Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Ввод подтипов снарядов и ввода отклонений начальной скорости снарядов 18 часть
14 Противопожарное оборудование
На танке установлена система ППО с автоматическим или принудительным включением. Система ППО готова к работе при включенном тумблере батарей (на пульте П13 светятся лампы 1Б, 2Б, 3Б, 4Б) и при нахождении тумблера ОПВТ-ППО на пульте П13 в положении ППО.
14.1 Меры безопасности запрещается во избежание срабатывания баллонов с огнетушащим составом пользоваться открытыми нагревательными приборами, спичками, лампами накаливания мощностью более 10 вт в местах размещения оптических датчиков на расстоянии менее 100 мм от датчика, а также пользоваться внутри танка переносными радиостанциями в режиме передачи.
14.2 Действия экипажа при пожаре При обнаружении пожара необходимо, не дожидаясь автоматического срабатывания системы ППО, включить ее вручную. Для этого необходимо выполнить следующие действия: - нажать кнопку ПО на пульте П13 или кнопку ППО на левом или правом распределительных щитках башни при пожаре в обитаемом отделении; - нажать кнопку ЗО на пульте П13 при пожаре в МТО; - нажать и отпустить кнопки ПО и ЗО на пульте П13 при одновременном пожаре в обитаемом отделении и МТО. Продолжение свечения лампы ПО или ЗО на пульте П13 означает, что пожар не потушен и необходимо повторить операцию тушения пожара. Отсутствие свечения ламп 1Б, 2Б, 3Б, 4Б на пульте П13 свидетельствует о том, что соответствующий баллон сработал. При тушении пожара в обитаемом отделении члены экипажа должны на максимально возможное время задержать дыхание, приоткрыть крышки своих люков и дышать только через них. При возможности экипаж должен покинуть танк и находиться вне танка до его полного проветривания от огнетушащего состава и продуктов горения. При тушении пожара в МТО экипаж должен оставаться на своих местах и продолжать выполнять задачу. Тушение очага пожара внутри и снаружи танка, в том числе огнесмесей типа «напалм», может производиться ручным хладоновым огнетушителем. Для этого необходимо огнетушитель направить штуцером на очаг пожара и открыть запорный вентиль. При тушении пожара снаружи, если при этом позволяет обстановка, экипаж должен заглушить двигатель и потушить пожар. При невозможности выхода из танка экипаж продолжает выполнять задачу, при этом для исключения попадания продуктов горения внутрь танка необходимо остановить нагнетатель. При попадании огнесмеси на приборы прицеливания и наблюдения необходимо удалить горящую огнесмесь со стекол приборов стеклоочистителями и системой ГПО. После тушения пожара, если позволяет обстановка, необходимо провести контрольный осмотр и устранить повреждения, вызванные пожаром. При первой возможности необходимо заменить сработавшие баллоны ППО и огнетушители.
14.3 Проверка заряженности баллонов ППО и ручных огнетушителей Необходимо один раз в год проверять заряженность баллонов ППО в ручных хладоновых огнетушителях контрольным взвешиванием. Допускается разница при взвешивании с массой, указанной на трафарете, не более 10 г. При несоотвествии баллона этому требованию его следует заменить. После замены баллонов ППО (огнетушителей) необходимо сделать соответствующую запись в формуляре.
14.4 Замена баллонов системы ППО Для доступа к баллонам № 3 и 4 в МТО необходимо открыть крышу над МТО. Для снятия баллонов необходимо: - выключить выключатель аккумуляторных батарей; - отстопорить и отсоединить накидные гайки с электропроводами от головок баллонов и разъемы с сигнализаторов давления баллонов; - отстопорить и вывернуть болты хомутов крепления баллонов и снять баллоны. Баллоны следует устанавливать в обратной последовательности, при этом для предотвращения неправильного подсоединения проводов к баллонам следует руководствоваться маркировкой проводов.
14.5 Проверка работоспособности системы ППО В исходном состоянии тумблер ОПВТ-ППО на пульте П13 должен находиться в положении ППО. При включении выключателя батарей на пульте П13 начинают светиться вполнакала лампы 1Б, 2Б, 3Б, 4Б, что свидетельствует об исправности цепей пиропатронов и наличии давления в баллонах. Для проверки необходимо запустить двигатель, нагнетатель ФВУ и нажать кнопку ПРОВЕРКА на пульте, при этом: - начинают светиться на пульте П13 лампы ПО, ЗО и на время от 0,5 до 3 с лампа Ф; - останавливается нагнетатель; - начинают светиться лампы световой сигнализации; - останавливается двигатель, при этом лампа 3Б светится полным накалом; - через отрезок времени от 15 до 25 с с момента нажатия кнопки ПРОВЕРКА перестает светиться лампа ПО, и включается нагнетатель, а через отрезок времени от 30 до 50 с на пульте П13 перестает светиться лампа ЗО, лампа 3Б светится вполнакала и перестает светиться световая сигнализация. По окончании проверки следует выключить нагнетатель, взвести МОД и установить уплотнение на его корпус.
14.6 Проверка работоспособности системы ППО При подготовке к проверке необходимо: - установить тумблер ОПВТ-ППО на пульте П13 в положение ОПВТ; - включить выключатель батарей, при этом на пульте П13 начинают светиться вполнакала лампы 1Б, 2Б, 3Б, 4Б и лампа ОПВТ в мигающем режиме.
Для проверки работоспособности системы ППО от кнопок ручного включения необходимо: - открыть крышку на пульте П13; - нажать кнопку ПО на пульте П13, при этом начинает светиться лампа ПО; - нажать кнопку СБРОС на пульте П13, при этом лампа ПО перестает светиться; - аналогично проверить работоспособность системы от кнопок ППО на левом и правом распределительных щитках башни; - нажать кнопку ЗО на пульте П13 при этом начинает светиться лампа ЗО; - нажать кнопку СБРОС на пульте П13, при этом лампа ЗО перестает светиться; - установить тумблер ОПВТ-ППО на пульте П13 в положение ППО только после того, как перестанут светиться лампы ПО и ЗО; - закрыть крышку на пульте П13.
14.7 Возможные неисправности системы ППО и способы их устранения Возможные неисправности системы ППО и способы их устранения приведены в таблице 14.1.
15 Система дымопуска 15.1 Пользование системой дымопуска Для постановки дымовой завесы необходимо: - включить АЗР ТДА; - включить переключатель БЦН-ТДА на щите контрольных приборов механика-водителя в положение ТДА.
При постановке дымовой завесы необходимо соблюдать следующие требования: - дымопуск производить только в движении с хорошо прогретым двигателем (температура ОЖ должна быть не менее плюс 80 ºС); - при дымопуске следует избегать переключения передач для недопущения возможных разрывов дымовой завесы вследствие резкого изменения частоты вращения двигателя; - максимально допустимая продолжительность каждого дымопуска должна быть не более 10 мин. После прекращения дымопуска двигатель должен работать под нагрузкой от 3 до 5 мин для удаления неиспарившегося топлива. Расход топлива при работе ТДА составляет около 10 л/мин. При работе на топливах Т‑2 и ТС‑1 дымовая завеса получается неэффективная и включать систему ТДА не рекомендуется. внимание! при воспламенении дымовой завесы необходимо выключить азр тда на 2-3 с, после чего допускается его повторное включение. запрещается при горящей дымовой завесе останавливать двигатель.
15.2 Возможные неисправности системы дымопуска Возможные неисправности системы дымопуска и способы их устранения приведены в таблице 15.1.
Таблица 15.1
16 Преодоление водных преград под водой 16.1Меры безопасности Основой безопасного вождения танка под водой является тщательное и качественное проведение работ по установке съемного оборудования и герметизации танка, техническая исправность систем танка и неуклонное соблюдение требований настоящей инструкции и действующего руководства по преодолению водных преград танками, БМП и БТР (РПВП). К преодолению водной преграды по дну допускают экипажи, прошедшие специальную подготовку к подводному вождению. Связь с экипажем остановившегося под водой танка в случае нарушения радиосвязи поддерживают по АВСКУ через воздухопитающую трубу с использованием прибора МТ10М с 10-метровым шнуром, подключаемым к блоку управления и индикации ПУН вместо штатного прибора МТ10М наводчика. Преодолевать водную преграду по дну допускается только на разведанном участке переправы, при этом: - угол входа в воду не должен быть более 25°, а угол выхода более 15°; - скорость течения не должна быть более 1,5 м/с; - поверхность водной преграды должна быть свободной ото льда.
16.2 Подготовка танка к преодолению водной преграды 16.2.1 Предварительная подготовка При предварительной подготовке танка к преодолению водной преграды необходимо выполнить следующие работы: - проверить состояние и крепление уплотнений бронезащиты пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета. В случае невозможности ремонта уплотнения заменить; - проверить легкость отстопоривания и выемки из шахты прибора наблюдения механика-водителя и правого прибора командира; - установить антенные штыри на амортизатор антенны; - повернуть рукоятки кранов систем ГПО в корпусе и башне влево до упора (положение ВОДА); - проверить надежность закрытия и стопорения задраек и зажимов люка запасного выхода; - застопорить в нижнем положении передние откидные щитки болтами, взятыми из ЗИП танка; - проверить наличие и надежность крепления крышек, лючков и пробок корпуса и башни; - вывернуть три заглушки в крыше над выпускной трубой и установить вместо них болты с шайбами, которые находятся в кормовом ящике комплекта ЗИП ОПВТ; - проверить затяжку болтов крепления крыш над моторно-трансмиссионным отделением; - проверить закрытие клапанов нагнетателя. Признаком закрытия клапанов является глухой хлопок клапанов по седлу при выключении нагнетателя; - снять щиток и убедиться в надежном закрытии колпачками штуцеров ВЗУ приборного комплекса ПКУЗ‑1А; установить щиток на место; - убедиться в закрытии колпачком штуцера подпоромера; - проверить исправность и готовность к работе изолирующих противогазов; - уплотнить замазкой 3ЗК‑3у следующие места: а) наружный контур чехла бронезащиты по периметру; б) стыковые соединения ресивера пушки со стволом и болты переднего фланца ресивера; в) ось стеклоочистителя прибора ТКН‑3МК и нижний стык защитного стекла с блоком командирской башенки; г) головки болтов крепления амортизатора антенны Р‑168БШДА и стык между амортизатором и фланцем крепления антенны.
16.2.2 Установка оборудования и проверка качества герметизации При установке оборудования выполнить следующие работы: - открыть лючок для установки воздухопитающей трубы в крышке люка наводчика; - установить нижнее колено воздухопитающей трубы в отверстие лючка на крышке люка наводчика и затянуть гайку крепления трубы с помощью специального ломика; - снять защитную крышку ОПВТ; - установить крышки над воздухопритоками крыш трансмиссионного отделения (рисунок 18.1); - перевести в вертикальное положение поддерживающие кронштейны для крышек над выходными жалюзи, если не установлены бочки для топлива; - установить торсионы крышек над входными жалюзи в рабочее положение; - взвести приводы к крышкам и закрыть все крышки; - установить выпускные клапаны с прокладкой на фланец выпускного патрубка, предварительно очистив его от грязи и нагара, и проверить прилегание тарелок клапанов к седлам; - установить уплотнение на дульный срез пушки; - убедиться в том, что резиновые заглушки плотно надеты на стволы пусковых установок системы постановки завесы; - отключить наружные топливные баки.
Для проверки качества герметизации необходимо: - вывернуть болт в передней части подбашенного листа и установить в отверстие шланг отвода воздуха универсального прибора для проверки герметичности, находящегося в мастерской технического обслуживания, отверстие уплотнить замазкой; - пустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 13,3 (800 об/мин); - убедиться в том, что внутри танка никого нет, и закрыть снаружи крышки всех люков; - перекрыть щитком 15 (рисунок 18.2) отверстие воздухопитающей трубы; - установить места неплотностей по звуку засасываемого внутрь танка воздуха и загерметизировать их замазкой. Примечание: – При проверке не допускается разряжение более 0,04 МПа (30 мм рт. ст).
16.2.3 Окончательная подготовка Окончательную подготовку проводят после проверки качества герметизации. Для этого необходимо: - открыть уплотнительные крышки поворотом башни и вновь взвести приводы к крышкам; - убрать шланг ППГУ, а в отверстие ввернуть болт; - установить защитную крышку на петлях на левой надгусеничной полке и закрепить ее тремя стяжками с помощью ключа; - собрать все три колена воздухопитающей трубы и установить на среднее колено съемную ступень; - установить в трубе сигнальный фонарь (при преодолении водной преграды ночью) и включить его в штепсельную розетку. Верхнее колено трубы при этом устанавливать так, чтобы фонарь светил назад (против хода танка). ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! ПРИ УСТАНОВЛЕННОЙ НА КРЫШКУ ЛЮКА НАВОДЧИКА ВОЗДУХОПИТАЮЩЕЙ ТРУБЕ КРЫШКА ЛЮКА В ОТКРЫТОМ ПОЛОЖЕНИИ НЕ ФИКСИРУЕТСЯ НА СТОПОРЕ. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ТРАВМИРОВАНИЯ ПРИ ОТКРЫВАНИИ И ЗАКРЫВАНИИ КРЫШКИ С УСТАНОВЛЕННОЙ ВОЗДУХОПИТАЮЩЕЙ ТРУБОЙ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ; - вывернуть пробку из отверстия выброса воды откачивающим насосом; - зафиксировать выхлопные клапаны стопором в открытом положении и установить на них предохранительный щиток; - взять из комплекта ЗИП сигнальный шнур; - закрыть ящики ЗИП на все замки; - застопорить башню и люк командира; - застопорить зенитно-пулеметную установку в положение «по-походному» и зачехлить ее; - уложить буксирные тросы в соответствии с указаниями РПВП; - нанести слой замазки толщиной от 3 до 4 мм на резиновые кольца крышек люков членов экипажа, если они повреждены; - придать пушке угол возвышения 10° (по риске на ограждении); - членам экипажа надеть спасательные жилеты и изолирующие противогазы. Изолирующие противогазы перевести в положение «наготове»; - наводчику занять свое место, закрыть люк наводчика. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ТАНКА С ОТКРЫТОЙ КРЫШКОЙ ЛЮКА НАВОДЧИКА ПРИ УСТАНОВЛЕННОЙ НА КРЫШКУ ЛЮКА ВОЗДУХОПИТАЮЩЕЙ ТРУБЕ. При подготовке к преодолению водной преграды в предвидении применения ОВ необходимо дополнительно: - снять щиток с защитной крышки ВЗУ приборного комплекса ПКУЗ‑1А и уложить его в ящик ЗИП; - снять штатные колпачки со штуцеров защитной крышки ВЗУ; - надеть колпачки с удлиненным тросом на штуцера ВЗУ, предварительно закрепив конец троса петлей за скобу на башне.
16.3 Преодоление водной преграды 16.3.1 Подход к водной преграде и действия экипажа При подходе танка к водной преграде необходимо: - двигаться со скоростью не более 25 км/ч; - не перегружать двигатель и следить за температурой охлаждающей жидкости двигателя (перед входом в воду температура охлаждающей жидкости двигателя не должна быть более плюс 90 °С при заправке системы охлаждения двигателя водой и плюс 80 °С при заправке системы охлаждения двигателя антифризом); - включить гирополукомпас на расстоянии от 400 до 500 м до водной преграды, соблюдая правила включения (см. подраздел 6.5).
Перед входом в воду необходимо: - поставить танк по заданному направлению и совместить нуль шкалы гирополукомпаса с указателем на стекле прибора; - закрыть крышки над воздухопритоками крыш моторно-трансмиссионного отделения и убедиться в том, что они надежно удерживаются замками; - снять с выхлопных клапанов щиток, а клапаны снять с чеки; - включить водооткачивающий насос; - установить переключатель ОПВТ - ППО на пульте П13 в положение ОПВТ и убедиться, что лампа ОПВТ светится; - командиру переключить механика-водителя на работу по сети внешней радиосвязи; - механику-водителю убедиться в наличии радиосвязи; - установить рукояткой ручной подачи топлива частоту вращения коленчатого вала двигателя от 21,7 до 25 (от 1300 до 1500 об/мин); - закрыть крышку люка командира; - закрыть крышку люка механика-водителя, отстопорить рукоятку поворота крышки люка и зафиксировать ее в оттянутом положении; - включить первую передачу и начать движение.
16.3.2 Действия экипажа при преодолении водной преграды При преодолении водной преграды необходимо: - точно выполнять команды, подаваемые руководителем с берега; - вход в воду, движение под водой и выход из воды осуществлять плавно, без резкого изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя; - следить по гирополукомпасу за правильным направлением движения и корректировать его плавным перемещением рычагов поворота: при уходе шкалы влево от индекса - правым рычагом, при уходе вправо - левым рычагом; - не допускать уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя менее 21,7 (1300 об/мин); - если радиосвязь с берегом будет нарушена, необходимо немедленно остановить танк без остановки двигателя и ждать указания о дальнейших действиях, принимая меры по отыскиванию и устранению неисправности радиосвязи.
16.3.3 Действия экипажа после преодоления водной преграды Сразу после выхода танка из воды необходимо: - командиру переключить механика-водителя на работу по сети внутренней радиосвязи; - отстопорить башню; - открыть уплотнительные крышки поворотом башни ручным приводом вправо до положения 29-33 по азимутальному указателю; открывать крышки при частоте вращения коленчатого вала двигателя не более 30 (1800 об/мин); - установить переключатель ОПВТ - ППО на пульте П13 в положение ППО; - в предвидении применения ОВ необходимо включить и настроить приборный комплекс ПКУЗ‑1А. После проведения указанных работ танк готов к ведению огня из пушки и спаренного пулемета; при этом не рекомендуется вращать башню при максимальном угле снижения пушки в зоне открытых уплотнительных крышек. Первый выстрел из пушки при неснятом чехле ОПВТ допускается производить любым снарядом, при этом на взрыватель осколочно-фугасного снаряда обязательно должен быть установлен колпачок.
При последующем движении по суше необходимо: - выключить гирополукомпас; - выключить сигнальный фонарь, отвернуть гайку крепления воздухопитающей трубы, вытолкнуть трубу из лючка в крышке люка наводчика и закрыть крышку лючка. При необходимости стрельбы из зенитно-пулеметной установки снять с нее чехол, взвести пулемет и прокачать ЗПУ по вертикали для слива воды из ствола и ствольной коробки. Если после преодоления водной преграды есть возможность выхода экипажа из танка (наличие времени, не ведется обстрел танка противником), необходимо выполнить следующие действия: - разгерметизировать танк в полном объеме; - уложить съемное оборудование на штатные места укладки;
|