![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
СУТЬ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Многие наши коллеги отвечают на этот вопрос просто: "Вопросник - что ж еще? А как иначе узнать, чем конкретно консультанту заняться?" Совсем не такой ответ будет предложен ниже. Проблема или задача? Всамом общем смысле речь идет о знакомстве консультанта с клиентной рганизацией, т. е. об определении ее состояния. Выбор параметров для такого определения зависит от специализации консультанта, насколько он склонен к экономическим, административно-право-ым,социально-психологическим или иным сторонам деятельности. Но все же вначале он должен определиться с подходом: - проблемным или - задачным. Проблемный подход имеет целую философию. Согласно ему, прежде чем браться за какую-то задачу, следует ответить на вопрос: какую проблему мы решаем?Клиент часто предлагает консультанту выразить свое отношение к оему плану, к уже готовому решению. А приведенным выше вопросом его южновернуть к исходной ситуации, пересмотреть решение на целесообраз-I юсть. Когда-то к нам в Институт системных исследований официально передали хект объединения города Москва и области. Попросили выслать наше мне- Глава ХП
Знаменитый основатель движения, получившего название ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), Г. С. Альтшулер приводит такой пример: изобретатели бьются над усовершенствованием холодильной техники. Когда же предложили ответить на тот же вопрос, выяснилось, что проблема в длительности хранения продуктов. Но переориентация сил на создание специально* пленки для упаковки решила ту же проблему эффективнее, чем предыдущие попытки. Теперь пример из моей практики. Директор предприятия заказал аттестацию руководителей и специалистов. Я предложил ему все тотже вопрос: какую вашу проблему вы хотите решить посредством аттестации? Выяснилось, что его тревожит рассогласованность действий работников, их неумение и нежелание работать на общую цель. Мы договорились об оргдиагностике, и она показала непонимание многими его подчиненными этой самой цели и немотивированность их на сотрудничество между собой. Вместе с директором мы пришли затем г выводу, что соответствие-несоответствие их его требованиям ничего не даст в этих условиях. Вместо аттестации мы признали целесообразность проведения групповой работы по коллективному осмыслению цели их работы и тренинга на позитивное взаимодействие. Что значит - ответить на вопрос: "Какую проблему мы решаем?" Это значит - провести общую оргдиагностику, т. е. выявить проблемы, связи между! ними (об этом дальше), а потом работать над решением одной из них. Таков проблемный подход. Бывает, однако, когда клиентура ставит вполне конкретную задачу, решаемую именно в прямой постановке. Например, помочь разрешить конфликт! между службами. Или помочь сформировать сплоченную управленческую! команду, разработать новую стратегию, идеологию фирмы. Да хоть и туже ат-Г тестацию. Она ведь может рассматриваться и как самостоятельная задача при I изменении условий, целей и просто регулярно. Бывает и*так, что сам консультант предлагает руководителю решить зада чи, заведомо волнующие последнего, но не осознаваемые или недооцениваемые в обычной практике. Пример: измерение управляемости организации, разрешение естествеши противоречий между формальной и неформальной структурами, коучинг (р< левое развитие персонала). В этих случаях тоже требуется оргдиагностика, но частная, т. е. под уж сформулированную задачу. Так что ни проблемный, ни задачный (извините мне столь неблагозву ный неологизм) подходы не универсальны. У каждого свое место. Трудности же начинаются с границы между ними, где есть действитед ный выбор. Ведь принять задачный подход там, где нужен проблемный, -малый соблазн. Оправданий найдется много: клиент просит, ему виднее; бол шая потеря времени на общую, а затем на частную оргдиагностику и т. п. есть и традиции - так кое-где принято.
![]() |