Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Культурной деятельности не могут самостоятельно функционировать



Методологические идеи социологии, культурологии, психологии и

Других общественных наук. Только будучи снятыми на уровне общей

Педагогики они переходят на специальный, частнонаучный уровень методологии

Теории социально-культурной деятельности.

Идеи, сформированные в различных методологических контекстах

- общефилософском, интегративном, - транслируются на уровень

Специальной методологии лишь по каналу взаимодействия отраслевой

Теории с той теорией более высокого уровня, с которой данная отраслевая

Теория связана генетически и сущностно При исследовании

Частных теоретических проблем происходит расширение как исходных

Методологических аспектов специфических для теоретического

Содержания конкретного исследования, так и источников тех научных

Знаний, которые педагогика ассимилирует

История и методология теории социально-культурной деятельности

Такая разветвленность методологии социально-культурной теории,

Наличие в ней различных уровней и аспектов дифференциации

Категориальных понятий, отношений взаимной координации и субординации

Между ними показывают, что в данном случае мы имеем дело

С глубоко эшелонированной системой методологии, обладающей своей

Спецификой не только благодаря специфике предметной области

(функциональная специфика), но и благодаря особенностям структурно-

Типологического свойства.

Относительная автономность (структурно-типологическая и функциональная)

Отдельных систем и подсистем, входящих в ее состав,

Органически сочетается с действием системообразующих факторов в

Масштабах общенаучной методологии. К ним можно отнести такие

Факторы, как материальное единство мира (как объективную основу

Научного знания), единство социальной реальности (при всем многообразии

Ее видов, проявлений и сторон), единство процессов дифференциации

И интеграции в развитии научного знания.

Здесь следует обратить внимание на особенность цикличной смены

парадигм, относящуюся к внутренней структуре науки. «В периоды

Научных революций возникает необходимость в синтезе наук, в ученых-

Энциклопедистах, способных уловить суть перемен в многомерном

Мире, сформировать основы новой парадигмы. В следующих фазах

Преобладает процесс дифференциации наук, появление все новых

Частных отраслей знаний, специализированных ученых, которые углубляются

В одну из дисциплин, проверяя и подкрепляя фактами новые

Теории и раскрывая способы их практического применения; научные

Открытия порождают кластер (пучок) изобретений. В фазе зрелости

Этот процесс достигает своего предела, за частоколом деревьев частных

Истин теряются контуры перемен в общем лесе научного познания;

Вновь приходит время мощных импульсов синтеза этих перемен.

Такова в общих чертах картина циклично-генетической динамики со-

циальных наук» .

Как видим, в контексте парадигмального анализа структуры науки

Обнаруживается тесная связь результатов теоретической деятельности

Со структурой и особенностями научно-поисковой деятельности научного

Сообщества. Действительно, на каждом из этапов развития теории

Социально-культурной деятельности мы сталкиваемся с разной

Степенью теоретической активности исследователей - от весьма бур-

39 Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы

/ / Вопросы философии. - М., 1997. - № 1. - С. 6

Раздел I. Научный статуе теории социально-культурной деятельности

Ных исследований в годы формирования теории в 1920-е годы, представленных

Подлинными учеными-энциклопедистами, такими, как

Е.Н. Медынский и другие, до практически полного исчезновения попыток

Дать методологическое обоснование теории, обусловленное сосредоточенностью

Исследователей на решении частных вопросов, которыми

К началу 1990-х годов теория социально-культурной деятельности

оказалась прямо-таки перенасыщена: многим ученым до сих пор

Памятно то глубинное ощущение вакуума теоретически-обобщающих

Идей. Именно в это время впервые была сформулирована идея нового

Социально ориентированного подхода к анализу традиционной деятельности

учреждений культуры. Вот почему появление «Основ социально-

культурной деятельности» Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильни-



Просмотров 520

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!