Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Педагогических знаний. Одновременно с дифференциацией педагогической
Знания проявлялась и другая, противоположная тенден- Раздел V. Парадигма частной инициативы Ция. Она может быть охарактеризована стремлением к обобщению и Систематизации накопленных в педагогике знаний, что оказывается Чрезвычайно значимым в процессе формирования педагогической теории. Анализ образовательных теорий в России начала XX века позволил С.Ф. Егорову сделать справедливый вывод о том, что одна из главных целей теоретического синтеза заключалась в том, чтобы «преодолеть Эмпирическую педагогику и разработать научно обоснованную Систему взаимосвязанных идей, положений, принципов, направленных На объяснение педагогического процесса и изменение его в желаемом направлении»ш. Эмпирическая педагогика такой задачи не решала, поскольку она Располагала бесконечным количеством фактов и отвлеченных, большей Частью гипотетических понятий, слабо между собой связанных, и Не раскрывала закономерных связей между отдельными явлениями. Эмпирическая педагогика становилась объектом все более резкой Критики, что нашло отражение в трудах П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптере- Ва, В.П. Вахтерова, М.И. Демкова и других педагогов. Одновременно Они стремились выяснить пути и способы построения теоретического Знания. Один из промежуточных выводов, вытекающих из анализа процессов Генезиса педагогических парадигм, состоит в том, что тенденции Дифференциации и синтеза мы склонны считать основными динамическими Тенденциями, определяющими движение научной теории, Преодоления узко кумулятивного представления о ней. Ведь именно Тенденции дифференциации и синтеза позволяют переводить сумму Новых знаний в иное, новое качество. Выделение этих двух тенденций позволяет нам при анализе процесса Формирования теории социально-культурной деятельности выявить Как минимум еще один этап, который не включается ни в одну Из периодизаций процесса становления нашей теории. Речь идет об этапе накопления знаний о предмете, который впоследствии Станет основой формирования теории внешкольной работы В рамках общепедагогической парадигмы. Этот этап можно определить Как этап формирования предпосылочного знания о предмете, сущности, Методах и формах внешкольной работы. Теория культурно-просветительной деятельности сформировалась В самостоятельную отрасль знания во многом благодаря процессу 131 Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Ис- торико-педагогический очерк. - М.: Педагогика, 1987. - С. 26. История и методология теории социально-культурной деятельности Дифференциации, который на стадии нормальной науки привел к бифуркации И преобразованию представлений о воспитательной работе В особых социальных условиях, в ситуации свободного времени и Творческой деятельности. При этом, на наш взгляд, важно, что процесс выделения этого направления Педагогической науки в самостоятельную отрасль научного Знания слабо связан с внешними обстоятельствами, с историческим Контекстом, а именно с историко-революционными преобразованиями, Формированием советского государства. Даже если такая связь Имеется, то она не может быть признана определяющей. Здесь уместно Обратить внимание на то, что данное утверждение не относится к организации Культурно-просветительной работы, а - шире - внешкольного Воспитания, это утверждение верно лишь для особой педагогической Теории, в которой намечаются обобщающие линии педагогического Знания. Интересно, что это обстоятельство хорошо осознавалось педагогами- Теоретиками и зачастую принималось как само собой разумеющееся Положение. СИ. Гессен писал: «Первоначальный, ныне (к сожалению только в Теории, а не на практике) уже оставленный взгляд заключался в том, что внешкольное образование народа признавалось чем-то несамостоятельным: Оно понималось как суррогат школы, и задачей его почиталось Сообщение народу тех сведений, которые он не получил в школе или университете» . Обратим внимание на фрагмент, который СИ. Гессен поместил в Скобки. Это именно тот тезис, который определяет возможность рассмотрения Генезиса теории без жесткой увязки теоретических положений С их практической реализацией. Накопленный в теории прогностический
|