Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Тема 5. Организация как субъект организационного поведения
1. Анализ и конструирование организации 2. Мотивация и результативность 3. Стиль руководства и поведение организации
Ключевые точки проблемного поведенческого поля: 1) цели организации 2) модель организации 3) организационная структура 4) организационная культура 5) коммуникации 6) мотивация 7) оценка результатов труда и вознаграждение 8) изменения в организации и управление нововведениями 9) стиль руководства 10) внешняя среда 11) поведенческий маркетинг
Цели организации Главная цель существования организации обозначается как ее миссия. Значение миссии: Во-первых: обеспечивает направления и ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях; Во-вторых; оказывает влияние на имидж организации; В-третьих; придает организации определенность и индивидуальность.
Классификация целей организации
При целеполагании необходимо соблюдать определенные требования:
Требования целеполагания 1. Цели должны быть конкретными и измеримыми 2. Цели должны иметь временную характеристику 3. Цели должны быть достижимыми 4. Цели организации должны быть взаимно поддерживающими На основе целей организации формируются цели ее подразделений, групп и отдельных работников.
Модели организации Классические модели: а) механическая б) органическая Механическая модель подобна машине или симфоническому оркестру. Авторство принадлежит М. Веберу, который впервые описал ее применение и ввел термин «бюрократия», как способ организации коллективных действий. Органическая модель (джаз-оркестр) – авторство – Т. Барнс и Дж. М. Сталкер, которые впервые ввели термин «органическая система» для обозначения организаций с гибким менеджментом.
Организационная структура Структура – это скелет организации, схема должностей и подразделений, на основе которой строятся формальные отношения между людьми в организации. Элементы организационной структуры: 1) звенья (подразделения) 2) уровни (ступени управления) 3) связи (горизонтальные и вертикальные, формальные и неформальные). На основе механической модели строятся следующие структуры: 1) линейная 2) функциональная 3) линейно-функциональная 4) дивизиональная 1) Линейная структура – обеспечивает сосредоточение в одних руках всех функций управления. Достоинства: - оперативность; - простота; - невозможность получения подчиненными противоречивых заданий. Недостатки: 1. Плохая адаптивность к внешней среде 2. Отсутствие специалистов по отдельным функциям управления.
2) Функциональная структура Основана на функциональном разделении труда и управления. Однако это нарушает принцип единоначалия. 3) Линейно-функциональная структура: Достоинства: 1) Позволяет сочетать выполнение узкоспециализированных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение разных задач. Недостатки: - отсутствие достаточной гибкости. 4) Дивизиональная структура – она предусматривает деление организации на элементы и блоки по видам товаров и услуг, группам потребителей или географическим регионам. В этой структуре автономность подразделений сочетается с центрально-контролируемым процессом распределения ресурсов и оценки результатов. 4) Организационная культура– ее можно сравнить с нервной системой предприятия. Она соединяет воедино традиции этого предприятия, его философию, идеи, ценности, стиль управления, нормы и правила поведения, создавая единственный в своем роде образ организации. Функции организационной культуры: 1) формирование стратегии и имиджа организации 2) воспитание чувства общности с организацией 3) укрепление социальной стабильности в организации 4) сплочение организации 5) формирование организационного поведения и обеспечение его предсказуемости и управляемости 6) идентификация сотрудниками собственных целей с целями организации и организацией в целом. Факторы, способствующие формированию организационной культуры; внутренние факторы; - миссия и цели организации - стратегия - характер и содержание работы - квалификация, образование, общий уровень развития работников - личность руководителя. Внешние факторы: - общие экономические условия - национальные особенности (традиция, культура) - социальные, этнические и расовые различия - деловая среда в целом и в отрасли в частности. 5) Коммуникациирассматриваются с двух сторон: а) как процесс межличностного общения и б) как система информационных потоков в организации; основные формы информационных потоков - нисходящие коммуникации - восходящие коммуникации - электронные коммуникации - неформальные коммуникации – это канал распространения слухов.
Информация, проходящая по каналам слухов: - предстоящее сокращение штатов; - новые меры наказания за опоздания; - изменения в структуре организации; - грядущие перемещения и повышения; - конфликты между руководителями на последнем совещании; - кто кому назначает свидания после работы. Слухи распространяются со скоростью урагана и нередко наносят большой вред организации.
Основные способы управления слухами: - устранить причины появления слухов; - обращать особое внимание на противодействие серьезным слухам; - опровергать слухи фактами; - предоставлять факты из надежных источников; - воздерживаться от пересказа слуха при его опровержении; - поощрять помощь неформальных лидеров если они выражают желание сотрудничать с вами; - прислушиваться ко всем слухам, чтобы понять, что они могут значить.
Внешняя среда Пути противодействия негативному воздействию внешней среды: 1) корректировка целей организации; 2) выработка новой стратегии; 3) внесение поправок в систему критериев эффективности функционирования; 4) обоснование и выбор нововведений, позволяющих достичь поставленных целей; 5) совершенствование организационной структуры; 6) повышение квалификации персонала; 7) снижение степени централизации
II. Мотивация
|