Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Кова можно считать новым этапом в развитии науки, точкой ее бифуркации,
В которой в снятом виде сфокусировались идеи, исторически Унаследованные в ядре парадигмы социально-культурной деятельности, И идеи инновационного, ценностно-смыслового свойства - Идеи гуманизации, вариативности деятельности, ориентации на высокие Ценностные приоритеты. Безусловно, что вопрос о специальной методологии теории социально- Культурной деятельности нельзя признать окончательно решенным, Ибо для поиска структурно-типологических ее особенностей Ключевым моментом является выявление специфики методологии Педагогики. Только после определения методологии педагогики появляется Возможность приступить к развернутому определению сущности методологии Какой-либо из отраслей педагогики, каковой является, к Примеру, социально-культурная деятельность. Однако этот вопрос Еще не вполне решен на уровне общей педагогики. В педагогической науке в 1980-1990-е годы шел достаточно активный поиск содержания понятия «методология педагогики». Результаты Исследовательской работы, полученные в этом направлении, позволили Выдвинуть дифференцированное представление о структуре И содержании методологического знания, важное место в котором заняло Представление о специальной методологии различных отраслей Педагогики. Надо отметить, что статья о методологии педагогической науки отсутствовала в первой советской «Педагогической энциклопедии»40. Этот ключевой термин не включен в понятийный фонд в основных 40 Педагогическая энциклопедия: В 3 т. / Под ред. А.Г. Калашникова, при участии М.С. Эпштейна. - М.: Работник просвещения, 1929. История и методология теории социально-культурной деятельности Российских справочных изданиях по педагогической тематике, изданных В 1960-1970-е годы41. Эта устойчивая тенденция сохранилась в «Российской педагогической энциклопедии» 1993 года42. В этом издании встречается лишь упоминание о том, что «система методов исследования Определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями О сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования»43. Не определяется понятие «методология педагогики» и в ряде других Нормативных и учебных источников. Между тем в отечественной педагогической науке к началу 1990-х Годов были накоплены некоторые представления о составе ее методологии44. Анализ литературы по методологическим проблемам педагогики Показывает, что в состав педагогических знаний, которые можно отнести к методологическим, входят: • социальные цели, влияющие на развитие педагогической действительности; « философские основания - общая основа творческого применения Категорий и законов диалектики в педагогическом исследовании и Преобразовании педагогической реальности; « понятийный фонд педагогической науки - язык педагогической Науки вообще, базовые и периферийные его понятия; • методы педагогических исследований как инструмент научного Поиска, научного решения педагогических задач; « методы педагогического прогнозирования; 41 См.: Педагогический словарь. - М., 1960; Педагогическая энциклопедия. - М, 1966-1968 и др. 42 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 43 Полонский В.М. Методы исследования / / Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М: Большая российская энциклопедия, Т. 1. - С. 570. 44 В этом смысле важными нам представляются следующие работы: Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986; Методология педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М., 1980; Методологические аспекты развития педагогической науки в современных условиях / Под ред. Я.С. Турбовского. - М., 1980; Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова И др. - М., 1985 и др. Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности • принципы и методы преобразования педагогической действительности; • принципы и методы идеологической интерпретации направлений Педагогических исследований, их результатов и последствий внедрения; • показатели и критерии эффективности педагогического труда и Качества результатов деятельности педагогов. Таким образом, в методологию педагогики входят методологические
|