Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Определение теории социально-культурной деятельности



Центральная проблема истории и методологии теории социально-

культурной деятельности - выявление ее статуса как особой научной

дисциплины.

Профессор В.В. Попов считает, что теория социально-культурной

деятельности относится к прикладным отраслям знания, поскольку

она рождена самой этой деятельностью и подчинена целям ее изучения.

Этот исследователь пишет: «Теория социально-культурной деятельности

- прикладная отрасль научного знания о закономерностях,

принципах, направленности, содержании, способах и формах организации

социально-культурной деятельности личности и социума в условиях

свободного времени».

Однако нужно понимать, что прикладная направленность не исчерпывает

вопросов, которые рассматривает теория социально-

культурной деятельности. В ее прерогативу входит и анализ методологических

проблем и проблем истории, которые не имеют явной

прикладной направленности. Поэтому нельзя считать теорию социально-

культурной деятельности «прикладной отраслью научного знания

». Так каков же научный статус этой теории?

Теория социально-культурной деятельности может быть представлена

как единство трех аспектов: во-первых, интеллектуальный аспект,

т.е. научное содержание теоретических исследований; во-вторых,

организационный аспект, т.е. корпоративные структуры; в третьих,

культурный аспект, т.е. общности ученых, исповедующих определенные

общие идеи.

Исходя из этого необходимо сделать несколько предварительных

замечаний по каждому из указанных аспектов:

1. Теория социально-культурной деятельности как особая воспитательная

теория имеет генетические связи по признакам единства истории,

предметного поля науки, методологической общности ученых с

целым рядом педагогических дисциплин (теория культурно-

просветительной деятельности, теория народного художественного

творчества, теория досуга и др.).

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

2. При этом теорию социально-культурной деятельности необходимо

рассматривать как некий интеллектуальный конструкт, определенное

эвристическое средство, обеспечивающее единство способов

определения предметной областинаучной теории, с ее специфическим

объектом, предметом, соответствующими методами и, следовательно,

собственными границами.

3. Социально-культурную деятельность как особую теорию на

уровне институциональной организации разрабатывает и развивает

особое сообщество ученых, реализующих исследовательские программы

в рамках одной или нескольких парадигм. Организационно-

корпоративное единство научных исследований социально-

культурных процессов и явлений обеспечивается соответствующей

системой научно-исследовательских, образовательных учреждений

(университетов, академий, институтов); учреждений подготовки и

переподготовки ученых; специализированных диссертационных советов

по присуждению ученой степени кандидата и доктора педагогических

наук; научно-методического обеспечения социально-культурных

исследований; научных конференций, семинаров, симпозиумов которые

обеспечивают полноценное функционирование научного сообщества.

В целом эти аспекты позволяют очертить контуры научного исследования

социально-культурных явлений и процессов как особой, самостоятельной,

Целостной, сложноорганизованнойотрасли педагогиче-

Скойнауки.

Исходным для понимания сущности теории социально-культурной

деятельности выступает современное представление о самой этой деятельности

как особом виде общественной практики, которая обеспечивает

превращение культурных ценностей в регулятив социального

взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие

воспитательные процессы.

Это определение позволяет понимать под теорией социально-

культурной деятельности систему идей о закономерностях и сущности

педагогического процесса, принципах его организации и технологиях

осуществления в условиях свободного времени, досуга.

Проблема научного статуса теории социально-культурной деятельности

практически незаметна при внешнем, обобщенном анализе

истории становления и современного состояния. Сегодня уже устойчиво

воспринимаются все ее атрибуты как самостоятельной области

научных исследований, имеются многочисленные научные коллективы,

система вузов, обеспечивающих не только подготовку кадров для

отрасли, но и проведение научно-исследовательской работы, защища-

История и методология теории социально-культурной деятельности

ются докторские и кандидатские диссертации и т.д. Такая благополучная

картина вполне соответствует действительности, но при этом

она никак не обозначает еще одну сторону этой действительности, затрагивающую

особенности жизнедеятельности научного сообщества и

содержательного обеспечения научной дисциплины. Вот здесь-то и

сфокусировано все проблемное поле научного статуса теории социально-

культурной деятельности, ибо при внешней научно-

организационной стабильности внутри научного сообщества накоплен

достаточно сильный дискуссионный потенциал, заставляющий выявлять

специфику собственной науки, границы ее предметного поля.

Современная ситуация в теории социально-культурной деятельности

все еще характеризуется неопределенностью в толковании ее названия.

Это обуславливает, с одной стороны, дискуссионность в определении

специфики научной теории, ставит вопрос отом, существует

ли такая наука вообще, а с другой - провоцирует исследователей к

поиску альтернативных научных направлений, претендующих на осмысление

единого предметного поля педагогики социально-

культурной сферы.

Современные научные исследования осуществляются по трем основным

направлениям:

Фундаментальные научные исследования - это глубокое и всестороннее

исследование предмета с целью получения новых основополагающих

знаний, а также выяснения закономерностей выясняемых явлений,

результаты которых не предполагаются для непосредственного

промышленного использования. Термин (на латыни fundare — «основывать

») отражает направленность этих наук на исследование перво-

причинных, основных законов природы.

Прикладные научные исследования - это такие исследования, которые

используют достижения фундаментальной науки для решения

практических задач. Результатом прикладного исследования становится

создание и совершенствование новых технологий.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские исследования

(разработки НИОКР) - здесь соединяется наука с производством,

обеспечивая тем самым как научные, так и технические и инженерные

проработки данного проекта, иногда приводящие к научно-

технической революции.

Организационную основу специализированных педагогических

исследований функционирования теории социально-культурной деятельности

составляют:

.Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

- деятельность многочисленных вузов культуры и искусств, факультетов

классических университетов и педагогических вузов, обеспечивающих

подготовку кадров для отрасли и проведение научно-

исследовательской работы;

- работа диссертационных советов по защите кандидатских и докторских

диссертаций;

- деятельность научно-исследовательских институтов;

- наличие научных периодических изданий т.д.

Таким образом, анализ проблемы научного статуса теории социально-

культурной деятельности, ее родовидовой структуры и особенностей

предметной области позволяет признать ее закономерным продолжением

педагогических изысканий, которые проводились в нашей

стране в рамках теорий внешкольного образования, политико-

просветительной, культурно-просветительной и культурно-досуговой

деятельности. Теория социально-культурной деятельности является

самостоятельной, целостной, сложноорганизованной отраслью педагогической

науки. Она отвечает требованиям единства истории, предметного

поля науки, методологической общности ученых, институциональной

организации.

ТЕМА 4. РОДОВИДОВАЯ СТРУКТУРА

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАК ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структурный состав теории социально-культурной деятельности:



Просмотров 1808

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!