [13.00.04] Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической История и методология теории социально-культурной деятельности культуры • [13.00.05] Теория, методика и организация социально- культурной деятельности • [13.00.06] Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности) • [13.00.07] Теория и методика дошкольного образования • [13.00.08] Теория и методика профессионального образования Итак, теория социально-культурной деятельности относится к педагогическим наукам по содержательным и по организационно- классификационным параметрам: Отрасль науки- Педагогика. Научная специальность- Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. В «Паспорте научной специальности», который утверждается ВАК РФ для каждой научной специальности, указано, что содержанием специальности 13.00.05 - «Теория, методика и организация социально- культурной деятельности» является изучение педагогических основ становления, развития и функционирования социально- культурных систем. Исследования социально-культурной деятельности направлены на осмысление сущности, закономерностей, принципов развития, а также педагогических технологий развития личности и социальных общностей в условиях досуга в контексте тех или иных социальных, культурно-исторических и национально-культурных ценностей. Данная научная специальность возникла и развивается на стыке с общей педагогикой, социологией, социальной и этнической психологией, культурологией, культурной антропологией, теорией организаций и другими отраслями науки. Социальная значимость этой научной специальности состоит в повышении роли культуры, культурного наследия и культурных ценностей в регуляции массового сознания, оптимизации социального взаимодействия и процессов социализации личности. Решение этих задач достигается посредством теоретико-методологической рефлексии реальных процессов и тенденций развития социокультурной сферы, проведения педагогических экспериментов, широкого внедрения результатов исследований в деятельность различных учреждений культуры и образования, общественных объединений и движений, а также управленческих структур. Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности В «Паспорте научной специальности» указаны следующие области исследования. 1. Разработка теоретико-методологических основ социально- культурной деятельности, в том числе ее сущности, структуры, функций, принципов, закономерностей и тенденций развития. 2. Изучение и обобщение исторического опыта возникновения и развития социально-культурной деятельности, построение и характеристика ее хронологии, анализ социокультурных особенностей исторической динамики отдельных российских регионов. 3. Разработка педагогических методов и методик социально- культурной деятельности в учреждениях культуры и образования (культурно-досуговых, социально-педагогических и национально- культурных центрах, в учреждениях дополнительного образования и др.). При этом нужно особо подчеркнуть, что педагогический статус теории социально-культурной деятельности определяется ее нацеленностью на изучение закономерностей и условий воспитания человека как субъекта культуры. Такая целенаправленная деятельность, взятая в широком понимании, тесно соотносится с современными трактовками воспитания: Воспитание- это самоорганизуемый процесс приобщения ребенка к ценностям культуры, включения его в социокультурный опыт, развития ценностно-смысловой сферы сознания, становления индивидуальности, осуществляемый при участии и педагогической поддержке взрослых, школы, общества и государства11. Воспитание- это культуросообразный, социо- и личностно ориентированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к ценностям культуры, овладение им социальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности12. Воспитание- целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника13. 11 Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания / / Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена, 2004. - С.8. 12 Там же. - С.9. 13 Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания // Теоретико- методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград, Перемена, 2004. - С. 132. История и методология теории социально-культурной деятельности Поскольку воспитательный процесс, осуществляемый в ситуациях социально-культурной деятельности, обладает чертами гуманистич- ности и культуросообразности, целенаправленности и управляемости и др., требуется определить особенности, отличающие воспитательный процесс в условиях социально-культурной деятельности и в других условиях.
|