![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Логической педагогике, феноменологии социально-культурной активности
Собственно, эта линия философствования, зародившаяся в начале XX столетия, получила продолжателей в лице учеников и единомышленников С.Л. Рубинштейна, таких как Г.С. Батищев - философ, создавший Оригинальную персоналистическую концепцию творчества; К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, разработавшие психологическую Концепцию активности личности и др. Примеры можно было бы продолжить, ибо ясно, что неокантианство Как особое направление русской философии конца XIX - начала XX столетия чрезвычайно сильно повлияло на развитие наук, изучающих Закономерности становления и развития личности. Неокантианский подход во многом соответствовал русской мен- Тальности, что и определило его мощное воздействие на всю гуманитарную Мысль в России начала XXвека. Более того, это воздействие Во многом сходно с воздействием импульсного свойства. Это было Мощное, но весьма кратковременное философское воздействие, приведшее К долговременным методологическим изменениям, затрагивающим Весь комплекс наук о становлении и развитии человека - Психологию, социальную психологию, возрастную и педагогическую Психологию, педагогику, социальную и внешкольную педагогику. Действительно, философская неокантианская парадигма оказала Серьезное воздействие на все гуманитарные науки в России, однако Нам важно уяснить особенности проникновения неокантианского мировоззрения В общепедагогическую теорию, а затем в отраслевые педагогические Концепции. Такая диффузия неокантианских идей была Возможна как по линии зарубежных исследований, широко публиковавшихся В России в переводах и доступных на языке первоисточников, Так и по работам отечественных философов, психологов, педагогов. Поэтому, завершая рассмотрение парадигмы неокантианства на Общенаучном (философском) уровне, важно указать и ее черты на специально- Научном уровне педагогики, поскольку это позволяет обнаружить Специфику парадигмы социально-культурной теории, которую Мы определили как парадигму частной инициативы. Среди педагогических работ зарубежных неокантианцев, оказавших Серьезное влияние на российскую теорию внешкольного воспитания, необходимо выделить книги Пауля Наторпа «Социальная педагогика » (1911), «Культура народа и культура личности» (1912), «Философская пропедевтика» (1911) и др. Раздел V. Парадигма частной инициативы Показательно, что сам факт серьезнейшего методологического воздействия Идей Наторпа на развитие отечественной теории внешкольного Воспитания и культурно-просветительной деятельности находит Подтверждение в многочисленных исследованиях по истории социальной114 И досуговой педагогики115. Более того, отдельные идеи и положения Выдвинутые П. Наторпом, реализуются как методологическая Основа современных социокультурных исследований. Например, В.В. Туев первой из методологических установок в своей докторской Диссертации называет концептуальные положения Пауля Наторпа о том, что «истинная социальная педагогика не может уклоняться от Вопроса об основных законах общественной жизни, что между индивидом И общностью существует столь тесное взаимодействие, что Внешнее разграничение индивидуальной педагогики от социальной Теряет смысл и что взаимное автономное понимание как единственный Подлинный смысл действительно свободной общности может быть достигнуто "разве только в редком союзе немногих лиц»116. Пауль Наторп (1854-1924) - один из наиболее последовательных Представителей марбургской школы неокантианства. В основе его концепции социальной педагогики лежит идея «неограниченного господства Духа и направленной на пробуждение в каждом человеке сознания внутренней свободы»117. Он стремился обосновать педагогическую Концепцию, в которой предполагалось реализовать основную Цель - гармонию индивидуального и социального начал в человеке. Такая гармония, как показывает анализ работ П. Наторпа, возможна Только на основе синтеза рациональной, иррациональной (чувственной) И нравственной природы личности. В работе «Философия как основа педагогики» П. Наторп предпринял
![]() |