![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ГРЕБНОГО ВИНТА И РУЛЯ НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ СУДНА
Силы, возникающие при работе гребного винта. Работающий гребной винт участвует одновременно в двух движениях: перемещается поступательно вдоль своей оси со скоростью ![]() ![]() ![]() ![]()
Возникновение силы попутного потока. Сечение лопасти, расположенное на винтовой линии радиуса Элемент лопасти можно рассматривать как крыло, движущееся под углом атаки На работу движителя существенное влияние оказывают расположенные вблизи него твердые тела — корпус судна, различные направляющие устройства, а также свободная поверхность жидкости. Между частями такого комплекса возникает гидромеханическое взаимодействие. Неравномерность поля скоростей, вызванная попутным потоком, приводит к тому, что в верхней части диска винта лопасть встречает поток, имеющий меньшие осевые скорости, чем в нижней. Вследствие этого угол атаки В самом начале движения судна вперед или назад, когда действие попутного потока не сказывается, лопасти гребного винта начинают работать в невозмущенной среде. Развиваемый на лопастях упор будет больше в нижнем их положении, где подсос воздуха и влияние поверхности воды сказываются значительно слабее. В результате на нижней лопасти возникает сила реакции, значительно превосходящая реакцию на верхней. Их результирующая сила реакции D будет стремиться сместить корму судна вправо. По мере развития оборотов движителем сила реакции уменьшается и возрастает действие силы Поскольку руль располагается в струе движителя, то будут изменяться его гидродинамические характеристики. Натекающий на руль поток закручен. На характер кривой распределения окружных скоростей в закрученной струе влияют попутный поток за корпусом судна и свободная поверхность. Это обуславливает асимметричный характер скоростей потока. Обычно большой скос потока наблюдается в нижней половине струи. При правом вращении винта он направлен на левый борт. Поэтому на не переложенном руле одновинтового судна возникает сила С, стремящаяся повернуть корму влево. Таким образом, когда гребной винт вращается в правую сторону, а руль находится в диаметральной плоскости, на корпус судна действуют одновременно силы С, D и В каждом конкретном случае надо учитывать, что воздействие внешних факторов может существенно изменить ожидаемый результат от выполнения маневра. Это влияние будет зависеть от состояния загрузки судна и его положения относительно воздействующего фактора.
В результате действия значительно большей по силе струи в верхней части корпуса здесь возникает поперечная сила С (сила набрасываемой струи), которая стремится переместить корму влево, если винт правого вращения. Сила реакции D при работе винта на задний ход также имеет место. Максимальное влияние проявляется в самом начале работы движителя, когда он только набирает обороты. В этот период наблюдается интенсивное уклонение кормы влево, так как реакция действует в одном направлении с силой С. По мере развития оборотов движителем сила реакции D уменьшается до некоторой величины, но общая тенденция влиять на уклонение кормы одинаково с силой С сохраняется. Сила попутного потока b будет действовать только в период, когда судно еще имеет движение вперед и уклоняет его корму влево. По мере погашения инерции эта сила уменьшается. Силы, возникающие при отклонении руля от диаметральной плоскости. При прямолинейном движении судна с рулем, расположенным в диаметральной плоскости, его корпус испытывает действие упора движителей и сопротивления воды. С началом перекладки руля его плоскость образует с направлением набегающего потока угол Тогда Таким образом, при отклонении руля от прямого положения на угол
Следовательно, вращение судна на циркуляции происходит вокруг точки 0, называемой полюсом поворота. Натурные и модельные испытания показывают, что на установившейся циркуляции ![]()
Гидродинамическая реакция При разгоне судна потоки воды от винта окажут давление на руль с силой С, воздействие которой будет увеличиваться по мере повышения оборотов движителя. При руле, положенном вправо, эта сила будет постепенно увеличивать общую составляющую сил на руле
- стрелкой показано направление движения носовой части судна; - возможное уклонение носа судна.
Когда судно имеет ход вперед, то встречный поток увеличивает силу Это объясняется тем обстоятельством, что сила от струи работающего движителя будет более мощно воздействовать на правую сторону пера руля. При работе гребного винта на задний ход благодаря засасывающему действию винта образуется поток, направленный к кормовому подзору. Сила этого потока — сила всасываемой струи — не влияет на руль, находящийся в прямом положении. При руле, положенном, например, вправо, струя всасываемого потока будет оказывать давление на левую сторону пера руля и вызовет понижение давления с его правой стороны — корма будет стремиться идти вправо. При левом положении руля 'корма судна будет уклоняться в сторону положенного руля. Когда судно приобретает движение назад, то появляется дополнительная сила от набегающего потока жидкости, направление которой совпадает с силой всасываемой струи, а величина ее зависит от скорости смещения судна назад.
Рассмотрим два судна (а, б), из которых одно А движется передним ходом, а другое В — задним, судна перемещаются прямым курсом, на обоих рули перекладываются в одну сторону относительно общего направления движения. Поперечная гидродинамическая сила В результате дрейфа судна появится поперечная гидродинамическая сила корпуса YГ, момент которой МГ будет направлен у судна А в сторону момента На переднем ходу (у судна А) направление моментов, возникающих на руле и корпусе, одинаково и судно поворачивается под действием суммарного момента (МГ+ Суда на заднем ходу так же, как на переднем, отклоняются с прямого курса только в ту сторону, в которую перекладывается руль. Случаи обратной управляемости (поворот в обратном направлении от перекладки руля) встречаются крайне редко. Ухудшение управляемости судна на заднем ходу вызвано также уменьшением эффективности руля при значительных углах его перекладки. При обтекании пера руля со стороны острой задней кромки на перекладках более 15—20° образуется отрыв пограничного слоя в местах максимальной толщины профиля, что приводит к резкому уменьшению поперечной силы. Напротив, когда руль обтекается со стороны закругленной кромки (при следовании передним ходом), величина поперечной силы остается постоянной вплоть до углов перекладки 35—40°. Кроме того, в этом случае повышается роль корпуса в создании поворачивающего момента; на заднем ходу это взаимодействие будет значительно меньше.
![]() |