Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Система организационного поведения и ее структура



Структура организационного поведения

1. собственно поведение

2. человек

3. организация

 

1. Поведение и его природа

Поведение – это во-первых, действие, а во-вторых – это осознанное действие. Следовательно, для правильного понимания природы поведения, необходимо четко представить себе, что такое сознание.

Сознание – это человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психологическая деятельность как отражение действительности.

Это отражение действительности происходит в форме наших восприятий, мыслей, чувств и т.д., которые в совокупности составляют внутреннее содержание нашей жизни и которые называются переживаниями.

Поведение осуществляется в соответствии с определенными правилами, нормами. Нормы поведения бывают внутренними и внешними.

Внутренние нормы – это информация, которая сформировалась в сознании человека в результате его взаимодействия с окружающей средой. Часть этих норм воспринимается личностью как собственный кодекс, правила поведения, другая – может меняться, чтобы соответствовать внешним нормам.

Внешние нормы – это нормы, которые отражают порядок, правила жизни того мира, который окружает человека.

Состояние внутренних норм – это промежуточный результат взаимодействия норм внутренних и внешних.

С понятием нормы тесно связано понятие поступок. Поступок – это единица поведения, по аналогии с действием как единицы деятельности.

Но поступок – не всякое действие, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к внешним нормам.

Обобщая сказанное, можно определить поведение как совокупность осознанных действий субъекта, обладающих характерной для него особенностью, которая повторяется в разных ситуациях.

Кроме норм, как важнейшего элемента (подсистемы) системы сознания, существует не менее важный элемент данной системы, а именно – способности. Третьим системообразующим элементом структуры сознания являются потребности человека.

Способности – это индивидуальные особенности личности, которые проявляет человек в своей деятельности.Высшими формами способностей является талант и гениальность.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях строения нервно-мозгового аппарата. Но эти предпосылки только обуславливают одаренность человека, но не предопределяют ее.

Потребности – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности. Вместе с тем потребности человека являются исходным побуждением его к деятельности.

На начальном этапе потребность осознается как влечение. По мере того, как осознается предмет влечения, возникает желание. В свою очередь желание рождает побуждение к действию – удовлетворение потребности.

Потребности, нормы потребностии способности личности выполняют функции регуляторов поведения отдельного человека.

Кроме отдельного сознания, присущего каждому отдельному человеку, существует общественное сознание. Соответственно существуют общественные потребности, общественные нормы и общественные способности. Все они также выступают в качестве регуляторов поведения человека.

Общественные потребности определяют качество жизни общества в целом и каждого его члена в отдельности. Они базируются на возможностях материального производства и регулируются социальной политикой государства.

Определяя уровень жизни, общественные потребности оказывают влияние на общественные нормы и развитие общественных способностей.

 

Общественные нормы – это социокультурные правила, которыми руководствуется каждый член общества в своей жизни.

Эти правила формируются на основе различных форм общественного сознания: науки, политики, права, морали, религии, искусства. Сохраняя наиболее ценные традиции, культуру, ментальность, общественные нормы изменяются под влиянием бытия и влияют в свою очередь на его характер.

Общественные способности – это способы деятельности общества. Они отражают уровень цивилизованности: чем выше цивилизации, тем разнообразнее общественные способности.

Зная содержание структуры сознания личности, можно создать модель механизма поведения человека.

Итак, системообразующими элементами сознания являются потребности (П), нормы (Н) и способности (Сn).

 

Человек все время в чем-то нуждается, чего-то хочет, к чему-то стремится. Удовлетворение потребностей обеспечивает жизнедеятельность организма, личности.

В процессе взаимодействии всех трех структурных элементов: потребностей, норм и способностей, в сознании образуется промежуточный результат управления - это состояние потребностей. Воздействуя на это их состояние, можно управлять личностью.

Как уже отмечалось, сначала потребность проявляется как влечение, затем как желание. Далее либо желание подавляется, либо становится жизненной целью. На пути от цели до принятия решения, то есть до начала действия, происходит проектирование поведения.

Этот путь некоторые исследователи (М.Т. Громкова) называет самоопределением. Технология самоопределения, по разработанной ею модели, может быть представлена следующей цепочкой:

 

1 – осознание собственных потребностей;

2 – определение их соответствия состоянию внутренних норм (устранение противоречий);

3 – определение их соответствия состоянию собственных способностей (устранение противоречий);

1 – 2 – 3 - оформление цели;

4 – соотнесение собственных потребностей с общественными (устранение противоречий);

5 – соотнесение собственных норм с общественными (устранение противоречий);

6 – соотнесение собственных способностей с общественными (устранение противоречий);

4 – 5 – 6 - осознание реальной ситуации.

 

Последняя процедура имеет особое значение, поскольку она в конечном итоге оказывает решающее влияние на характер самоопределения и, как следствие, на качество принятого решения. Ее эффективность зависит от широты кругозора, гибкости мышления, умения прогнозировать изменения в сложившейся ситуации. На этом этапе каждого подстерегает опасность совершить одну из двух возможных ошибок.

 

Возможные ошибки последнего этапа:

1) ошибка, когда внешние факторы, влияющие на поведение, рассматриваются слишком узко, поскольку собрана не вся необходимая информация. В результате такого подхода могут оказаться неучтенными важные особенности ситуации.

2) ошибка, когда сфера влияния окружающей среды рассматривается слишком широко. В конечном счете это также приводит к неправильным действиям на пути к достижению цели.

 

2. Человек и его природа.

Субъектом организационного поведения выступает не абстрактный человек, а конкретная личность, включенная в социальную систему. Природу личности отражает ее социально-психологическая структура, в которой принято выделять направленность, характер, темперамент и способности. Данные элементы в совокупности составляют систему, характеризующую личность.

Направленность – это система потребностей, мотивов, интересов и идеалов.

Темперамент – система природных качеств.

Способности – совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств.

Характер – синтез отношений и способов поведения.

Все вышеобозначенное, позволяет схематично изобразить социально-психологическую структуру личности.

Деятельность – основной способ существования человека, - это форма взаимодействия человека с окружающей средой, благодаря которой он познает и изменяет мир, а также самого себя и условия своего существования.

Деятельность является для человека также и способом включения в социальную систему.

Социальная система – это совокупность отношений, которые возникают в результате взаимодействия индивидов.

 

 



Просмотров 760

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!