Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Кова можно считать новым этапом в развитии науки, точкой ее бифуркации,



В которой в снятом виде сфокусировались идеи, исторически

Унаследованные в ядре парадигмы социально-культурной деятельности,

И идеи инновационного, ценностно-смыслового свойства -

Идеи гуманизации, вариативности деятельности, ориентации на высокие

Ценностные приоритеты.

Безусловно, что вопрос о специальной методологии теории социально-

Культурной деятельности нельзя признать окончательно решенным,

Ибо для поиска структурно-типологических ее особенностей

Ключевым моментом является выявление специфики методологии

Педагогики.

Только после определения методологии педагогики появляется

Возможность приступить к развернутому определению сущности методологии

Какой-либо из отраслей педагогики, каковой является, к

Примеру, социально-культурная деятельность. Однако этот вопрос

Еще не вполне решен на уровне общей педагогики.

В педагогической науке в 1980-1990-е годы шел достаточно активный

поиск содержания понятия «методология педагогики». Результаты

Исследовательской работы, полученные в этом направлении, позволили

Выдвинуть дифференцированное представление о структуре

И содержании методологического знания, важное место в котором заняло

Представление о специальной методологии различных отраслей

Педагогики.

Надо отметить, что статья о методологии педагогической науки отсутствовала

в первой советской «Педагогической энциклопедии»40.

Этот ключевой термин не включен в понятийный фонд в основных

40 Педагогическая энциклопедия: В 3 т. / Под ред. А.Г. Калашникова, при участии

М.С. Эпштейна. - М.: Работник просвещения, 1929.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Российских справочных изданиях по педагогической тематике, изданных

В 1960-1970-е годы41. Эта устойчивая тенденция сохранилась в

«Российской педагогической энциклопедии» 1993 года42. В этом издании

встречается лишь упоминание о том, что «система методов исследования

Определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями

О сущности и структуре изучаемого, общей методологической

ориентации, целей и задач конкретного исследования»43. Не

определяется понятие «методология педагогики» и в ряде других

Нормативных и учебных источников.

Между тем в отечественной педагогической науке к началу 1990-х

Годов были накоплены некоторые представления о составе ее методологии44.

Анализ литературы по методологическим проблемам педагогики

Показывает, что в состав педагогических знаний, которые можно

отнести к методологическим, входят:

• социальные цели, влияющие на развитие педагогической действительности;

« философские основания - общая основа творческого применения

Категорий и законов диалектики в педагогическом исследовании и

Преобразовании педагогической реальности;

« понятийный фонд педагогической науки - язык педагогической

Науки вообще, базовые и периферийные его понятия;

• методы педагогических исследований как инструмент научного

Поиска, научного решения педагогических задач;

« методы педагогического прогнозирования;

41 См.: Педагогический словарь. - М., 1960; Педагогическая энциклопедия. -

М, 1966-1968 и др.

42 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. -

М.: Большая российская энциклопедия, 1993.

43 Полонский В.М. Методы исследования / / Российская педагогическая энциклопедия:

В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М: Большая российская энциклопедия,

Т. 1. - С. 570.

44 В этом смысле важными нам представляются следующие работы: Скаткин

М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986; Методология

педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева.

- М., 1980; Методологические аспекты развития педагогической науки

в современных условиях / Под ред. Я.С. Турбовского. - М., 1980; Методологические

проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова

И др. - М., 1985 и др.

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

• принципы и методы преобразования педагогической действительности;

• принципы и методы идеологической интерпретации направлений

Педагогических исследований, их результатов и последствий внедрения;

• показатели и критерии эффективности педагогического труда и

Качества результатов деятельности педагогов.

Таким образом, в методологию педагогики входят методологические



Просмотров 550

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!