Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Изменения в науке от изменений коренных, качественных, в том числе
революционных?», «Как эти коренные сдвиги назревают и подготав- 47 См.: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.,1996; Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. - №4; Бондаревская Е.В. Личностно- ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону. 1997; Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / / Педагогика. - 1995. - № 6; Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса. / / Педагогика. - 1999. - №3; Муравьева Г.Е. Стратегии проектирования образовательного процесса / / Школьные технологии. - 2002. - № 6; Пилиповский В.Я. Рационалистическая модель школы и процесса обучения на Западе//Педагогика. - 1993. - №2; Пилиповский В.Я. Традициона- листско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе / / Педагогика. - 1992. - №9; Соловейчик С.Л. Последняя книга. - М: Первое сентября, 1999; Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция «Школа "Интеллектуально одаренные дети"» / / Школьные технологии. - 2002. - № 6; Ямбург Е.А. Школа для всех. - М: Новая школа, 1996. История и методология теории социально-культурной деятельности ливаются в предшествующий период?». Не случайно поэтому история Науки нередко излагается как простой перечень фактов и открытий. При таком подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению И росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются Внутренние закономерности происходящих в процессе познания Изменений. Этот кумулятивистский подход и критикует Кун в своей Книге, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через Периодически происходящие революции. Кратко теория Т. Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития (периоды «нормальной науки») сменяются кризисом, который Может разрешиться революцией, заменяющей господствующую Парадигму. В современной теории социально-культурной деятельности все чаще употребляется понятие «парадигмы» и все явственнее обнаруживается Объективная необходимость его экспликации. Для этого, необходимо, во-первых, выделить содержание понятия «парадигма», Показать, как оно позволяет представить структуру научного знания, Его динамику. Во-вторых, с целью уточнения объема и содержания Этого понятия следует соотнести его с родственными или близкими. К Таковым относится в первую очередь понятия методологии и научной Теории. Содержание понятия -«парадигма* Понятие «парадигма» (от греч. paradeigma - пример, образец) введено В философию науки позитивистом Г. Бергманом для характеристики Нормативности методологии, однако широкое распространение Приобрело после работ Т. Куна. Интересно, что в переводах и интерпретациях толкования понятия «парадигма», которые были опубликованы до выхода на русском языке полного текста книги Т. Куна «Концепции научных революций», парадигма определялась как «совокупность наиболее общих идей и Методологических установок, определяющих как выбор проблем, так и принципиальные способы их решения»48. В более поздних версиях интерпретация термина уходит от «канонического » текста работы Т. Куна. Так, под парадигмой нередко под- Родный Н.И. Проблема научной революции в концепции развития науки Т. Куна / / Концепции науки в буржуазной философии и социологии: Вторая половина XIX - XX в. - М.: Наука, 1973. - С. 43-44. Раздел III. Парадигмы социально-культурных исследований (шлумевают лишь «прошлые достижения, лежащие в основе... тради- Различия в интерпретации понятия парадигмы определяются, с Пдиой стороны, невозможностью простого и однозначного перевода -и ого термина на русский язык, а с другой - сложностью и многосо- Пшшостыо его философско-методологических содержаний. Именно К пегому представляется необходимым некоторое уточнение нашего Понимания смысла, состава (структуры) парадигмы, ее объяснительных Возможностей. Однако мы не претендуем на специальный историко- философский анализ вхождения понятия «парадигма» в структуру современной науки. Эти вопросы хорошо осмыслены в зарубежной И в отечественной философии, что позволяет принимать результаты Философских изысканий как исходный материал для интерпретации Проблемы развития методологии и теории социально- Культурной деятельности. Термин «парадигма» используется Т. Куном в двух различных смыслах. С одной стороны, он обозначает «всю совокупность убеждений,
|