Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Российских и зарубежных ученых



В трудах российских и зарубежных ученых понятие социально- ч

культурной деятельности интерпретируется неоднозначно. Между

тем наряду с различием подходов и интерпретаций, большинство исследователей,

так или иначе, указывают на наличие таких характеристик

социально-культурной деятельности, которые отличают ее от

всех других видов общественной практики. Их можно назвать родовыми

чертами. Они задают общий вектор развития всех многообразных

проявлений социально-культурной деятельности. Попытаемся

выделить эти черты.

Для этого воспользуемся сводной таблицей, разработанной профессором

В.В. Туевым, в которую собраны десять наиболее известных

определений социально-культурной деятельности9.

9 Туев В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: Учебное

пособие по курсу «Социально-культурная деятельность» для студентов специальности

053100 «Социально-культурная деятельность / Сост. В.В. Туев;

КемГУКИ, АлтГАКИ. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - С. 15.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Социально-культурная - это деятельность:

1. Ж.Р. Дюмазедье (Франция, 1954)

Сознательная, преднамеренная, организованная, даже планируемая

аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения.

2.М.С. Каган (Ленинград, 1974)

Высший уровень деятельности человека как общественного существа.

3. Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников (Москва, 1995)

Деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению

и освоению культурных ценностей.

4. Н.Ф. Максютин(Казань, 1999)

Социально-культурная деятельность - это социальная работа с

маргинальными группами населения, осуществляемая кулыурно-

досуговыми средствами.

5. А.С. Ковальчук(Орел, 2000)

Совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими

формами, методами и средствами на основе интересов,

проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения

людей в их свободное время.

6. Н.Н. Ярошенко (Москва, 2001)

Совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают

превращение культурных ценностей в регулятив социального сзаимо-

действия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные

процессы.

7. М.А. Ариарский (Санкт-Петербург, 2001)

Обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно

целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению

ценностей культуры.

8. Т.Г Киселева, Ю.Д. Красильников (Москва, 2001)

Социально-педагогическая и социально-культурная среда обитания

человека, пути и формы активного воздействия на эту среду и на

активное функционирование в ней личности.

9. А.В. Соколов (Санкт-Петербург, 2003)

Культурная деятельность социальных субъектов по: а) созданию

культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов

и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации,

т.е. распространению, сохранению и общественному использованию

всех видов культурных ценностей.

10. Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников (Москва, 2004)

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

Исторически обусловленный, педагогически направленный и социально

востребованный процесс преобразования культуры и культурных

ценностей в объект взаимодействия личности и социальных

групп в интересах развития каждого члена общества.

Таким образом, определения социально-культурной деятельности

имеют более чем полувековую историю и представляют разные научные

подходы - от социально-философского (Ж.Р. Дюмазедье), фило-

софско-культурологического (М.С. Каган, М.А. Ариарский) до социально-

информационного (А.В. Соколов) и педагогического

(Т.Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин,

Н.Н. Ярошенко и др.).

Мы выделяем из этих определений наиболее важные, родовые черты,

которые дают возможность четко уловить сущность и специфику

социально-культурной деятельности.

Во-первых, социально-культурная деятельность выстраивается на

основе ценностей культуры,которые определяют ее содержание и направленность.

Во-вторых, социально-культурная деятельность реализуется в сфере

свободного времени,что определяет ее организационные и пространственно-

временные параметры. Этим объясняется то, что социально-

культурная деятельность по существу и по своим функциям не

повторяет другие виды общественной практики, даже, казалось бы,

очень похожие на нее, например образование, социальную работу, другие

виды профессиональной деятельности.

В-третьих, социально-культурная деятельность реализуется на основе

активности ее участников,что определяет ее субъектную и дея-

тельностную природу. Она максимально полно соответствует потребностям,

устремлениям, желаниям конкретных участников социально-

культурной деятельности независимо от того, в каких формах она

осуществляется (например, в массовых, групповых или индивидуальных).

Таковы предварительные позиции, позволяющие далее углубленно

рассматривать историю и методологию социально-культурной деятельности,

взятой в теоретическом аспекте.

История и методология теории социально-культурной деятельности

ТЕМАЗ. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ

Педагогический статус теории социально-культурной деятельности.

Теория социально-культурной деятельности как система

идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического

процесса, принципах его организации и технологиях (педагогических,

культурных и др.) осуществления в условиях свободного

времени, досуга.

Интеграция в теории социально-культурной деятельности

достижений педагогики, культурологии, социологии, психологии,

социальной психологии, теории менеджмента. Обусловленность

научно-теоретических достижений уровнем

развития гуманитарного знания и конкретными социально-

культурными условиями.

Основные источники формирования теории: изучение исторического

и современного отечественного и зарубежного

опыта; результаты социологических исследований и опытно-

экспериментальной работы; использование данных смежных

наук.

Педагогический статус теории социально-культурной деятельности

унаследован ею от теоретических предшественников - теории

внешкольного образования, клубоведения, теории культурно-

просветительной деятельности. В качестве примера приведем определение

клубоведения, которое рассматривалось как «одна из наук о человеке,

о формировании и развитии личности. Эта наука исследует

воспитательное воздействие клубов на людей. Ее интересует все то,

что касается изменений в сознании людей, в их поведении, во всей их

жизни, - изменений, вызванных деятельностью клубов. Клубоведение

изучает все эти обстоятельства для того, чтобы усилить воздействие,

сделать его высокоэффективным, иначе говоря — изучает в педагогических

целях»10. Собственно говоря, педагогическая составляющая,

т.е. направленность на воспитание человека в процессе приобщения к

культуре, отражает сущность современной социально-культурной

деятельности и особенности российского варианта научного изучения

этого явления. В зарубежных исследованиях досуговая активность

10 Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак.

культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред С.Н. Иконниковой и В.И. Чепе-

лева - М.: Просвещение, 1980. - С. 9.

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

личности рассматривается как культурно-антропологический или фи-

лософско-социологический феномен.

Рассмотрим действующую классификацию научных специальностей,

утвержденную ВАК Российской Федерации.

Структура научных специальностей

Классификатор отраслей наук

[01] Физико-математические науки

[02] Химические науки

[03] Биологические науки

[04] Геолого-минералогические науки

[05] Технические науки

[06] Сельскохозяйственные науки

[07] Исторические науки

[08] Экономические науки

[09] Философские науки

[10] Филологические науки

[11] Географические науки

[12] Юридические науки

[13] Педагогические науки

[14] Медицинские науки

< [15] Фармацевтические науки

[16] Ветеринарные науки

[17] Искусствоведение

[18] Архитектура

[19] Психологические науки

[20] Военные науки

[22] Социологические науки

[23] Политические науки

[24] Культурология

[25] Науки о земле

Практически все гуманитарные науки, а также некоторые другие

(например, экономические), в той или иной мере могут изучать социально-

культурную деятельность. Однако по классификации ВАК РФ

это научное направление отнесено к педагогическим наукам.

Рассмотрим классификацию педагогических наук:

[13] Педагогические науки:

» [13.00.01] Общая педагогика, история педагогики и образования

* [13.00.02] Теория и методика обучения и воспитания (по областям

и уровням образования)

• [13.00.03] Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,

олигофренопедагогика и логопедия)

» [13.00.04] Теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической

История и методология теории социально-культурной деятельности

культуры

• [13.00.05] Теория, методика и организация социально-

культурной деятельности

• [13.00.06] Теория и методика воспитания (по направлениям и

сферам деятельности)

• [13.00.07] Теория и методика дошкольного образования

• [13.00.08] Теория и методика профессионального образования

Итак, теория социально-культурной деятельности относится к педагогическим

наукам по содержательным и по организационно-

классификационным параметрам:

Отрасль науки- Педагогика.

Научная специальность- Теория, методика и организация

социально-культурной деятельности.

В «Паспорте научной специальности», который утверждается ВАК

РФ для каждой научной специальности, указано, что содержанием

специальности 13.00.05 - «Теория, методика и организация социально-

культурной деятельности» является изучение педагогических основ

становления, развития и функционирования социально-

культурных систем. Исследования социально-культурной деятельности

направлены на осмысление сущности, закономерностей, принципов

развития, а также педагогических технологий развития личности

и социальных общностей в условиях досуга в контексте тех или иных

социальных, культурно-исторических и национально-культурных

ценностей.

Данная научная специальность возникла и развивается на стыке с

общей педагогикой, социологией, социальной и этнической психологией,

культурологией, культурной антропологией, теорией организаций

и другими отраслями науки.

Социальная значимость этой научной специальности состоит в повышении

роли культуры, культурного наследия и культурных ценностей

в регуляции массового сознания, оптимизации социального

взаимодействия и процессов социализации личности. Решение этих

задач достигается посредством теоретико-методологической рефлексии

реальных процессов и тенденций развития социокультурной сферы,

проведения педагогических экспериментов, широкого внедрения

результатов исследований в деятельность различных учреждений

культуры и образования, общественных объединений и движений, а

также управленческих структур.

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

В «Паспорте научной специальности» указаны следующие области

исследования.

1. Разработка теоретико-методологических основ социально-

культурной деятельности, в том числе ее сущности, структуры, функций,

принципов, закономерностей и тенденций развития.

2. Изучение и обобщение исторического опыта возникновения и

развития социально-культурной деятельности, построение и характеристика

ее хронологии, анализ социокультурных особенностей исторической

динамики отдельных российских регионов.

3. Разработка педагогических методов и методик социально-

культурной деятельности в учреждениях культуры и образования

(культурно-досуговых, социально-педагогических и национально-

культурных центрах, в учреждениях дополнительного образования и

др.).

При этом нужно особо подчеркнуть, что педагогический статус теории

социально-культурной деятельности определяется ее нацеленностью

на изучение закономерностей и условий воспитания человека

как субъекта культуры. Такая целенаправленная деятельность, взятая

в широком понимании, тесно соотносится с современными трактовками

воспитания:

Воспитание- это самоорганизуемый процесс приобщения ребенка

к ценностям культуры, включения его в социокультурный опыт, развития

ценностно-смысловой сферы сознания, становления индивидуальности,

осуществляемый при участии и педагогической поддержке

взрослых, школы, общества и государства11.

Воспитание- это культуросообразный, социо- и личностно ориентированный

педагогический процесс, направленный на приобщение

ребенка к ценностям культуры, овладение им социальным опытом,

развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его

личности и индивидуальности12.

Воспитание- целенаправленный процесс формирования гуманистических

качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя

и воспитанника13.

11 Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций

воспитания / / Теоретико-методологические проблемы современного воспитания:

Сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена, 2004. - С.8.

12 Там же. - С.9.

13 Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания // Теоретико-

методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных

трудов. - Волгоград, Перемена, 2004. - С. 132.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Поскольку воспитательный процесс, осуществляемый в ситуациях

социально-культурной деятельности, обладает чертами гуманистич-

ности и культуросообразности, целенаправленности и управляемости

и др., требуется определить особенности, отличающие воспитательный

процесс в условиях социально-культурной деятельности и в других

условиях.



Просмотров 3524

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!