![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для
членов данного сообщества». Это так называемый социологический Смысл термина. С другой стороны, парадигма - это один из элементов в этой совокупности, «конкретные решения головоломок, которые, когда они используются В качестве моделей или примеров, могут заменять эксплицитные Правила как основу для решения неразгаданных еще головоломок нормальной науки». Этот второй смысл термина - философский' По определению. Лишь при внешнем рассмотрении социологическое Токование кажется более широким. Пристальный анализ неизбежно Выявляет особый эвристический потенциал второго толкования. Оно и по мнению самого Томаса Куна является более глубоким. Требования, которые выдвинул Т. Кун, употребив этот термин, являются «главными источниками споров и неверного понимания, вызванных книгой», и особенно обвинения в том, что он «представил науку как субъективное и иррациональное предприятие»50. Т. Кун выделяет две существенные особенности «парадигмы», термина, тесно связанного с понятием «нормальной науки»: 49 Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект- Пресс, 1996. - 204 с. 50 Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И.З. Налетова; Общ. ред. и послесловие СР. Микулинского и Л.А. Марковой. - М.: Прогресс, 1975. - С. 220. История и методология теории социально-культурной деятельности. • внешне ограничительный характер парадигмы - «их создание Должно быть в достаточной мере беспрецедентным, чтобы отвратить Ученых на долгое время от конкурирующих моделей научных исследований». • внутренне открытый характер парадигмы - «они были достаточно Открытыми, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида»51. «Ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся видеть мир сквозь ее «призму». Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт»52. Столь парадоксальное Утверждение хорошо иллюстрирует одно из основополагающих Положений концепции Т. Куна - не существует эмпирических Фактов, независимых от парадигмы. Вводя термин «парадигма», Т. Кун имел в виду, что «некоторые Общепринятые примеры фактической практики научных исследований - примеры, которые включают закон, теорию, их практическое Применение и необходимое оборудование, - все в совокупности дают Нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования»33. Или, если продолжить эту мысль, то можно интерпретировать парадигму Как обобщающую модель, в которую входят методология, теория, И технология науки. Показательно, что парадигмы приобретают свой статус потому, что Их использование приводит к успеху скорее, чем применение конкурирующих С ними способов решения некоторых проблем, которые исследовательская Группа признает в качестве наиболее актуальных. Существующая парадигма в науке тесно связана с методологией и Теорией, которая представляет ее конкретизацию. В теории парадигма находит наиболее полное воплощение. Соотношение понятий «теория » и «парадигма» показывает, что первое относится ко второму как Наиболее общему, предопределяющему классу явлений. Там же. - С 27-28. 52 Порус В.Н. Кун Томас Сэмюэл / / Современная западная философия- Словарь / Составители: Малахов B.C., Филатов В П. - М.: Политиздат, 1991 - С. 147. 33 Кун Т. Структура научных революций / Пер с англ. И.З. Налетова; Общ. ред и послесловие С Р Микулинского и Л А Марковой. - М.: Прогресс, 1975 -С. 28 Раздел III. Парадигмы социально-культурных исследований Исходя из сказанного, можно выделить следующие характеристики Парадигмы науки, которые значимы в контексте анализа генезиса 11'ории социально-культурной деятельности: • Парадигма в философском смысле - это модель научно- Поисковой деятельности в единстве ее методологии, теории, технологии, Т.е. наиболее общие эксплицитные правила, которые Являются основой для решения задач нормальной науки. • Парадигма имеет временный характер, поскольку оказывается Работоспособной и поддерживается научным сообществом лишь На определенных этапах развития науки. • Парадигма видоизменяется под воздействием новых обстоятельств (фактов), которые не могут быть объяснены в ее рамках. • Парадигма воздействует на методологию и теорию, которые, в Свою очередь, детерминируют процесс познания в той или иной
![]() |