Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Культурной деятельности не могут самостоятельно функционировать
Методологические идеи социологии, культурологии, психологии и Других общественных наук. Только будучи снятыми на уровне общей Педагогики они переходят на специальный, частнонаучный уровень методологии Теории социально-культурной деятельности. Идеи, сформированные в различных методологических контекстах - общефилософском, интегративном, - транслируются на уровень Специальной методологии лишь по каналу взаимодействия отраслевой Теории с той теорией более высокого уровня, с которой данная отраслевая Теория связана генетически и сущностно При исследовании Частных теоретических проблем происходит расширение как исходных Методологических аспектов специфических для теоретического Содержания конкретного исследования, так и источников тех научных Знаний, которые педагогика ассимилирует История и методология теории социально-культурной деятельности Такая разветвленность методологии социально-культурной теории, Наличие в ней различных уровней и аспектов дифференциации Категориальных понятий, отношений взаимной координации и субординации Между ними показывают, что в данном случае мы имеем дело С глубоко эшелонированной системой методологии, обладающей своей Спецификой не только благодаря специфике предметной области (функциональная специфика), но и благодаря особенностям структурно- Типологического свойства. Относительная автономность (структурно-типологическая и функциональная) Отдельных систем и подсистем, входящих в ее состав, Органически сочетается с действием системообразующих факторов в Масштабах общенаучной методологии. К ним можно отнести такие Факторы, как материальное единство мира (как объективную основу Научного знания), единство социальной реальности (при всем многообразии Ее видов, проявлений и сторон), единство процессов дифференциации И интеграции в развитии научного знания. Здесь следует обратить внимание на особенность цикличной смены парадигм, относящуюся к внутренней структуре науки. «В периоды Научных революций возникает необходимость в синтезе наук, в ученых- Энциклопедистах, способных уловить суть перемен в многомерном Мире, сформировать основы новой парадигмы. В следующих фазах Преобладает процесс дифференциации наук, появление все новых Частных отраслей знаний, специализированных ученых, которые углубляются В одну из дисциплин, проверяя и подкрепляя фактами новые Теории и раскрывая способы их практического применения; научные Открытия порождают кластер (пучок) изобретений. В фазе зрелости Этот процесс достигает своего предела, за частоколом деревьев частных Истин теряются контуры перемен в общем лесе научного познания; Вновь приходит время мощных импульсов синтеза этих перемен. Такова в общих чертах картина циклично-генетической динамики со- циальных наук» . Как видим, в контексте парадигмального анализа структуры науки Обнаруживается тесная связь результатов теоретической деятельности Со структурой и особенностями научно-поисковой деятельности научного Сообщества. Действительно, на каждом из этапов развития теории Социально-культурной деятельности мы сталкиваемся с разной Степенью теоретической активности исследователей - от весьма бур- 39 Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы / / Вопросы философии. - М., 1997. - № 1. - С. 6 Раздел I. Научный статуе теории социально-культурной деятельности Ных исследований в годы формирования теории в 1920-е годы, представленных Подлинными учеными-энциклопедистами, такими, как Е.Н. Медынский и другие, до практически полного исчезновения попыток Дать методологическое обоснование теории, обусловленное сосредоточенностью Исследователей на решении частных вопросов, которыми К началу 1990-х годов теория социально-культурной деятельности оказалась прямо-таки перенасыщена: многим ученым до сих пор Памятно то глубинное ощущение вакуума теоретически-обобщающих Идей. Именно в это время впервые была сформулирована идея нового Социально ориентированного подхода к анализу традиционной деятельности учреждений культуры. Вот почему появление «Основ социально- культурной деятельности» Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильни-
|