Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для



членов данного сообщества». Это так называемый социологический

Смысл термина.

С другой стороны, парадигма - это один из элементов в этой совокупности,

«конкретные решения головоломок, которые, когда они используются

В качестве моделей или примеров, могут заменять эксплицитные

Правила как основу для решения неразгаданных еще головоломок

нормальной науки». Этот второй смысл термина - философский'

По определению. Лишь при внешнем рассмотрении социологическое

Токование кажется более широким. Пристальный анализ неизбежно

Выявляет особый эвристический потенциал второго толкования.

Оно и по мнению самого Томаса Куна является более глубоким.

Требования, которые выдвинул Т. Кун, употребив этот термин, являются

«главными источниками споров и неверного понимания, вызванных

книгой», и особенно обвинения в том, что он «представил

науку как субъективное и иррациональное предприятие»50.

Т. Кун выделяет две существенные особенности «парадигмы», термина,

тесно связанного с понятием «нормальной науки»:

49 Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект-

Пресс, 1996. - 204 с.

50 Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И.З. Налетова; Общ.

ред. и послесловие СР. Микулинского и Л.А. Марковой. - М.: Прогресс, 1975.

- С. 220.

История и методология теории социально-культурной деятельности.

• внешне ограничительный характер парадигмы - «их создание

Должно быть в достаточной мере беспрецедентным, чтобы отвратить

Ученых на долгое время от конкурирующих моделей научных

исследований».

• внутренне открытый характер парадигмы - «они были достаточно

Открытыми, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках

найти для себя нерешенные проблемы любого вида»51.

«Ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся видеть мир

сквозь ее «призму». Не факты судят теорию, а теория определяет, какие

именно факты войдут в осмысленный опыт»52. Столь парадоксальное

Утверждение хорошо иллюстрирует одно из основополагающих

Положений концепции Т. Куна - не существует эмпирических

Фактов, независимых от парадигмы.

Вводя термин «парадигма», Т. Кун имел в виду, что «некоторые

Общепринятые примеры фактической практики научных исследований

- примеры, которые включают закон, теорию, их практическое

Применение и необходимое оборудование, - все в совокупности дают

Нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного

исследования»33.

Или, если продолжить эту мысль, то можно интерпретировать парадигму

Как обобщающую модель, в которую входят методология, теория,

И технология науки.

Показательно, что парадигмы приобретают свой статус потому, что

Их использование приводит к успеху скорее, чем применение конкурирующих

С ними способов решения некоторых проблем, которые исследовательская

Группа признает в качестве наиболее актуальных.

Существующая парадигма в науке тесно связана с методологией и

Теорией, которая представляет ее конкретизацию. В теории парадигма

находит наиболее полное воплощение. Соотношение понятий «теория

» и «парадигма» показывает, что первое относится ко второму как

Наиболее общему, предопределяющему классу явлений.

Там же. - С 27-28.

52 Порус В.Н. Кун Томас Сэмюэл / / Современная западная философия- Словарь

/ Составители: Малахов B.C., Филатов В П. - М.: Политиздат, 1991 -

С. 147.

33 Кун Т. Структура научных революций / Пер с англ. И.З. Налетова; Общ.

ред и послесловие С Р Микулинского и Л А Марковой. - М.: Прогресс, 1975

-С. 28

Раздел III. Парадигмы социально-культурных исследований

Исходя из сказанного, можно выделить следующие характеристики

Парадигмы науки, которые значимы в контексте анализа генезиса

11'ории социально-культурной деятельности:

• Парадигма в философском смысле - это модель научно-

Поисковой деятельности в единстве ее методологии, теории, технологии,

Т.е. наиболее общие эксплицитные правила, которые

Являются основой для решения задач нормальной науки.

• Парадигма имеет временный характер, поскольку оказывается

Работоспособной и поддерживается научным сообществом лишь

На определенных этапах развития науки.

• Парадигма видоизменяется под воздействием новых обстоятельств

(фактов), которые не могут быть объяснены в ее рамках.

• Парадигма воздействует на методологию и теорию, которые, в

Свою очередь, детерминируют процесс познания в той или иной



Просмотров 552

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!