Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Определение теории социально-культурной деятельности
Центральная проблема истории и методологии теории социально- культурной деятельности - выявление ее статуса как особой научной дисциплины. Профессор В.В. Попов считает, что теория социально-культурной деятельности относится к прикладным отраслям знания, поскольку она рождена самой этой деятельностью и подчинена целям ее изучения. Этот исследователь пишет: «Теория социально-культурной деятельности - прикладная отрасль научного знания о закономерностях, принципах, направленности, содержании, способах и формах организации социально-культурной деятельности личности и социума в условиях свободного времени». Однако нужно понимать, что прикладная направленность не исчерпывает вопросов, которые рассматривает теория социально- культурной деятельности. В ее прерогативу входит и анализ методологических проблем и проблем истории, которые не имеют явной прикладной направленности. Поэтому нельзя считать теорию социально- культурной деятельности «прикладной отраслью научного знания ». Так каков же научный статус этой теории? Теория социально-культурной деятельности может быть представлена как единство трех аспектов: во-первых, интеллектуальный аспект, т.е. научное содержание теоретических исследований; во-вторых, организационный аспект, т.е. корпоративные структуры; в третьих, культурный аспект, т.е. общности ученых, исповедующих определенные общие идеи. Исходя из этого необходимо сделать несколько предварительных замечаний по каждому из указанных аспектов: 1. Теория социально-культурной деятельности как особая воспитательная теория имеет генетические связи по признакам единства истории, предметного поля науки, методологической общности ученых с целым рядом педагогических дисциплин (теория культурно- просветительной деятельности, теория народного художественного творчества, теория досуга и др.). Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности 2. При этом теорию социально-культурной деятельности необходимо рассматривать как некий интеллектуальный конструкт, определенное эвристическое средство, обеспечивающее единство способов определения предметной областинаучной теории, с ее специфическим объектом, предметом, соответствующими методами и, следовательно, собственными границами. 3. Социально-культурную деятельность как особую теорию на уровне институциональной организации разрабатывает и развивает особое сообщество ученых, реализующих исследовательские программы в рамках одной или нескольких парадигм. Организационно- корпоративное единство научных исследований социально- культурных процессов и явлений обеспечивается соответствующей системой научно-исследовательских, образовательных учреждений (университетов, академий, институтов); учреждений подготовки и переподготовки ученых; специализированных диссертационных советов по присуждению ученой степени кандидата и доктора педагогических наук; научно-методического обеспечения социально-культурных исследований; научных конференций, семинаров, симпозиумов которые обеспечивают полноценное функционирование научного сообщества. В целом эти аспекты позволяют очертить контуры научного исследования социально-культурных явлений и процессов как особой, самостоятельной, Целостной, сложноорганизованнойотрасли педагогиче- Скойнауки. Исходным для понимания сущности теории социально-культурной деятельности выступает современное представление о самой этой деятельности как особом виде общественной практики, которая обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы. Это определение позволяет понимать под теорией социально- культурной деятельности систему идей о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в условиях свободного времени, досуга. Проблема научного статуса теории социально-культурной деятельности практически незаметна при внешнем, обобщенном анализе истории становления и современного состояния. Сегодня уже устойчиво воспринимаются все ее атрибуты как самостоятельной области научных исследований, имеются многочисленные научные коллективы, система вузов, обеспечивающих не только подготовку кадров для отрасли, но и проведение научно-исследовательской работы, защища- История и методология теории социально-культурной деятельности ются докторские и кандидатские диссертации и т.д. Такая благополучная картина вполне соответствует действительности, но при этом она никак не обозначает еще одну сторону этой действительности, затрагивающую особенности жизнедеятельности научного сообщества и содержательного обеспечения научной дисциплины. Вот здесь-то и сфокусировано все проблемное поле научного статуса теории социально- культурной деятельности, ибо при внешней научно- организационной стабильности внутри научного сообщества накоплен достаточно сильный дискуссионный потенциал, заставляющий выявлять специфику собственной науки, границы ее предметного поля. Современная ситуация в теории социально-культурной деятельности все еще характеризуется неопределенностью в толковании ее названия. Это обуславливает, с одной стороны, дискуссионность в определении специфики научной теории, ставит вопрос отом, существует ли такая наука вообще, а с другой - провоцирует исследователей к поиску альтернативных научных направлений, претендующих на осмысление единого предметного поля педагогики социально- культурной сферы. Современные научные исследования осуществляются по трем основным направлениям: Фундаментальные научные исследования - это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин (на латыни fundare — «основывать ») отражает направленность этих наук на исследование перво- причинных, основных законов природы. Прикладные научные исследования - это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом прикладного исследования становится создание и совершенствование новых технологий. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские исследования (разработки НИОКР) - здесь соединяется наука с производством, обеспечивая тем самым как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта, иногда приводящие к научно- технической революции. Организационную основу специализированных педагогических исследований функционирования теории социально-культурной деятельности составляют: .Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности - деятельность многочисленных вузов культуры и искусств, факультетов классических университетов и педагогических вузов, обеспечивающих подготовку кадров для отрасли и проведение научно- исследовательской работы; - работа диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций; - деятельность научно-исследовательских институтов; - наличие научных периодических изданий т.д. Таким образом, анализ проблемы научного статуса теории социально- культурной деятельности, ее родовидовой структуры и особенностей предметной области позволяет признать ее закономерным продолжением педагогических изысканий, которые проводились в нашей стране в рамках теорий внешкольного образования, политико- просветительной, культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности. Теория социально-культурной деятельности является самостоятельной, целостной, сложноорганизованной отраслью педагогической науки. Она отвечает требованиям единства истории, предметного поля науки, методологической общности ученых, институциональной организации. ТЕМА 4. РОДОВИДОВАЯ СТРУКТУРА ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Структурный состав теории социально-культурной деятельности:
|