![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Вариациях и видоизменениях, реализовывалась в отечественных
Педагогических концепциях на протяжении всего XX столетия. Уместно вспомнить о краеугольных камнях теории коммунистического воспитания, идее «всестороннего и гармонического» развития личности, Которые также оказались под определенным воздействием неокантианского Идеала воспитания. «Чувственность всегда относится к восприятию единичного, рассудок - к обозрению рядов единичностей для установления связей Между отдельными членами, к духовному происхождению (переход от Ступени к ступени); разум - к искомому последнему центральному Единству, в котором, в конце концов, должно объединяться для духовного Взора все многообразие, как бы разрозненно оно ни было, так что разум и единство для философов понятия взаимные»123. Еще одна важная черта неокантианской парадигмы - стремление к Опредмечиванию процесса развития личности (гармонизации чувственности, Рассудка, разума) на уровне образовательного общения. При Этом общение выступает как ведущий тип воспитательной деятельности, Позволяющий соединить взаимные устремления педагога и воспитанника. Стадии такого общения выделяются также «на почве чув- Там же. - С. 29. Там же. - С. 29-30. Там же. - С. 86. История и методология теории социально-культурной деятельности ственности, рассудка и разума»124. Глубина и методологическое значение Этого положения неокантианской педагогики особенно значимо в Контексте анализа современной парадигмы воспитания. История отечественной Педагогики XX века не дает нам возможности обнаружить Ни одной педагогической концепции, в которой бы не признавалась Воспитательная ценность общения. Эта ценностно-смысловая установка В разной мере реализовывалась в педагогических системах СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, B.C. Сухомлинского и других педагогов. Однако философский подтекст общения как особого диалогического феномена, наполненного ценностным, духовным содержанием, Способным синтезировать разделенность различных сфер жизнедеятельности Личности, был открыт нашей педагогической наукой не так Давно. Социально-культурная деятельность же лишь к середине 1990- Х годов вплотную подошла к технологической разработке педагогики Общения в сфере свободного времени. При этом мы не умаляем вклад Отечественных исследователей 1970-1980-х годов в выявление воспитательного Потенциала общения в ситуациях самодеятельного творчества, Культурно-досуговой деятельности (О.И. Даниленко, В.К. Назаров, А.Г. Подоленко и др.). В работах этого периода были Предприняты первопроходческие попытки анализа технологических Компонентов коммуникативного взаимодействия в сфере досуга. Затем Последовал весьма интенсивный научный поиск, результатом которого Явились фундаментальные исследования социокоммуникатив- Ной природы клуба и, шире, социально-культурной деятельности (Ю.А. Стрельцов, В.В. Туев и др.). Философско-педагогическое осмысление коммуникативного потенциала Воспитания в сфере досуга в XX веке претерпело существенные Метаморфозы. При этом на исходе столетия стало очевидно, что Методологические источники, из которых педагогическая наука черпала Идеи и определяющие схемы научного анализа этих феноменов, и Сегодня оказываются не просто актуальными, но весьма значительными и продуктивными в методологическом плане. Ибо их идеи убедительно Звучат не только в современных фундаментальных работах, но И просматриваются сквозь многочисленные наслоения в работах методического Уровня, научно-популярных публикациях. Среди таких Базисных методологических источников современной теории социально- Культурной деятельности по праву можно назвать неокантиан- Там же. - С. 89. Раздел V. Парадигма частной инициативы Скую концепцию социального воспитания, разработанную П. Наторпом125. Основной мотив социальной педагогики П. Наторпа - образование Индивида с целью включения его в движение человечества к идеальному, Гражданскому обществу, где личность рассматривалась бы не Только как средство, но и как цель. Развивая далее философскую концепцию педагогики, П. Наторп писал: «... Из основного закона образования, в применении к понятию образовательного общения, вытекают три известных основных принципа:
![]() |