![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Цели образования тесно переплетены с жизненными установками
Общества, каждого отдельного индивида. И, в конечном счете, жизнь Определяет образование, а образование активно воздействует на жизнь В ее самом широком понимании. В июле 1922 года Сергей Иосифович Гессен с сожалением писал, что «история педагогических учений слишком еще понимается большинством Педагогов-практиков как собрание устарелых и опровергнутых жизнью воззрений». Однако важно было, по его мнению, показать, что «современные взгляды являются только углублением и дальнейшим развитием этих «устарелых» воззрений, продолжающих жить в Них в своем очищенном жизнью и мыслью виде, и что, напротив, многие Из современных кичащихся своей новизною взглядов представляют собой простой перепев действительно устарелых теорий»130. Это обобщение во многом справедливо и сейчас, поэтому магистранты И аспиранты должны познакомиться с основными историко- Педагогическими парадигмами, которые отмечены яркими научными исследованиями и публикациями, составляющими «золотой фонд» Теории социально-культурной деятельности. ТЕМА 15. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПА* ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ТРУДАХ ПЕДАГОГОВ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Влияние немецкой философии (прежде всего неокантианства На становление педагогических концепций социокультурного Воспитания. Работы Пауля Наторпа ч Социальная педагогика » (1911), ••Культура народа и культура личности» (1912), 4Философскаяпропедевтика»(1911)идр. Методология внешкольного образования в трудах В.И. Чарнолуского и СО. Серополко. Принцип частной инициативы В практике внешкольного образования. Разработка вопросов внешкольного образования - отличительная Особенность развития гуманитарного знания в России конца XIX - Начала XX века. К этим вопросам с большим энтузиазмом обращались Там же. - С. 20. Там же. - С. 21. История и методология теории социально-культурной деятельности. Не только деятели просвещения и народного образования, непосредственно Реализующие внешкольную работу, но и известные философы, Социологи, психологи. Именно в этот период были заложены теоретические Основы современной социально-культурной деятельности, становление Которой определялось тенденциями, характерными для Формирования в целом всей научной теории педагогики. Речь идет, Прежде всего, о двух генеральных тенденциях - дифференциации и Синтеза, характерных для самоопределения отдельной отрасли научного Знания в системе научных дисциплин. Первая из наиболее общих тенденций развития педагогической Теории XX века была связана с дифференциацией педагогического Знания. Тенденция раздробления педагогического знания на отдельные и Весьма узкие отрасли (ювенология, педагогика подростковой делин- Квентности, валеология, педагогика внешкольного воспитания, сравнительная Педагогика, педагогическая психология и др., в том числе и Досуговая педагогика) является, в определенной мере, одним из многочисленных Последствий дифференциации философского знания в XX столетии. Дифференциация философии, некогда стремившейся к Целостному осмыслению наиболее общих проблем и вопросов человеческого Бытия, проявилась в стремлении философов сместить центр своих интересов к «краям». Это одна из наиболее ярких примет постмодернистского Мышления уходящего столетия. В начале XX века педагогическая теория разрабатывалась как усложнявшаяся Система, охватывавшая все более широкий круг общих и Специальных проблем воспитания, более глубоко и разносторонне отражавшая Связи между соответствующими явлениями. В системе педагогической науки получили самостоятельность такие Направления, как теория воспитания, дошкольная педагогика с Выделением проблем, специфических для воспитания и обучения детей Младшего возраста, профессионально-техническая педагогика, Внешкольная педагогика и педагогика социальная Каждая из этих и Других отраслей педагогики стремилась четче отграничивать предмет И проблематику своих исследований. Сущность данной тенденции заключается в осмыслении специфических Явлений и проблем, связанных с особенностями возраста, условий Воспитания или целей специального образования. Вторая тенденция - тенденция к синтезу, обобщению и систематизации
![]() |