![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Нгзусловно, кумулятивный характер наследственного ядра теории
Нщиалыю-культурной деятельности, как науки социальной, общест- МпшоИ, гораздо более слабо выражен, чем в естественных науках. Имеете с тем, степень изменчивости, поле перемен при смене парадигм И социальных науках оказываются особенно сильными. Но это не умакнет Функциональность парадигмального ядра социально-культурной М-орпи, его охранительное, стабилизирующее значение для всей ( i руктуры научной парадигмы. Подчеркнем, что, учитывая устойчивый характер философско- Методологического ядра любой парадигмы, мы можем и в теории социально- Культурной деятельности обнаружить некоторые элементы, Которые носят константные свойства. Именно ядро парадигмы теории социально-культурной деятельности Обеспечивает преемственность теоретических конструкций, которые Возникали в разное время в результате научной рефлексии процессов Социального воспитания, творческого развития, досутовой деятельности. Таким образом, на основе анализа концепций движения научного Знания, сложившихся к настоящему моменту в философии науки, нами дано авторское определение парадигмы науки: парадигма понимается Как модель научно-поисковой деятельности в единстве ее методологии, Теории, технологии, т.е. это наиболее общие эксплицитные Правила, которые являются основой для решения задач нормальной Науки. При этом значимыми являются следующие характеристики парадигмы: Она имеет временный характер, поскольку оказывается работоспособной И поддерживается научным сообществом лишь на определенных Этапах развития науки; парадигма видоизменяется под воздействием Новых обстоятельств (фактов), которые не могут быть объяснены В ее рамках; парадигма воздействует на методологию и теорию, которые В свою очередь детерминируют процесс познания в той или Иной сфере научного познания. В конечном счете, парадигма конкретизируется В теории. История и методология теории социально-культурной деятельности В структуре парадигм выделяются общенаучный, частнонанучный, Специальнонаучный уровни. В каждом из них существует во-первых, Содержательный компонент парадигмы, который верифицируют определенные Предписания правила научной деятельности (символические Обобщения; способы видения универсума и его онтологию; ценностные Установки; общепринятые модели решения конкретных научно- Поисковых задач). Во-вторых, - динамический, в котором значимыми становятся характеристики исторического времени {прошлое - настоящее- будущее), в контексте не только «внутринаучного» временного Пространства, но и социального времени. с РАЗДЕЛ IV. ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Традиционная периодизация этапов генезиса клубной теории. Периодизация В.В. Туева (разработка теоретико- Методических основ клубного дела (1920-е гг.); формирование Клубоведения как науки о теории и методике культурно- Просветительной деятельности клуба (1960-1970-е гг.); развитие Клубоведческих исследований в русле новых отраслей гуманитарных Наук (1990-е гг.). Возникновение теории культурно-просветительной работы Обусловлено не только внешними обстоятельствами (создание Сети учреждений, подготовка для них специалистов и др.), Но и процессами внутренней динамики педагогического знания (дифференциации и синтеза, определения предметного Поля науки). Факторы, определяющие формирование парадигм, методо- "• Логии и теории, среди которых в качестве основных выделяются Интеллектуальная философско-педагогическая традиция; Социально-культурный контекст, в котором развивается Воспитательная деятельность в сфере досуга и осмысляющая Ее наука; преобладающие ценностные ориентации исследователей. Начало теории социально-культурной деятельности, как и любого Крупного общественно-культурного явления, условно. Истоки этой Научной дисциплины можно проследить, спускаясь по лестнице исторических Периодов. При этом историко-педагогический анализ генезиса Теории социально-культурной деятельности необходимо связывать С наличием в системе специального научного знания неких достаточно Устойчивых, традиционных представлений об этом процессе.
![]() |