Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 2. Основные теории и концепции организационного поведения



Вопросы

1. Теория психоанализа

2. Теория бихевиоризма

3. Теория гуманистической психологии

 

I.

Теория психоанализа. Родоначальник теории З. Фрейд (1859 – 1939), который по его собственным словам первым проник в «преисподнюю психики».

Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанной борьбы между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания.

Поведение человека не может быть произвольным или случайным, оно контролируется несознаваемыми психологическими конфликтами.

Согласно Фрейду психика личности включает в себя три структурных элемента:

- сознательное – Суперэго («сверх-Я»

- подсознательное – Эго (Я) и

- бессознательное – Ид (оно).

Эго призвано уравновешивать конфликты. Если Эго – не справляется с этим, то происходит дестабилизация личности, которая сопровождается отрицательными эмоциями и переживаниями.

Способы психологической защиты:

1. Вытеснение - в область бессознательного неприятной информации или чувств

2. Перенесение – своих ощущений и чувств на других людей

3. Сублимация – личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально.

4. Рационализация – она предполагает поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия.

 

Идеи Фрейда были продолжены в творчестве таких исследователей как А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг.

Адлер, признавая значение наследственности и окружающей среды, считал в тоже время, что индивид – нечто большее: «люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей судьбой. Они являются архитекторами своей собственной жизни;

- выдвинул положение о том, что все поведение человека происходит в социальном контексте и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. У человека есть врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества;

- каждый человек живет с чувством неполноценности (например, в детстве ребенок находился в зависимости от родителей). Чувство неполноценности является источником всех устремлений личности к саморазвитию, росту и компетентности. На основе его у человека появляется стремление к превосходству, что проявляется от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы. Хотя Адлер считал это качество у людей врожденным, оно, по его мнению, должно воспитываться и развиваться;

- согласно адлеровской теории, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, ориентированный на превосходство или совершенство. Это стиль проявляется в решении проблем работы, дружбы, любви.

В зависимости от степени активности подхода к проблемам Адлер разделил людей на 4 типа:

1. Управляющий тип (правонарушители, наркоманы и т.д.)

2. Берущий тип

3. Избегающий тип (избегание жизненных проблем).

4. Социально полезный тип.

 

Э. Фромм (1900 -1980). Тип характеров Фромм разделил на 2 больших класса:

- непродуктивные (нездоровые)

- продуктивные (здоровые)

и 5 подтипов.

 

К. Хорни (1885 -1952).

Решающим фактором считал социальные отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны 2 потребности:

1) в удовлетворении;

2) в безопасности.

Если эти потребности родителями удовлетворяются недостаточно, у ребенка развивается установка враждебности.

Защитные стратегии:

1) Ориентация к людям: уступчивый тип. Основное кредо - «Если я уступлю, меня не тронут».

2) Ориентация от людей: обособленный тип. Основное кредо - «Мне все равно». Главное для людей такого типа – не дать себя увлечь.

3) Ориентация против людей: враждебный тип. Основное кредо – «У меня есть власть, никто меня не тронет». Главное для такого типа – удовлетворение личных амбиций.

 

К. Юнг (1875 -1961).

Индивиды мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции.

В структуре личности Юнг выделил наряду с Фрейдом и коллективное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также связанные между собой мыслей и чувств, называемых комплексами.

Коллективное бессознательное состоит из архаичных элементов, которые Юнг назвал архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт.

Юнг классифицировал людей на интравертов (необщительность) и экстравертов (общительность).

Интраверты предпочитают предсказуемость, порядок и стабильность на работе.

Экстроверты предпочитают работу, отличающуюся новизной, разнообразием. Если их работа слишком монотонна и однообразна, они ищут дополнительные раздражители.

Экстроверсия и интроверсия совмещаются в одной личности, но одна из них доминирует, определяя направленность человека.

Таким образом, с учетом вышеобозначенного, для менеджера – с разными людьми надо обращаться по-разному, и основные данные теории психоанализа менеджер может использовать в своей работе.

 

 

II.

 

В основе теории бихевиоризма лежит теория условных рефлексов, которую разработал русский ученый И.П. Павлов (1849 – 1936).

Среди основных представителей теории бихевиоризма можно выделить Д. Уотсона (1878 – 1958), который разработал принципы поведенческой психологии. Согласно Уотсону, поведение людей можно описать в терминах стимулов и реакций (S-R), где в качестве стимулов выступают воздействия внешней среды.

Б. Скиннер (р. 1904) путем экспериментальных исследований выяснил различие между двумя типами реакций:

- «ответных» или автоматических и

- «оперантных», которые самопроизвольно вырабатывает организм (ползание ребенка, начинающего изучать окружающий мир).

Оперантные условные реакции возникают в результате воздействия наказания или поощрения.

В. Бехтерев (1857 – 1927) – известен в науке как основатель коллективной рефлексологии. Один из основных трудов В. Бехтерева – «Коллективная рефлексология». Бехтерев представил весьма подробную картину влияния социальной психологии на поведение людей и отношения между ними. Выявил также преимущество коллективных способов организации труда перед индивидуальными в тех случаях, когда профессиональная группа является личностно значимой для ее членов, то есть своей.

Оказалось, что человеку легче работать, если группа поддерживает его, переживает за него, ожидает от него высоких результатов и верит в него (и наоборот). Этот эффект – своего и чужого поля стал настоящим открытием.

Последующие эксперименты показали, что на своем поле производительность труда в группе возрастает на 10 процентов за счет повышения индивидуально производительности.

 

Процессы, происходящие внутри группы:

- взаимовнушение;

- взаимоподражание;

- взаимоиндукция;

- коллективное настроение;

- коллективные рефлексы;

- коллективное творчество.

Так, например, взаимоиндукция происходит путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида. Таким путем образуется своего рода энергетическое психологическое поле, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.

Еще одним представителем данной теории является Г. Айзенк (р. 1916). В основе теории Айзенка лежат два основных типа личности: интроверты и экстроверты и стабильный и невротичный. В соответствии с ними он делит людей на 4 группы.

Большое значение Айзенк уделил ясности и точности измерений своих теоретических концепций. Для этого он сконструировал множество опросников. В частности, он разработал в этих опросниках шкалу лжи для выявления склонности человека к фальсификации ответов, чтобы показать себя в более привлекательном свете.

Г. Олпорт (1897 -1967) считал, что действия человека мотивируются в большей степени социальными, чем физиологическими воздействиями, а сам он находится в постоянной борьбе за достижение чего-то нового. Олпорт внес свой вклад в развитие основных направлений данной теории.

Практические выводы: в отличие от теорий психоанализа теории бихевиоризма имеют большую практическую ценность для управления организационным поведением. Например, положение о том, что не бывает двух одинаковых людей, требует от менеджера индивидуального подхода к каждому сотруднику.

 

III.

 

А. Маслоу (1906-1970) разработал вопросы мотивации, удовлетворение потребностей, предложил классификацию потребностей взаимосвязей между ними:

 

 

Потребности в уважении и статусе

/

Потребности самоактуализации: реализация потенциала

/

Потребности в принадлежности и социальные потребности

/

Потребности в безопасности; гарантия удовлетворения физиологических потребностей

/

Физиологические потребности: еда, отдых, физическое развитие, жилище

 

Рис. 1.2. Классификация потребностей по Маслоу

 

При этом ученый допускал исключение из правил.

 

Э. Мэйо (1880 – 1949). Согласно исследованиям Мэйо, деньги ни в коей мере не удовлетворяют всех потребностей человека. Есть стимулы и посильнее денежных. Это надо иметь ввиду менеджеру. Мэйо является автором доктрины человеческих отношений.

По сравнению с угрозой наказания более действенными оказались: поощрение похвалой, воспитание чувства гордости за свою компанию, внушение рабочим, что их интересы совпадают с интересами фирмы.

Мэйо в противовес Тейлору пришел к выводу, что при подборе мастера необходимо учитывать не столько технические знания, сколько способность руководить людьми, устанавливать с ними отношения. (За два года Хоторнских экспериментов, проводимых Мэйо, производительность труда рабочих возросла в среднем на 40%).

К. Роджерс (1907 – 1978). Роджерс утверждал, что поведение представляет собой функцию не окружающей среды и внешних стимулов, а феноменального поля.

К. Левин (1890 -1947) – рассматривал поведение как функцию личности и среды.

М. Рокич (1918 -1988). Рокич утверждал, что состав ценностных ориентаций каждого вида одинаков для всех людей. Разница только в степени важности конкретной цели для каждого человека.

Основные положения вышеобозначенных теорий могут явиться при условии правильного их применения – практическим пособием для менеджеров.

 

 



Просмотров 572

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!