Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
В контексте развернувшихся дискуссий по вопросу о соотношении
Школьного и внешкольного образования, в которых участвовали видные Педагоги, обосновывающие самостоятельность задач того и другого Вида образования, СО. Серополко высказывался весьма определенно - «я лично не принадлежу к сторонникам этого взгляда»146. Он Подчеркивал, что оба вида образования представляют собой части единого «психологического процесса, который побуждает человека к расширению своего умственного кругозора» Оба вида имеют общую Задачу - повышение культурного уровня населения. Позиция СО. Серополко выражается в признании того, что «внешкольное и школьное образование не могут покрыть одно другое». «Прошедший Школу, хотя бы и высшую, не может повернуться спиной к тому, что мы именуем «внешкольным образованием», ко всей той совокупности Знаний, мыслей и чувств, которые обретаются человеком вне школы, Путем чтения книг и газет, посещения музеев, выставок, театра и т.д. и Это потому, что школа как раз побуждает более высокие духовные запросы, Которые и нуждаются для своего удовлетворения в различного рода мероприятиях внешкольного образования»147. Методология внешкольного образования была всесторонне рассмотрена СО. Серополко в специальном курсе лекций по внешкольному Образованию, прочитанному им в 1926 году в Праге. В условиях Эмиграции по-иному, чем в Советской России, виделись многие смыс- Лообразующие компоненты внешкольной педагогической теории. Об Этом позволяет судить анализ рукописи этих лекций, обнаруженной Нами в фонде Русского педагогического института им. Я.А. Коменского, который в настоящее время хранится в Государственном Архиве Российской Федерации148. 145 Серополко СО. Народный учитель и внешкольное образование / / Труды Второго Всероссийского съезда им. К.Д. Ушинского / Под ред. В.А. Зеленко. - Вып. 2. - Спб, 1914. - С. 229. 146 Серополко СО. Народный учитель и внешкольное образование / / Труды Второго Всероссийского съезда им. К.Д. Ушинского / Под ред. В.А. Зеленко. - Вып. 2. - Спб, 1914. - С. 228-230. ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46, Л. 4 - 4 (об.) ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46. - 328 л. Раздел V. Парадигма частной инициативы СО. Серополко указывал, что внешкольное образование «принадлежит К циклу педагогических наук, имеющих своим предметом образование человека, т.е. приобщение его к благам культуры»149. Уникальность этого определения заключается в том, что автор расширенно толкует понятие «образование», приподнимая планку внешкольной педагогики, обозначая ее развивающий потенциал, ибо «содержанием Внешкольного образования как науки являются культурные Запросы человека, способы удовлетворения их в прошлом и настоящем, А также установление мер содействия для всестороннего и более полного удовлетворения» 15°. Таким образом, внешкольное образование ориентируется, по мнению СО. Серополко, на создание в каждом индивидууме гармонично Развитого человека, который не только обогатил бы свой ум определенными Знаниями, но и развил бы в надлежащей мере свои чувства и волю. Тут значение внешкольного образования переходит уже «на углубление Той работы, которая производится над каждым в отдельности ». СО. Серополко из этого выводит новые методы культурно- просветительной деятельности. Это, во-первых, «активность, т.е. самостоятельная Работа каждого, кто является объектом внешкольного Образования, потому что только самостоятельная работа дает возможность Познать радость духовной жизни и укрепит свою волю; во- вторых, «индивидуализация, т.е. применение к каждой личности тех Способов культурно-просветительного воздействия, которые более всего содействуют достижению внутренней красоты человека»151. Среди принципов внешкольного образования СО. Серополко наиболее подробно рассматривал «принцип общественности», т.е. самодеятельности Населения и самоуправления. Подчеркивая важность Государственной поддержки, он указывал на опасность решающего влияния официальных кругов на формы и содержание образования. В Этой связи он критически оценивал ситуацию в Советской России, в Которой внешкольное образование подверглось тотальной централизации И идеологической унификации. ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46, Л. 1. ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46, Л. 1 (об). ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46, Л. 2 (об.) 'История и методология теории социально-культурной деятельности Принцип частной инициативы в практике внешкольного Образования
|