![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Организационная самодиагностика
Потом предлагается новый вопрос: "Какие из этих ошибок, включая и только что предложенные, вы считаете особо опасными (не более 3-4 из всего списка) ?"Каждый называет ошибки по буквам и номерам. Вы записываете их на ватмане или доске. И потом смотрите: какие называются чаще всего. Следующий вопрос: "Какие из этих ошибок актуальны для вашей организации сейчас? "И все повторяется. Вы снова оцениваете повторяемость и сравниваете ответы на второй и третий вопросы (самые опасные зообще и наиболее актуальные для них сейчас). Полученная картина дает - Вам основание сделать вывод: над какими ошибками надо работать уже сейчас, и предложить Ваши услуги по этой части в меру Ваших способностей. Техника работы с этим списком очень зависит от состава команды руководителей. Бывает, что это одно лицо - тогда все ясно - он в квадратиках А и Б делает соответствующие отметки. И Вы с ним обсуждаете, как именно можно ;«тфеждать появление обозначенных там ошибок. Если отношения в управленческой команде напряженные либо Вы имеете дело не столько с управленческой командой, сколько со строгим и жестким начальником и его осторожными подчиненными, то лучше работу строить анонимно. А именно: раздать каждому список, в нем они делают требуемые пометки, Вы собираете, затем делаете обобщение без них и в другое время пред-ставляете первому руководителю или же всей группе сводный продукт. Мож-Ю в этом случае раздать всем бумажные квадратики (не клейкие), участники работы на них делают соответствующие обозначения, Вы их собираете и либо ~Р» них, либо (если их руководитель воспринимает это болезненно) без них I':лаете сводку. Теперь представим, что перед Вами дружная, сплоченная команда с от-крытыми, хорошими отношениями. Тогда чего секретничать? Раздайте всем листки, проведите зачитывание с Вашими комментариями. А потом подойди-К к листу ватмана, напишите в один ряд с небольшими интервалами цифры от 2 до 6, обозначающие номера группировок ошибок. Почему без первого? Просто с неизбежными ошибками мало смысла работать - они все равно будут, 1отя иногда стоит и первый блок обозначить здесь. Даже количество неизбеж-ых ошибок все-таки можно снижать. От середины каждой цифры проведите ртикальную черту. Затем предложите участникам по очереди назвать, что у них попадает в вадрат "А" - только цифру с буквой, и записывайте под каждой цифрой соот-ветствующую букву слева от вертикальной черты. А если какая-то буква по-коряется два или больше раз, ставьте справа сверху от нее апостроф (черточ-
Глава XIII
Когда все высказались по поводу левого квадрата, перейдите к правому и справа от вертикальной черты повторите все то же самое. Потом предложите всем посмотреть, что получилось: - где самые большие кластеры (больше всего апострофов); - где левая сторона максимально совпадает с правой; - как эти ошибки связаны между собой - нет ли между ними общности, вза Приведу пример, как это выглядит: 2 3 4 5 6
Д1 РАБОТА С ОРГПАТОЛОГИЯМИ Этот метод, так же как и предыдущие, рассчитан на коллективную саморефлексию, а в качестве проблематизирующего материала для этого используется список патологий организации, который уже обсуждался нами в соответствующей главе. Работать мы можем с управленческой командой или с более широким составом участников. Впрочем, иногда мне приходилось использовать эту методику только один на один с главой компании. Вы, конечно, догадываетесь почему. Но даже и такому чувствительному клиенту я все-таки делаю в конце этой работы с ним такое предложение: "Вам интересно узнать, как проанализировали бы этот список оргпатологий другие руководители вашей фирмы? Чье мнение из них вас заинтересовало бы в первую очередь?" Чаще всего называется кто-то еще. Процедура работы. Пригласите участников, состав которых заранее согласован с первым руководителем, задайте им вопрос, который уже звучал под заголовком соответствующей главы: "Вы, наверное, согласны с тем, что не бывает совершенно здоровых людей?" - они закивают. Тогда задайте им следующий вопрос: "Может быть, тогда вы согласитесь и с тем, что не бывает совершенно здоровых организаций?" - они насторожатся. А Вы продолжите: "Почему нет? Ведь организация есть очень сложный организм и тоже может болеть. Но если болезни человека и животного хорошо изучены и систематизированы, то список болезней организаций (более или менее полный) вы, наверное, видите впервые". Раздайте им список оргпатологий, Вам уже извест-ный, но пусть там будут только названия. Предложите каждому из них по очереди зачитать вслух громко и отчетливо название очередной оргпатологий. Дайте свой комментарий, основой которого может быть текст из той главы, которую мы уже упоминали. Постоянно спрашивайте: "А встречается ли в ва-1 шей организации такое явление?" По их реакции - свободе или скованности обсуждения - Вы решите, как Вам поступать дальше. Организационная самодиагностика
Вариант первый. Если они слушают Вас напряженно, стараются не смотреть друг другу в глаза, помалкивают и у Вас есть основания считать, что в присутствии своего M^TiiTittrT*^.,! они побаиваются выражаться откровенно, то поступите так: пред- п а Ч. dJl Ъ НИ К<я ложите каждому из них выбрать 3-4 вида организационных патологий, которые они считают наиболее опасными для организаций вообще, если такие болезни у них обнаружатся. Попросите отметить таковые палочками с левой стороны листа, напротив каждой из патологий. Затем задайте следующий вопрос: какие из видов оргпатологий, как они считают, особенно сильно проявляются в их собственной организации? Тоже 3-4 вида. Но отметки попросите ставить с правой стороны списка. Предупредите об анонимности этой процедуры. Соберите у них листы, суммируйте на отдельном листе прямо здесь же (попросите кого-нибудь из присутствующих помочь Вам быстро посчитать), покажите им результат. Особенно обратите внимание на те патологии, которые получили самое большое чисяо знаков как с левой, так и с правой стороны. Привожу пример. Организационная патология
Отклонение от нормы Дисфункция организации
A. В 1. 2. Ill 3. 4. Б. В 1. II 2. 3. ill! 4. 5.
![]() |