Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СУТЬ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ



Многие наши коллеги отвечают на этот вопрос просто: "Вопросник - что ж еще? А как иначе узнать, чем конкретно консультанту заняться?" Совсем не такой ответ будет предложен ниже.

Проблема или задача?

Всамом общем смысле речь идет о знакомстве консультанта с клиентной рганизацией, т. е. об определении ее состояния.

Выбор параметров для такого определения зависит от специализации кон­сультанта, насколько он склонен к экономическим, административно-право-ым,социально-психологическим или иным сторонам деятельности.

Но все же вначале он должен определиться с подходом:

- проблемным или

- задачным.

Проблемный подход имеет целую философию. Согласно ему, прежде чем браться за какую-то задачу, следует ответить на вопрос: какую проблему мы решаем?Клиент часто предлагает консультанту выразить свое отношение к оему плану, к уже готовому решению. А приведенным выше вопросом его южновернуть к исходной ситуации, пересмотреть решение на целесообраз-I юсть.

Когда-то к нам в Институт системных исследований официально передали хект объединения города Москва и области. Попросили выслать наше мне-



Глава ХП


нив: надо ли их объединить и зачем, если не надо - почему? Мы предложили тог­да чисто консультационный подход: какую проблему вы решаете? Потому что если мы грамотно выявим корневую проблему во взаимоотношении обоих субъектов Федерации, то, возможно, мы найдем лучший способ решения этой проблемы, чем объединение.

Знаменитый основатель движения, получившего название ТРИЗ (теория ре­шения изобретательских задач), Г. С. Альтшулер приводит такой пример: изоб­ретатели бьются над усовершенствованием холодильной техники. Когда же предложили ответить на тот же вопрос, выяснилось, что проблема в длитель­ности хранения продуктов. Но переориентация сил на создание специально* пленки для упаковки решила ту же проблему эффективнее, чем предыдущие попытки.

Теперь пример из моей практики. Директор предприятия заказал аттеста­цию руководителей и специалистов. Я предложил ему все тотже вопрос: какую вашу проблему вы хотите решить посредством аттестации? Выяснилось, что его тревожит рассогласованность действий работников, их неумение и нежелание работать на общую цель. Мы договорились об оргдиагностике, и она показала непонимание многими его подчиненными этой самой цели и немотивированность их на сотрудничество между собой. Вместе с директором мы пришли затем г выводу, что соответствие-несоответствие их его требованиям ничего не даст в этих условиях. Вместо аттестации мы признали целесообразность проведения групповой работы по коллективному осмыслению цели их работы и тренинга на позитивное взаимодействие.

Что значит - ответить на вопрос: "Какую проблему мы решаем?" Это зна­чит - провести общую оргдиагностику, т. е. выявить проблемы, связи между! ними (об этом дальше), а потом работать над решением одной из них.

Таков проблемный подход.

Бывает, однако, когда клиентура ставит вполне конкретную задачу, реша­емую именно в прямой постановке. Например, помочь разрешить конфликт! между службами. Или помочь сформировать сплоченную управленческую! команду, разработать новую стратегию, идеологию фирмы. Да хоть и туже ат-Г тестацию. Она ведь может рассматриваться и как самостоятельная задача при I изменении условий, целей и просто регулярно.

Бывает и*так, что сам консультант предлагает руководителю решить зада чи, заведомо волнующие последнего, но не осознаваемые или недооценивае­мые в обычной практике.

Пример: измерение управляемости организации, разрешение естествеши противоречий между формальной и неформальной структурами, коучинг (р< левое развитие персонала).

В этих случаях тоже требуется оргдиагностика, но частная, т. е. под уж сформулированную задачу.

Так что ни проблемный, ни задачный (извините мне столь неблагозву ный неологизм) подходы не универсальны. У каждого свое место.

Трудности же начинаются с границы между ними, где есть действитед ный выбор. Ведь принять задачный подход там, где нужен проблемный, -малый соблазн. Оправданий найдется много: клиент просит, ему виднее; бол шая потеря времени на общую, а затем на частную оргдиагностику и т. п. есть и традиции - так кое-где принято.



Просмотров 842

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!