Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Краткую историографическую справку истории культурно-



Просветительной работы необходимо начать с упоминания специального

параграфа «Развитие клубной теории», которым А.В. Сасыхов и

Ю.А. Стрельцов предварили рассмотрение теоретических основ мето-

История и методология теории социально-культурной деятельности

дологии клубоведения в «Основах клубоведения» (1969)61. Выделение

Этой работы важно потому, что до этого ни в одном источнике становление

И развитие теории не рассматривалось, хотя традиционно рассматривалась

История педагогической деятельности в сфере досуга на

Различных исторических этапах. На 8 страницах авторы сумели выстроить

Линию исторического развития теории, акцентируя при этом,

Прежде всего идеологическую преемственность основных концептов.

Подчеркнем, что выделение теории клуба в самостоятельную науку

И выявление ее истории было новаторским.

Дальнейшее признание самодостаточности истории теории культурно-

Просветительной работы научным сообществом происходило

постепенно. Например, в «Клубоведении» (1970)62, т.е. подготовленном

Практически в этот же период, вообще отсутствует справка о развитии

теории, хотя весь первый том имеет подзаголовок «Клубоведе-

ние как специальная отрасль знания». Отсутствуют соответствующий

раздел и в «Клубоведении» (1972)63, выпущенного под редакцией В.А.

Ковшарова, Н.П. Скрыпнева, А.Г. Соломоника.

Впоследствии подход, предложенный А.В. Сасыховым и

Ю.А. Стрельцовым, в различных вариациях воспроизводился практически

Во всех учебниках клубоведения.

Так, к примеру, А.Г. Соломоиик, подготовивший раздел «Становление

и развитие клубоведения как науки» для соответствующего раздела

«Клубоведения» (1980)64, вообще не воспользовался хронологическим

Принципом изложения истории нашей теории, ибо этот принцип

Существенно затруднял обозначение основополагающего характера

Идей В.И. Ленина, Н.К. Крупской и др. деятелей партии в деле построения

Клубной теории. Искусственное выдвижение идеологической

Доминанты вместо хронологии позволило А. Г. Соломонику упо-

61 Сасыхов А.В., Стрельцов Ю.А. Основы клубоведения: Теория и методика,

Клубной работы. - Улан-Удэ, 1969. - С. 6-13.

62 Клубоведение: Учебное пособие для студентов факультета культурно-

просветительной работы: Часть первая. Клубоведение как специальная отрасль

знания / Ред. В.А. Ковшаров, Н.П. Скрыпнев, А,Г. Соломоник. -

Ленинград: Л ГИК им. Крупской, 1970. - 134 с.

63 Клубоведение: Учебное пособие для культ-просвет, фак-тов ин-тов культуры

/ Под ред. В.А. Ковшарова, Н.П. Скрыпнева, А.Г. Соломоника. - М.: Просвещение,

С.

64 Соломоник А.Г. Глава I. Клубоведение как специальная отрасль знания //

Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры / Под ред. С.Н. Иконниковой

и В.И. Чепелева. - М.: Просвещение, 1980. - С. 9-23.

Раздел Г/. Генезис теории социально-культурной деятельности

Мянуть теоретиков внешкольного образования Е.Н. Медынского, А.У.

Зеленко, В.А. Зеленко лишь в заключении исторического обзора, уже

После характеристики всего советского этапа становления и развития

Клубоведения.

Признаем, что нарушение принципа исторической преемственности,

Вольное обращение с хронологией теории культурно-

Просветительной работы не позволило создать достоверного и теоретически

Продуктивного представления о ее возникновении и генезисе.

Лишь к концу 1990-х годов появляются работы, специально нацеленные

На максимально объективное рассмотрение истории развития теории

Внешкольного образования, культурно-просветительной и социально-

Культурной деятельности. В числе таких исследований необходимо

Назвать работы Е.М. Клюско, Е.В. Литовкина, B.C. Садовской,

Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, В.В. Туева и др.65

Таким образом, традиционные представления о генезисе теории

Социально-культурной деятельности в целом могут быть охарактеризованы

Как кумулятивные, т.е. рассматривающие ее развитие и становление

Как непрерывный процесс накопления знания, обогащения

Теории новыми представлениями о закономерностях социально-

Культурного воспитания.

В то же время можно указать и на то обстоятельство, что генезис

Клубной теории не поддается продуктивному анализу лишь с позиций

Представлений о нем как о постепенному, кумулятивном процессе.

Знания, полученные в ходе научного осмысления социально-

Культурных процессов, становятся основой для формирования новых



Просмотров 1114

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!