Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тивных областей знания, парадигмы специальных наук



Единство методологии и теории нельзя подменять их отождествлением.

Между тем, в специальной литературе собственно педагогические

проблемы социально-культурной деятельности и идеи, имеющие

методологические значение, не всегда различают. Нередко наиболее

емкие теории называют методологическими, относят к методологии

любой вывод, если он имеет актуальное мировоззренческое значение

или реализует какие-либо, подчас вполне очевидные, мировоззренческие

принципы.

Можно утверждать, что относительно этого вопроса имеются как

минимум две точки зрения, характеризующиеся ориентацией исследователей

на рассмотрение методологии нашей теории как вполне самодостаточного

явления и ориентацией на изучение ее специфики в

русле анализа генетической взаимосвязи с базовыми научными отраслями,

прежде всего педагогической науки. Или, другими словами, эти

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

ориентации можно атрибутировать как поиск отраслевой специфики

методологии «внутри отраслевой теории* и «за пределами отраслевой

теории». Безусловно, это даже весьма укрупненное, весьма обобщенное

подразделение исследовательских позиций может быть полезно

при анализе специфики методологии нашей теории, поскольку позволяет

выявлять не только внутренние причины ее видоизменения, но и

обнаружить источники ее внешней детерминации.

В специальных исследованиях методологических феноменов современной

теории социально-культурной деятельности складывается

убеждение, что «современное методологическое знание не представляет

собой некое однородное образование»38.

В контексте анализа методологии теории социально-культурной

деятельности мы выделяем ее многоукладный характер и особенности

применения тех или иных познавательных средств:

• на уровне общенаучной методологии она соотносится с философскими

концепциями, объясняющими возможность интерпретации

социальных фактов и социальной реальности на основе

общенаучных принципов познания (принцип объективности, историзма,

достоверности и др.) и с использованием категорий общественных

наук;

• на интегративном уровне методологии базовой выступает педагогическая

наука, которая задает особую систему принципов, понятий

и исследовательских методов, призванных интерпретировать

лишь некоторую часть социальных фактов и социальной реальности,

связанных с процессами воспитания и образования;

• на уровне специальной методологии происходит предельная

конкретизация принципов и исследовательских методов, формируется

особая система частнонаучных категорий, призванная

объяснить ту часть социальных фактов и социокультурной реальности,

которая составляет предметную область социально-

культурной деятельности - воспитание и развитие личности в

специфических ситуациях досуга и творчества. В теории социально-

культурной деятельности такая предельная конкретизация

проявляется на уровне принципов, которые ряд авторов даже

определяют как ее аксиомы.

Подчеркнем, что речь идет об уровнях специальной методологии,

которые весьма взаимосвязаны, находятся во взаимодействии, обеспе-

38 Паршиков Н.А. Системный подход к основным видам деятельности в вузах

культуры и искусства: Монография. - М.: МГУКИ, 1999. - С 108

61

История и методология теории социально-культурной деятельности

чивающем сущностное единство методологических оснований теории

социально-культурной деятельности

Такая многоуровневость методологии социально-культурной деятельности

позволяет выявить ее специфику, принципиальное отличие,

например от методологии культурологии и методологии социологии,

которые весьма тесно соприкасаются в теоретическом плане с предметной

областью теории социально-культурной деятельности Ибо ни

одна из них не может быть рассмотрена в качестве интегративной науки,

предметная область которой связана с целенаправленным осмыслением

процесса воспитания личности, хотя и не исключает его изучение

Структура методологии специальной науки тесно связана с процессами

интеграции и дифференциации научного познания Эти процессы

на методологическом уровне несколько отличаются от процессов

общей научной интеграции и дифференциации

Дифференциация затрагивает прежде всего уровни методологии

«по вертикали», т е по степени обобщения и конкретизации предметной

области науки В то время как интеграция методологических идей

может разворачиваться лишь «по горизонтали», т е в рамках одного

из уровней, синтезируя методологические основы наук приблизительно

одинаковой степени обобщения Так, к примеру, «по вертикали

» дифференциация специальной методологии теории социально-

культурной деятельности в общем виде может быть представлена так

Дифференциация методологии специальной науки по уровню обобщения и конкретизации

предметной области

методология общественных наук

методология педагогической н а р

методология теории социально-культурной деятельности

62

Раздел! Научный статус теории социально-культурной деятельности

Действительно, например, методология педагогической науки вы-

< iviwei как более общее явление относительно целого ряда специальных

дисциплин - теории общего образования, коррекционной педаго-

1шш, педагогической психологии и многих других, в том числе и теории

социально-культурной деятельности Говоря другими словами,

нгд.иогика выступает как интегрирующая научная дисциплина, объединяющая

генетически взаимосвязанные отрасли науки Однако ме-

к (дологические основы педагогики входят в состав методологического

in шия той или иной отрасли педагогической науки практически в не

и жененном виде, что позволяет судить о ее высокой степени обобщения

Столь же высокая степень обобщения присуща и другим общест-

исиным наукам - например, психологии, социологии, культурологии,

политологии и тд - синтез, взаимообогащение методологического

контекста осуществляется на уровне координации методологических

идей рядоположенных наук - каждая из них имеет разветвленную

систему частнонаучных дисциплин, с которыми вступает в субординационные

отношения

Важно подчеркнуть, что междисциплинарный синтез может осуществляться

лишь на рядоположенном методологическом уровне -

общенаучном, интеграционном, специальнонаучном Следовательно,

переход методологических идей на уровни более общие или более

конкретные («по вертикали») возможен лишь после того, как эти идеи

сняты конкретной наукой на уровне взаимодействия с рядоположен-

ными научными дисциплинами («по горизонтали»)

Вот почему в структуре специальной методологии теории социально-



Просмотров 533

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!