Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Можно назвать лишь одну специальную биографическую статью о
Нем, опубликованную в Российской педагогической энциклопедии (1999)144. Окончил Московский университет. Работал в Тульской, а затем в Московских губернских земских управах. Опубликовал «Краткий обзор Тридцатипятилетней деятельности Тульского губернского земства в области народного образования» (1902). В 1912 году совместно с А.М. Обуховым, Н.В. Чеховым и др. был соредактором справочно- обзорного издания «Народное образование в земствах и городах» (1912) и справочника «Высшая крестьянская школа» (1917). СО. Серополко входил в комиссию по созданию Всероссийского Педагогического общества, избранную 2-м Всероссийским съездом Представителей учительских обществ (кон. 1913 - нач. 1914). В октябре Года переехал в Киев, где занимал ответственные должности в Городской управе по заведованию народным образованием и в Генеральном Секретариате народного образования Украинской республики. Читал лекции в киевском Фребелевском институте. Сотрудничал (1911-1918) в русской и украинской педагогической периодике. С 1920 года СО. Серополко жил в эмиграции, сначала в Польше, а С 1924 года в Чехословакии. В 1925-1926 учебном году он читал курс Внешкольного образования в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге. После 1927 года преподавал в Украинском Педагогическом институте им. М.П. Драгоманова в Праге. Был председателем Украинского педагогического общества. Исследовал общетеоретические и организационные проблемы внешкольного Образования. Из педагогических учреждений этого профи- 143 Серополко СО. Внешкольное образование: Курс лекций. - Прага, 1945. 144 Горностаев П.В., Голостенов М.Е. СО. Серополко / / Российская педагогическая энциклопедия. - Т. 2. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - С. 323. Раздел V. Парадигма частной инициативы Ля наибольшее внимание уделял народным библиотекам. Вслед за Н.А. Рубакиным СО. Серополко призывал широко внедрять в народные Массы книгу как важнейший источник самообразования. Высказывался против «административных распоряжений» в библиотечном деле, против «политических, национальных и религиозных тенденций » в подборе книг. В докладе на 1-м Всероссийском съезде по внешкольному Образованию (1 - 7-го июня 1911 года) признал необходимым «повсеместное открытие в неземских губерниях обществ содействия устройству библиотек». В книгах по внешкольному образованию, опубликованных до 1917 Года в России, СО. Серополко последовательно отстаивал мысль о Том, что образованность и общая культура населения - важнейшие Факторы благосостояния людей, создания демократического общественного Строя. В яркой и убедительной форме СО. Серополко выступал С критикой официальной политики в области просвещения, подавляющей Общественные инициативы. Его педагогическая публицистика Вызывала живой отклик среди педагогов-внешкольников. Так, Е.Н. Медынский, всегда цитировавший СО. Серополко, продолжает Ссылаться на него даже после его отъезда из России. Во втором издании «Энциклопедии внешкольного образования» (1925), в котором Е.Н. Медынский доказывал свою лояльность большевистскому режиму и открыто говорил о том, что он «преодолел народническое мировоззрение », он не снимает цитаты из работ СО. Серополко, приводит Его точку зрения по принципу общественности и другим вопросам Внешкольного образования. В целях теоретической разработки вопросов внешкольного образования И практического осуществления мероприятий в этой области СО. Серополко предлагал реализовать идею частной инициативы (которая у него звучала как принцип «общественности»). В развитии различных форм образования ведущее место СО. Серополко отводил народным учителям, при этом с большой осторожностью Он относился к подготовке специальных кадров для организации внешкольного образования на местах: «Говоря о том, что Народный учитель не может быть устранен от дела внешкольного образования, Я отнюдь не отрицаю, во 1-х, всей важности наличности Особых агентов на местах по ведению дела внешкольного образования; Во 2-х, необходимости подготовки народных учителей к ведению этого Дела. Я только хочу указать, что народный учитель не может быть ли- История и методология теории социально-культурной деятельности Шен права приложить свой труд к делу внешкольного образования, которое так тесно связано со школьным образованием»145.
|