Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вариациях и видоизменениях, реализовывалась в отечественных



Педагогических концепциях на протяжении всего XX столетия.

Уместно вспомнить о краеугольных камнях теории коммунистического

воспитания, идее «всестороннего и гармонического» развития личности,

Которые также оказались под определенным воздействием неокантианского

Идеала воспитания.

«Чувственность всегда относится к восприятию единичного, рассудок

- к обозрению рядов единичностей для установления связей

Между отдельными членами, к духовному происхождению (переход от

Ступени к ступени); разум - к искомому последнему центральному

Единству, в котором, в конце концов, должно объединяться для духовного

Взора все многообразие, как бы разрозненно оно ни было, так что

разум и единство для философов понятия взаимные»123.

Еще одна важная черта неокантианской парадигмы - стремление к

Опредмечиванию процесса развития личности (гармонизации чувственности,

Рассудка, разума) на уровне образовательного общения. При

Этом общение выступает как ведущий тип воспитательной деятельности,

Позволяющий соединить взаимные устремления педагога и воспитанника.

Стадии такого общения выделяются также «на почве чув-

Там же. - С. 29.

Там же. - С. 29-30.

Там же. - С. 86.

История и методология теории социально-культурной деятельности

ственности, рассудка и разума»124. Глубина и методологическое значение

Этого положения неокантианской педагогики особенно значимо в

Контексте анализа современной парадигмы воспитания. История отечественной

Педагогики XX века не дает нам возможности обнаружить

Ни одной педагогической концепции, в которой бы не признавалась

Воспитательная ценность общения. Эта ценностно-смысловая установка

В разной мере реализовывалась в педагогических системах

СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, B.C. Сухомлинского и других педагогов.

Однако философский подтекст общения как особого диалогического

феномена, наполненного ценностным, духовным содержанием,

Способным синтезировать разделенность различных сфер жизнедеятельности

Личности, был открыт нашей педагогической наукой не так

Давно. Социально-культурная деятельность же лишь к середине 1990-

Х годов вплотную подошла к технологической разработке педагогики

Общения в сфере свободного времени. При этом мы не умаляем вклад

Отечественных исследователей 1970-1980-х годов в выявление воспитательного

Потенциала общения в ситуациях самодеятельного творчества,

Культурно-досуговой деятельности (О.И. Даниленко,

В.К. Назаров, А.Г. Подоленко и др.). В работах этого периода были

Предприняты первопроходческие попытки анализа технологических

Компонентов коммуникативного взаимодействия в сфере досуга. Затем

Последовал весьма интенсивный научный поиск, результатом которого

Явились фундаментальные исследования социокоммуникатив-

Ной природы клуба и, шире, социально-культурной деятельности

(Ю.А. Стрельцов, В.В. Туев и др.).

Философско-педагогическое осмысление коммуникативного потенциала

Воспитания в сфере досуга в XX веке претерпело существенные

Метаморфозы. При этом на исходе столетия стало очевидно, что

Методологические источники, из которых педагогическая наука черпала

Идеи и определяющие схемы научного анализа этих феноменов, и

Сегодня оказываются не просто актуальными, но весьма значительными

и продуктивными в методологическом плане. Ибо их идеи убедительно

Звучат не только в современных фундаментальных работах, но

И просматриваются сквозь многочисленные наслоения в работах методического

Уровня, научно-популярных публикациях. Среди таких

Базисных методологических источников современной теории социально-

Культурной деятельности по праву можно назвать неокантиан-

Там же. - С. 89.

Раздел V. Парадигма частной инициативы

Скую концепцию социального воспитания, разработанную

П. Наторпом125.

Основной мотив социальной педагогики П. Наторпа - образование

Индивида с целью включения его в движение человечества к идеальному,

Гражданскому обществу, где личность рассматривалась бы не

Только как средство, но и как цель.

Развивая далее философскую концепцию педагогики, П. Наторп

писал: «... Из основного закона образования, в применении к понятию

образовательного общения, вытекают три известных основных принципа:



Просмотров 484

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!