![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Собой своего рода общественный мозговой центр при Министерстве
Просвещения Временного правительства. Сам В.И. Чарнолуский так охарактеризовал деятельность этого комитета: «История его представляет В высшей степени красочную страницу и в истории нашей Революции, и в истории нашего народного просвещения. Начать с того, что этот «государственный» комитет, несмотря на состоявшееся Соглашение с министерством, до самого своего конца так и не получил никакого «юридического титула» и работал, так сказать, «явочным порядком»; очевидно Временное правительство не могло признать его «своим», да, по существу, он, конечно, и был не его органом, а чисто Революционным органом нового советского типа. Задачей комитета Была выработка временных законов по народному просвещению, которые Должны были действовать впредь до утверждения новых органических Законов. В результате крайне напряженной работы (7 сессий, Сессионных заседаний, не считая массы комиссионных) за 5 Месяцев им было вполне разработано около 40 вполне законченных Законопроектов, которые, по мере приготовления, и представлялись Раздел V. Парадигма частной инициативы Министерству, но ни один из них не получил дальнейшего движения и не был утвержден»133. Но октябрьские события 1917 года помешали реализации реформ в Сфере образования - все законопроекты так и остались на бумаге, а Госкомитет был распущен. Рассказывают, что Чарнолуский пытался Сохранить свое детище, порой совершая самоотверженные, хотя и наивные, Поступки. Так, в октябре 1917 года он не пустил наркома просвещения А.В. Луначарского в здание министерства, попросту выгнал Его. Разумеется, Чарнолускому этого не простили даже после публичного извинения «за свое некорректное и неуважительное поведение по Отношению к А.В. Луначарскому как представителю Советской власти »134. Опыт, накопленный российским общественно-педагогическим движением, В.И. Чарнолуский обобщил в своем фундаментальном труде «Культура социальной личности» (1918)135. В этой работе глубоко и всесторонне обоснована концепция «единой общей гармонической школы». На всех этапах научно-педагогической деятельности В.И. Чарнолуский отстаивал идеи свободного развития личности в Условиях общественного воспитания. Наиболее ярко это проявляется При анализе его многочисленных работ по внешкольному образованию. В книге «Основные вопросы организации внешкольного образования в России» (1909) В.И. Чарнолуский предпринял попытку свести Разнообразные формы внешкольного образования к нескольким основным типам: • школы для взрослого населения; • учреждения, назначенные для удовлетворения потребностей населения В материале для чтения (библиотеки, общественное издательство И книжная торговля); • учреждения для распространения среди взрослого населения научных и специальных знаний (так называемые «народные университеты », курсы, лекции, чтения); Научный архив РАО. Ф. 19 (Архив В.И. Чарнолуского), Оп. 1, Д. 265, Л. 28-45. 134 Чарнолуский В.И. Письмо в редакцию / / Народное просвещение. - М.. С. 235-236. Научный архив РАО. Ф. 19. (Архив В.И Чарнолуского), Оп. 1, Д. 540. История и методология теории социально-культурной деятельности • общественные развлечения (театр, увеселения) и спорт; музеи и Картинные галереи; • народные дома. И далее: «В тесной связи с областью внешкольного образования находятся также важные вопросы о социализации науки, литературы и искусства, вопросы самообразования и вопросы образования таких слоев взрослого населения, как солдаты и заключенные в тюрьмах»136. Такое понимание природы внешкольного образования связывает в один методологический «узел» социальные аспекты (работа с различными Категориями населения и т.д.) и аспекты образовательные, культурные, И, очевидно, вплотную подходит к социокультурному анализу Проблем внешкольного воспитания. Это позволило В.И. Чарнолуско- му обосновать «основные принципы их практического разрешения», среди которых особо выделены: • Участие органов общественного управления в организации внешкольного Образования. • Бесплатность общественных просветительных учреждений. • Обслуживание общественными, просветительными учреждениями Потребностей всего населения. • Участие в заведывании общественными просветительными учреждениями Тех, кто ими пользуется. • Решение национального вопроса в общественной организации Внешкольного образования.
![]() |